реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционно-правовой статус правительства

реферат

Конституционно-правовой статус правительства

35

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

РЕФЕРАТ

по теме: «Конституционно-правовой статус правительства»

Подготовил:

Студент 567 группы

факультета Юриспруденции

Огурцов А.А.

Белгород

2008 г

План

Вступительная часть

1. Понятие и виды правительства

2. Способы и порядок формирования правительства

3. Структура правительства.

4. Компетенция правительства

5. Ответственность правительства.

Заключительная часть

Введение

В системе центральных государственных органов зарубежных стран важное место принадлежит правительству как высшему исполнительно-распорядительному органу. Порядок формирования, состав правительства и его компетенция в значительной степени зависит от формы правления.

Одной из тенденций развития современного конституционного права является усиление роли исполнительной власти, что находит выражение в активном участии правительства в законотворческой деятельности, праве издавать акты, имеющие силу закона, в обладании чрезвычайными полномочиями. Фактическая роль правительства в государственном механизме еще более значительна, т.к. его глава в государствах с парламентской формой правления выполняет отдельные функции главы государства, в том числе временно исполняет обязанности президента.

Актуальным является вопрос об ответственности правительства, т.к. оно представляет собой высший управленческий орган, который должен отвечать за проводимый внутренний и внешнеполитический курс.

Вопрос № 1. Понятие и виды правительства.

Закономерностью общественно-политического развития зарубежных стран является концентрация наиболее важных полномочий у высших органов исполнительной власти. Это происходит в результате эволюции государственности в условиях современной научно-технической революции, сопровождающейся усложнением социальных процессов.

Органы исполнительной власти приобретают едва ли не универсальное значение, осуществляя не только исполнительные функции, но и во многом определяют содержание и характер законотворческого процесса.

Правительство - это высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Чаще всего оно носит название Совета Министров (Италия, Болгария, Испания, Португалия, Польша) или Кабинета Министров (Япония, Израиль, Казахстан, Латвия). Встречаются и иные обозначения: Государственный совет (Норвегия, Финляндия, Швеция, Китай); Федеральный совет (Швейцария); Правительство (Колумбия, Венгрия, Румыния, Чехия, Россия); Федеральное правительство (ФРГ, Австрия).

Поня-тие «правительство» известно далеко не всем конституциям. Основные законы ряда государств не предусматривают функционирование подобно-го органа и упоминают лишь о главе государства и отдельных министрах (например, конституция Никарагуа 1987 г.). Большин-ство же конституций регулируют деятельность указанного инсти-тута, используя при этом разные наименования.

В некоторых государствах проводится различие между прави-тельством, заседающим под председательством главы государст-ва, и правительством, заседающим под председательством премь-ер-министра. Во Франции, Бельгии, а также ряде франкоязычных стран Африки в первом случае используется термин «совет мини-стров», а во втором -- «совет кабинета». В Скандинавских стра-нах обычно различаются государственный совет, в котором пред-седательствует глава государства, и совет министров, заседаю-щий под председательством премьер-министра.

Статус и фактическая роль правительства, порядок его формирования и деятельности определяются, прежде всего, формой правления, а также особенностями политического режима и политической практики, которые сложились в данной стране.

От других государственных органов правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как законодательные органы, а организацией их исполнения, обеспечением управления государственным аппаратом, экономикой страны. И в отличие от органов законодательной и судебной власти правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать принимаемые решения.

Несмотря на использование в конституционном праве различ-ных стран неодинаковых понятий, термин «правительство» явля-ется как бы обобщающим. Конкретная его трактовка во многом зависит от формы правления той или иной страны. В президент-ских республиках, а также в странах, сочетающих черты абсо-лютной и дуалистической монархии, правительство в основном рассматривается как совокупность советников при главе государ-ства, полномочия которых производны от полномочий последнего. Правительство здесь, таким образом, обычно не составляет еди-ного коллегиального органа. Весьма показательна в данном отно-шении терминология, применяемая мексиканским конституционным правом, где правительство обозначается термином «совеща-ние Государственных секретарей».

Конституции указанных государств обычно закрепляют статус президента (монарха) в качестве и главы государства, и главы правительства. Он играет решающую роль в определении про-граммы правительственной деятельности, в принятии важных ре-шений. Каждый из министров правительства считается, как прави-ло, лишь индивидуально уполномоченным осуществлять политику главы государства в вверенной ему сфере. В тех странах, которые функционируют преимущественно по президентскому образцу, но где существует пост премьер-министра, последний считается по-мощником президента и наделяется такими полномочиями, кото-рые последний пожелает ему предоставить. Главная задача премь-ер-министра сводится в основном к осуществлению вспомога-тельных, общекоординационных функций.

С точки зрения партийного состава правительства можно под-разделить на партийные и беспартийные. Последние, в частности, характерны для монархических государств Арабского Востока, где вообще отсутствуют политические партии (Оман, ОАЭ, Сау-довская Аравия). Беспартийные правительства часто формирова-лись в условиях военных режимов стран «третьего мира».

Партийные правительства бывают как однопартийными, так и коалиционными. Первые могут формироваться в странах с парла-ментарными и смешанными формами правления, где какая-либо партия располагает большинством мест в парламенте (Великобри-тания, Канада), а также в президентских республиках, где мини-страми чаще всего становятся представители партии, победив-шей на президентских выборах. Коалиционные правительства ча-ще всего создаются в странах с парламентарными и смешанными формами правления, в которых ни одна партия не располагает поддержкой парламентского большинства (Италия, Бельгия, Ни-дерланды, Дания).

В зависимости от поддержки правительства со стороны раз-личных парламентских фракций выделяются правительства боль-шинства и правительства меньшинства. Последние обычно фор-мируются в ситуации, когда образование правящей коалиции, ко-торая бы охватывала партии, в совокупности опирающиеся на поддержку парламентского большинства, не представляется воз-можным. Правительство меньшинства находится у власти, как правило, благодаря поддержке других партий, непосредственно не входящих в правительство. Формирование подобных правительств характерно, в частности, для скандинавских монархий (Норве-гия, Дания, Швеция). В последнее время такая практика полу-чила распространение и в Индии (вследствие утраты некогда доминирующих позиций на внутриполитической арене партией Индийский национальный конгресс). Сравнительное конституционное право. Учебное пособие / под ред. доктора юрид. наук, проф. А.И. Ковлера, доктора юрид. наук, проф. В.Е. Чиркина, (отв. ред.) доктора юрид. наук Ю.А. Юдина.- Изд-во «Манускрипт». - М.: 1996. С. 623-625.

Вопрос № 2. Способы и порядок формирования правительства.

Способы формирования правительства зависят в первую очередь от формы правления и от участия парламента в этой процедуре. Существует несколько механизмов формирования правительства, в основе различий которых лежит соотношение объема полномочий главы государства и парламента. Обобщая, можно представить рассматриваемый процесс в следующем виде:

- глава государства предлагает кандидатуры главы и членов правительства - парламент назначает (Польша);

- глава государства предлагает кандидатуры - парламент одобряет -глава государства назначает (ФРГ, Испания);

- глава государства назначает главу и членов правительства - парламент одобряет (Греция, Италия);

- парламент предлагает кандидатуру главы правительства - глава госу-дарства назначает (Япония);

- глава государства назначает главу и членов правительства без официального участия парламента (Великобритания).

В парламентарных республиках и монархиях используется так называемый парламентский способ формирования правительства. Суть его состоит в том, что высший представительный орган непосредственно осуществляет процедуру по созданию правительства и может принудить его уйти в отставку. Фактически право на создание правительства получает партия или коалиция партий, которая после выборов имеет большинство мест в нижней плате. Однако конкретные процедуры могут заметно отличаться.

Если какая-либо партия (блок партий) располагает явным большинством в парламенте, то проблем с формированием правительства, как правило, не возникает, поскольку ее лидер чуть ли не автоматически становится премьер-министром. Подобная ситуация характерна, в частности, для Великобритании, Канады, Грации, Австралии, Малайзии, Сингапура. Так, премьер-министром Греции назначается руководитель политической партии, располагающей в Палате депутатов абсолютным большинством мест. Если эта партия не имеет своего руководителя или если последний не был избран депутатом, то назначение премьер-министром производится после назначения парла-ментской группой партии своего руководителя. Если ни одна из политиче-ских партий не располагает абсолютным большинством мест в Парламенте, Президент республики поручает руководителю партии, обладающей отно-сительным большинством мест, выяснить возможность сформирования Правительства, которое бы пользовалось доверием Парламента. Если это не удается, то Президент может поручить формирование Правительства руко-водителю партии, занимающей по численности второе место в Парламенте, или назначить премьер-министром лицо, которое, по мнению Совета рес-публики, может получить доверие Палаты. После принятия присяги пре-мьер-министром правительство обязано поставить вопрос о доверии перед Палатой депутатов. Резолюция доверия принимается абсолютным боль-шинством голосов присутствующих депутатов (но не менее 2/5 от общего числа депутатов); резолюция порицания абсолютным большинством голосов членов Палаты (ст. 37 и 84 Конституции).

В Испании Король после консультации с представителями политических групп имеющих парламентское представительство, предлагает Конгрессу депутатов (одной из палат испанского Парламента) кандидатуру на пост председателя Правительства. Кандидат излагает перед Конгрессом депутатов политическую программу Правительства, которое он намерен сформи-ровать. Если палата абсолютным большинством голосов депутатов выразит доверие кандидату король назначает его председателем Правительства. Если нет, то проводится второй тур голосования, и для получения доверия достаточно абсолютного большинства голосов. Если и во втором туре не удалось получить требуемого большинства голосов, то выдвигается новая кандидатура на пост председателя Правительства. Процедура повторяется. Если в течение двух месяцев после проведения первого голосования ни один из кандидатов не получит доверия Конгресса депутатов, король принимает решение о роспуске парламента. Такая процедура установлена ст. 99 Конституции Испании. Остальные члены Правительства назначаются и отстраняются от должности королем по предложению председателя Правительства (ст. 100 Конституции).

Гораздо сложнее обстоит дело в случае, когда ни одна партия (блок партий) самостоятельно не располагает парламентским большинством (Нидерланды, Австрия, Бельгия, Дания, Италия). Формирование правительства здесь порой занимает довольно много времени, а его состав в конечном итоге не всегда отражает результаты выборов. Не случайно, например, в Нидерландах говорят, что «можно выиграть выборы, но проиграть процесс формирования правительства».

В данной группе стран образованию правительства обычно предшествуют консультации главы государства с лидерами крупнейших парламентских фракций, председателями палат парламента, уходящим в отставку премьер-министром. Сложностью подобных консультаций, характерной для ряда стран (Бельгия, Нидерланды), обусловлено появление таких своеобразных институтов, как форматор и информатор.

Форматором является лицом, которому монарх поручает определить круг потенциальных членов правительства, способного заручиться поддержкой парламентского большинства (чаще всего фор-матором становится лидер крупнейшей фракции в парламенте). Если форматор успешно справляется со своей задачей, он, как правило, и становится премьер-министром. Имели место, однако, и исключения. Так, в Бельгии в ряде случаев успешно выполнивший свою задачу форматор затем не входил в состав правительства. Порой главе государства приходится назначать несколько форматоров, прежде чем удается сформировать правительство. В той же Бельгии, например, в 1981 г. сменилось четыре форматора, прежде чем М. Мартенс стал премьер-министром. Это, правда, отчасти определялось политической стратегией последнего, предпочитавшего сначала дать возможность сформировать правительство своим соперникам (в ожидании, естественно, что у них ничего из этого не получится).

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.