реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционно-правовой статус личности

реферат
p align="left">Концепция прав личности, например, в американской теории производна от обобщенной категории «свобода» и соответствует общечеловеческой ценности наивысшего порядка -- свобода личности. Идеалом и принципом американской Конституции являются идеи философов ХVIII в. о народном суверенитете, ограниченном правлении и основных правах индивида, всемерной охране свободы личности, которые в политико-правовом сознании слиты с идеей автономии, изначально, от рождения присущей каждому человеку. Последняя трансформируется в принцип народного суверенитета и общественного договора свободных самоуправляемых личностей с представляющим их интересы и формируемым ими государством, обладающим ограниченной властью, чтобы предотвратить посягательство на свободу и автономию личности. Неотчуждаемые права как раз и существуют для охраны ее изначальной свободы и автономии, которые увязываются с материальным благосостоянием, а значит, с наличием частной собственности. Поэтому американская Конституция выглядит духовным сплавом, идеалом добродетели. Там имеется не только тщательно разработанная доктрина в области прав человека, но и формально-юридический механизм их защиты. Абсолютно четкая иерархия прав, признание неотъемлемых свобод и прав человека имеют место уже в декларации независимости Соединенных Штатов. Тем самым декларация независимости, а затем Конституция США 1787 г., внесли многие элементы в современную концепцию правового положения личности, хотя Конституция первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан. В то время этот вопрос решался в конституциях штатов. Здесь нельзя не упомянуть о том, что из числа полноправных граждан тогда были исключены негры и индейцы. Права и свободы граждан США в основном закреплены в первых 10 поправках, точнее дополнениях к Конституции получивших название «Билль о Правах», принятых пдльнотуция выглядетием, а зна- яются и ее правами.ношении прав и свобод в структуре правового положения личности нет, те есть `ервым конгрессом в 1789 г., ратифицировавшим 10 из 12 поправок, вступивших в силу 15 декабря 1791 г., а также последующими 26 поправками к Конституции Содержащиеся в Конституции США права и свободы по своему характеру относятся к политическим и личным. Среди них почти целиком отсутствуют права и свободы. Последние фактически ограничиваются Положением поправки V о защите частной собственности. Действующая до настоящего времени Конституция США в результате выглядит как документ, уступающий по многим параметрам демократическим конституциям стран Западной Европы и других стран земного шара.

Во второй половине ХХ в. получила признание естественно-правовая доктрина прав и свобод в сочетании с «социальной» доктриной, установившей, что в Конституции закрепляются права и свободы, идущие как от природы человека, так и от природы данного общества, т. е. теория естественного права как бы пережила свое возрождение и в то же время оказалась существенно дополнена социально-экономическими и культурными правами. Сказанное Можно подтвердить путем анализа французской Декларации прав человека и гражданина от 20 августа 1789 г., являющейся фактически составной частью действующей Конституции 1958 г.:

«1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут быть основаны лишь на соображениях пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Таковы свобода, собственность безопасность и сопротивление угнетению.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другим ...».

Эти идеи восприняла и развила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. в качестве общей нормы для всех народов и всех государств. Первый пункт ее гласит: «Люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Все они наделены разумом и совестью ...». Таким образом, Всеобщая декларация. Принимает естественный закон как аксиому. Возрождение естественного закона отражает потребности последних 70 лет.

Наибольшие споры в науке вызвало само деление прав на политические и гражданские, с одной стороны, и социальные, экономические, культурные -- с другой. Так, декларация ООН закрепила, что каждый человек имеет право владеть имуществом и «никто не может быть произвольно лишен собственности». «Произвольно» нельзя лишать собственности, а по закону -- получается можно. То же с правом на труд и на обеспечение в случае потери работы. И здесь противоречие очевидно: если у каждого есть право на труд, то не может быть безработицы, и наоборот. Сталкиваясь с этими несообразностями и стремясь избежать противоречий, либералы предлагают исключить все социально-экономические и культурные права из перечня прав человека, ограничив его лишь политическими и гражданскими правами, но в конституциях Японии (ст. 27, 28, 29), Германии (ст. 12, 14), Италии и других государств эта идея поддержки не нашла. В Конституции Италии заметно выделяются социально-экономические права и свободы. В ней говорится о двух формах собственности в стране -- государственной и частной (ст. 42), о предоставлении государству достаточно широких возможностей для экспроприации частной собственности (ст. 43) и регулировании отношений в области земельной собственности, установлении ее пределов, преобразовании крупных поместий, поощрении мелкой и средней собственности (ст. 44). Государств может вторгаться в отношения собственности «в общественных интересах» (ст. 42), «в целях общественной пользы» (ст. 43). Из социально-экономических прав, содержащихся в Конституции Италии, нельзя не выделить право на труд, которое республика признает за всеми гражданами, и поощряет условия, которые делают это право реальным (ст. 4).

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Российской Федерации 1993 г., основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах. Последние устанавливают общеправовые стандарты прав и свобод личности, определяющие тот уровень, ниже которого государства не могут опускаться. дело в том, что права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства. Теперь они объект внимания всего международного сообщества. Универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность человека, сформулирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Благодаря этим документам человек стал субъектом международного права. Все Государства, присоединившиеся к этим документам, оказались обязаны привести свое законодательство в соответствие с требованиями этих пактов, что создало приоритет указанных Международных актов над внутренним законодательством стран-участниц Поэтому каждый гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, получил право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН , если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.

С принятием декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. в России начался период, в рамках которого произошел поворот правовой системы к признанию и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Конституция РФ 1993 г. закрепила новую концепцию прав и свобод человека и гражданина, согласно которой гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Конституция РФ стоит на позициях признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В ней впервые получил закрепление принцип примата международного права, в частности в области прав человека (ч. 1 ст. 17).

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства». Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в ней принципы и нормы значительно расширяют круг прав и свобод с учетом конституционного опыта цивилизованных государств и содержания международно-правовых актов о правах человека. Здесь наряду с правами и обязанностями граждан впервые в отечественной истории нашли свое закрепление отдельно права человека, т. е. юридически признана категория «права человека». Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своей природе и своему содержанию, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя к; присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства. Второе -- исходит из характеристики прав личности как гражданина государства определяет его права и свободы в качестве такового. В конкретном перечне прав и свобод эти понятия в значительной части совпадают, но не сливаются, сохраняя различия. Поэтому в большинстве статей права и свободы адресуются <каждому», в некоторых - «гражданину».

Налицо отказ в Конституции РФ от классового подхода и переход к закреплению правового статуса личности, хотя этот принцип был важнейшим и в предыдущих конституциях.

Важной чертой действующей Конституции РФ является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, а не только коллективного субъекта как прежде в виде трудящихся и эксплуатируемого народа или просто народа впоследствии. Естественно, что коллективный субъект как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если его признание не ведет к игнорированию индивидуальных прав и свобод каждого человека, признания его самоценности.

Следующей чертой Конституции РФ 1993 г. является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности, о чем уже говорилось выше при анализе ст. 2 Конституции.

Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления и реализации их правового статуса. Имеются в виду те исходные начала, на основе которых осуществляются права, свободы и обязанности личности. Продолжая рассмотрение особенностей Конституции РФ, остановимся еще на одной ее характеристике. Конституционное выражение в ней по аналогии с конституциями США, Японии, Германии, Италии и других получили следующие принципы правового статуса личности 1) равноправие; 2) неотчуждаемость прав и свобод; 3) непосредственное действие прав и свобод; 4) гарантированность прав, свобод и обязанностей; 5) признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью её правовой системы, что определило универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность личности; б) запрещение злоупотребления правами и обязанностями; 7) запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Относительно самостоятельное значение, но обслуживающее правовой статус личности и даже органически в него вплетаемое имеют нравственно-этические принципы и нормы, следование которым обязательно как для личности, так и для общества и государства. Это принципы выражаются или в виде правовых аксиом («дозволено все, что не запрещено законом» -- для граждан и «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом» -- для государственных служащих, в том числе работников правоохранительных органов, («человек - мера всех вещей» и др.), или в форме религиозных постулатов (не убивай, не кради, не доноси, не лжесвидетельствуй и др.), либо виде норм, закрепляющих общечеловеческие ценности и международно-правовые стандарты, в частности признание приоритета общепризнанных прав, свобод и законных интересов личности, а также возможностей их защищать, в том числе путем вмешательства мирового сообщества во внутренние дела тех государств, где права и свободы личности нарушаются. Это - незыблемые принципы и их пересмотр требует более авторитетного решения, чем даже принятие законодательного акта.

Кроме собственных граждан на территории России, как и других государств, постоянно или временно проживают иностранные граждане и лица без гражданства Конституционн0 законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Действующим в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г., является Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., вступивший в силу с 1 января 1982 г. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также гражданским и уголовным и уголовно-процессуальным таможенным законодательством, Законом о государственной границе, Воздушным кодексом, Положением о въезде и выезде из Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания и др. Исходной является ст. 62 Конституции РФ 1993 г., предусматривающей, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации».

Определенные ограничения в Правах, свободах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в самой Конституции РФ 1993 г., которая, как уже отмечалось, использует разные категории субъектов правового статуса: в одном случае употребляется термин «каждый», включающий иностранцев лиц без Гражданства и лиц с несколькими гражданствами, в другом -- «граждане Российской Федерации» что означает, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане Российской Федерации. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т. д. Аналогичным образом этот вопрос решается в Конституциях других государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.