реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционно-правовые основы становления социального государства в России

реферат
днако в п.2 ст.7 Конституции РФ перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере [1]. Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны.

Конституция РФ определяет стратегические целевые установки социальной политики: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышении качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; нормализация и улучшение демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры [30, с.7].

Основными принципами социальной политики являются: обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных Конституцией; создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами; адресность социальной помощи - предоставление такой помощи гражданам, которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход; согласование интересов социальных групп.

Зарождение и становление российской модели социального государства находится в глубокой связи с содержанием реформ и всем ходом современной модернизации страны.

В любом социальном государстве существует сеть индикаторов, позволяющих оценивать ситуацию в социальной сфере, ставить обоснованные задачи перед социальной политикой. Этот уровень считается «порогом бедности». Поэтому прожиточный минимум в отличие от физиологического прожиточного минимума признавался категорией динамичной, подверженной изменениям вместе с общественным развитием.

Вся та система индикации социальной сферы рухнула в начале 1992 г., когда появился Указ Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» [8]. Этот шаг стал важнейшим элементом стратегии «шоковой терапии», в результате чего социальная политика России стала не только декларативной, но и просто лицемерной, поскольку преамбулы законодательных актов, в которых говорилось о заботе и внимании к нуждам населения, вступали в острейшее противоречие с текущей действительностью.

Современную бедность в России формируют три основных фактора: низкая оплата труда, безработица и неплатежи. Но главная беда России состоит в том, что доходы распределяются крайне неравномерно и нерационально.

1.2 Проблемы в системе образования, здравоохранения

Нарастают тревожные проблемы в системе образования. Продолжается процесс его коммерциализации, принимающий уродливые формы. Образовалась теневая система финансирования школ за счет добровольно-принудительных взносов родителей. Тем самым, не обеспечивается выполнение ст.43 Конституции РФ о бесплатном образовании [1].

В этих условиях разговоры по поводу реформы системы образования приобретают декларативный характер.

Вследствие принятия Закона «О монетизации льгот» [3] были внесены изменения в законы «Об образовании» [7], «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4], «О науке и государственной технической политике» [5]. В результате понижается статус федеральной программы развития образования, которую правительство предлагало отменить.

Ликвидирован еще один островок качественного подхода к проблемам социальной политики, касавшейся определения доли от национального дохода, нет расходной части бюджета на образование. Ситуация существенно ухудшилась с 2005 г., когда вступил в силу новый закон об образовании, в соответствии с которым государство снимает с себя ответственность за финансирование образовательных учреждений.

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию. Объявленная цель - достижение единых стандартов высшего образования, основанного на двух уровнях - бакалавр и магистр. К 2010 г. российская система высшего образования должна стать похожей на европейскую: знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, выпускники получат диплом международного образца. Это будет способствовать повышению качества образования в нашей стране и ее конкурентоспособности в мире.

Реформирование образования в качестве ключевых элементов предполагает создание новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективное использование этих и бюджетных средств, и на этой основе - высокое качество и возможность широкого выбора образовательных программ и услуг при сохранении всеобщего доступа всех граждан к общему образованию.

Однако принятие Болонской системы высшей школы чревато утратой преимуществ российского фундаментального высшего образования, сломом всей системы подготовки научных кадров высшей квалификации, дальнейшим движением нашей страны вниз по цивилизационной лестнице.

Российские стандарты организации образовательного процесса продолжают неуклонно ухудшаться.

Продолжается деградация системы здравоохранения. Массы людей и в первую очередь пенсионеры лишены доступа к современным лекарствам из-за их непомерной дороговизны. Бесплатная медицина также как и бесплатное образование превращается в фикцию. Настораживают заявления официальных лиц о том, что государство гарантирует лишь отдельные виды бесплатной медицинской помощи, а не здравоохранения народа.

На рубеже 2003-2004 гг. был представлен проект реформы российского здравоохранения, по которому планировалось заменить участковых педиатров и терапевтов на семейных врачей, существенно сократить общее число врачей, закрыть маленькие больницы, преобразовать лечебные учреждения в некоммерческие организации. Но этот проект реформы натолкнулся на волне ожидаемое сопротивление, в том числе и медиков, увидевших в нем дорогу к окончательному развалу отечественного здравоохранения.

Этап реформирования здравоохранения является особенно актуальным в связи с тем, что состояние здоровья населении России заметно ухудшилось, а ранее предпринятые меры по реформированию данной отрасли не принесли ожидаемых результатов. Кроме того, значительно сократились возможности государства финансировать бесплатное предоставление гражданам медицинской помощи, вследствие чего резко снизилась ее доступность для широких слоев населения. При этом в наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные группы населения.

Экономический механизм воспроизводства доступа к базовым социальным услугам здравоохранения в годы реформ претерпел существенные изменения. От прямого бюджетирования финансирования был осуществлен переход к финансированию через внебюджетные фонды. С целью улучшения финансирования здравоохранения предполагалось осуществить переход на подушевой принцип финансирования здравоохранения. Данный принцип должен охватывать все стадии движения финансовых средств отрасли.

Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [6] было введено добровольное медицинское страхование, а в 1993 г. - обязательное медицинское страхование. Закон был ориентирован на переход к бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения.

Согласно закону граждане России имеют право на: обязательное и добровольное медицинское страхование; выбор страховой компании, медицинского учреждения и врача; медицинскую помощь на всей территории России; предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.

В России существуют в соответствии с законом: государственная и муниципальная система медицинского обслуживания; государственная система обязательного медицинского страхования; негосударственные медицинские учреждения и страховые компании, частнопрактикующие врачи.

Финансирование системы здравоохранения в России складывается из средств Фонда обязательного медстрахования, бюджетных средств и средств населения. Для определения размера базовых социальных гарантий здравоохранения была подготовлена Концепция развития здравоохранения и медицинской науки, одобренная постановлением Правительства РФ, которая определена направления совершенствования здравоохранения.

Широкий доступ населения к услугам медицины предполагает усиление государственного регулирования платной медицинской помощи. Эта задача является тактически первоочередной в процессе повышения доступности медицинской помощи для населения. Необходимо также создание условий для постепенного сокращения масштабов теневого рынка медицинских услуг, включая изменения в порядке налогообложения доходов физических лиц.

В итоге система социального обслуживания населения в конце ХХ века была подорвана, получили развитие лишь те отдельные компоненты, которые ориентированы на интересы небольшой состоятельной части общества - верхушки чиновничества, процветающих предпринимателей, банковско-финансовых кругов.

Оценки проводимой в России социальной политики носят негативный характер. Одни считают, что социальная политика в России имеется, но она слабая и бессистемная. По мнению других, в стране реализуются продуманные, сильные действия в интересах крайне узкого слоя людей - бизнеса или бюрократии. В целом социальная политика носит антиобщественный характер.

При сохранении сегодняшнего уровня доходов основная масса граждан не в состоянии оплачивать «по полной» ни жилищно-коммунальные услуги, ни образование, ни медицинское обслуживание. Переломить этот негативный тренд можно лишь на основе системных мер по радикальной модернизации социальной сферы. Требуется выбрать социальную модель государства как системы взаимосвязанных социальных институтов, здравоохранения и образования.

Государственные расходы на социальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов, рекомендованных конвенциями и рекомендациями Копенгагенской декларации о социальном развитии, Европейской социальной хартией. Разработать общенациональную программу развития системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, которая включала бы федеральную и согласованные с ней региональные программы.

На заседании Президиума Правительства РФ в 2008 г. рассматривался вопрос «Об основных направлениях налоговой политики на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг. и проектах федеральных законов, направленных на их реализацию». В рамках подготовки соответствующих нормативных актов намечено существенно повысить уровень цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий - электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки. В этой связи представляется целесообразным в ходе подготовки проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг. разработать предложения по социальной поддержке низкодоходных групп населения [27, с.17].

2. Трудовые отношения и социальное партнерство как направления социальной политики Российской Федерации

2.1 Трудовое право как функция социального государства

Трансформация общественного устройства России поставила в повестку дня задачу выбора новой социальной модели государства и формирования качественно новых социальных институтов. В финансировании программ социальной поддержки утверждаются их адресные формы. В последние годы были приняты Трудовой кодекс России [2], новое пенсионное законодательство, законодательство по упорядочению социальных льгот.

Социальная политика государства обязательно включает такое направление, как трудовые отношения и социальное партнерство. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Для этого существует система получения среднего, специального и высшего образования, законодательно регламентируются социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска, определяются права работников при найме или увольнение.

Регулирование занятости населения - часть социальной политики, направленной на улучшение уровня и структуры занятости, создание благоприятных условий труда, совершенствование характеристик рабочей силы. Сюда входят: разработка и реализации программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики; программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест.

Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным, реализацией таких программ занимаются биржи труда, в функции которых входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. Биржи труда выплачивают пособия безработным.

«Стратегией развития Российской Федерации» в качестве приоритетных задач объявляются увеличение занятости на основе развития системы социального партнерства, повышение гибкости рынка труда и мобильности рабочей силы, повышение эффективности программ обеспечения занятости населения. Предполагается полнее учитывать региональную специфику рынка труда и сконцентрировать ресурсы Фонда занятости населения в регионах с повышенным уровнем безработицы. Расширятся полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении условий и порядка выплаты пособий по безработице и мер в области активной занятости населения.

В целях повышения мобильности рабочей силы будет совершенствоваться трудовое законодательство, развитие трудовых отношений предполагается на базе устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства.

Анализируя функции социального государства, обычно делают акцент на социальной политике в узком смысле слова - социальном обеспечении, оказании государственной помощи, обеспечении доступного образования и здравоохранения. Однако деятельность социального государства в немалой степени связана с признанием и созданием системы гарантий прав человека в сфере труда. Ч.2 ст.7 Конституции РФ [1] прямо указывает на такие задачи государства, как охрана труда и установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.