реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

реферат
p align="left">Политические обязанности. Все граждане согласно конституциям Грузии, Испании, Украины, Хорватии обязаны соблюдать конституцию и законы своей страны. В ряде конституций речь идёт об обязанностях всех граждан быть верными, преданными своему государству (Ирландия, Румыния, Сан-Марино). Особенностью Конституции Азербайджана является установление в ней обязанности каждого гражданина уважать государственные символы Республики - её флаг, герб и гимн (ст. 75).

Обязанность гражданина - защита родины. Сроки военной службы различны: в Швейцарии - 3,5 месяца, в Хорватии - 6, в Испании - 9, в Аргентине, Монголии - 12, в Грузии, Колумбии - 18, в Белоруссии, Индонезии - 24, в Израиле, Судане - 36 месяцев.11 Комсомольская правда. 2003. 18 июня. В 1974 г. в Перу установлена обязанность военной службы женщинами с 18 лет. Наиболее известным массовым призывом женщин на основании всеобщей воинской обязанности считается израильская армия. Женские части и подразделения объединены в женский корпус.11 Подпобнее: Пешков В. Женщины в армиях мира // Защита и безопасность 2005. № 2 (33). С. 26-27.

Срок прохождения альтернативной службы обычно в 1,5 - 2 раза больше: в Венгрии - 18 месяцев, во Франции - 20 месяцев. В Германии альтернативную службу проходят, главным образом, в негосударственных организациях, в Болгарии преимущественно в государственных (структурах гражданской обороны, государственной и муниципальной власти, здравоохранения, социального обеспечения).

В некоторых конституциях закрепляется обязанность участвовать в выборах (Бельгия, Греция, Португалия, Турция, Аргентина, Италия);

К социально-экономическим обязанностям относятся: уплата налогов и сборов; бережное отношение к общественной собственности и ее укрепление; трудиться (Испания, Португалия, Габон, Уругвай); в Гватемале бродяжничество наказуемо; в Коста-Рике труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества; но в ФРГ принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. В мусульманских странах существует обязанность уплачивать закят - 5-ти процентный налог на доход для содержания бедных.

Социально-культурные обязанности:- учиться, получить образование (в Колумбии - с 5 до 15 лет, включая 1 год в дошкольном учреждении); охранять окружающую среду (Болгария, Словакия); хранить и умножать культурное наследие (Словакия).

Таким образом, в зарубежных конституциях закрепляется весьма широкий круг прав и свобод человека и гражданина, способствующий реализации их интересов и потребностей, и относительно небольшой перечень обязанностей, которые необходимо исполнять в интересах общества, государства и других граждан.

Вопрос 5. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Под гарантиями понимается система средств, условий, способствующих реализации, охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Гарантии зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени независимости судебной власти и других факторов. Они подразделяются на две большие категории: внутригосударственные и международно-правовые. К международно-правовым гарантиям относится прежде всего право индивида обращаться в международные учреждения (Комитеты ООН) и суды (Европейский Суд по правам человека) за защитой своих прав. Более подробно эти гарантии изучаются в курсе международного права.

Внутригосударственные гарантии принято подразделять на социально-экономические, политические, идеологические и юридические. Социально-экономическими гарантиями прав граждан считаются обладание собственностью, что даёт возможность человеку независимо осуществлять свои права; существование социального государства. Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении,11 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С.106 - 107. т.е. зависят от степени демократичности политического режима. Под идеологической гарантией понимается наличие в господствующей идеологии концептуальной значимости прав и свобод человека, приоритетности прав и интересов человека в общественной жизни, рассмотрение блага человека как одной из основных ценностей или высшей ценностью, обоснования важности соблюдения и защиты прав и свобод человека.22 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 130..

Немалое значение имеет общественное мнение, которое стало важным элементом демократической политической системы. Правящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воздерживаться от грубых форм ограничения гражданских прав.

Юридические гарантии опираются прежде всего на авторитет конституций, в которых закреплены основные права и свободы. Однако конституции не всегда закрепляют права и свободы в полном объёме, что характерно для Австралии, Новой Зеландии, Швеции.

Практически более важными являются судебные гарантии. Они заключаются в предоставлении гражданину права обращения в суд с требованием признать неконституционным тот или иной закон, который ограничивает какое-то конституционное право гражданина, или издать приказ в адрес административного органа об осуществлении предусмотренного законом действия или о воздержании от какого-либо действия, нарушающего субъективное право граждан.

В США по инициативе судебной власти введено «правило миранды», в соответствии с которым полицейский в момент задержания обязан сообщить задерживаемому лицу перечень его прав: «Вы имеете право не давать показания; все что Вы скажете, может быть и будет использовано против Вас в суде; Вы имеете право консультироваться с адвокатом и он может присутствовать на Ваших допросах; Если у Вас нет средств на оплату труда адвоката, он, если Вы пожелаете, будет назначен до начала допросов; Вы можете воспользоваться этими правами в любое время и не отвечать ни на какие вопросы и не делать никаких заявлений». В Конституции Испании зафиксировано, что «каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной ему форме проинформирован о его правах и основаниях его задержания».

Многие конституции содержат прямо выраженный запрет пыток и других унижающих достоинство видов обращения. Право на неприкосновенность личности и одна из наиболее значимых, применяемых в практике зарубежных стран процедура - Хабеас корпус. Это традиционное наименование судебного приказа, который направлен должностному лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей. Приказ предписывает доставлять арестованного в суд и сообщить о времени и причинах ареста. Каждый задержанный или арестованный, а также кому было отказано в освобождении под залог имеет право осуществлять производство на основе Хабеас корпус. В соответствии с заявлением судья адресует требуемому учреждению, в котором находится задержанный доставить его в течение 24 часов в суд с тем, чтобы проверить законность задержания или ареста.

Если суд принимает решение относительно необоснованности задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, должно быть немедленно освобождено. Лицо, выпущенное на свободу в порядке производства на основе Хабеас корпус не может быть вторично задержано, арестовано или подвергнуто заключению по тем же основаниям. Такое правило действует в США, Австрии (ФКЗ «О защите личных свобод» с 1991 г.), ФРГ, Италии, Испании.

Хабеас дата - один из новейших юридических институтов защиты личных прав и свобод граждан. Впервые закреплен в Конституции Бразилии 1988 г. Предоставляет право любому человеку (или только гражданину) требовать в судебном порядке ознакомления с любыми, касающимися его документами, хранящихся в любых архивах и учреждениях, включая архивы служб государственной безопасности.

Гарантией прав и свобод является недопустимость их произвольного ограничения. Конституции часто предусматривают возможность временного ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие), тем самым конституции государств допускают наличиё институтов чрезвычайного режима. При этом расширяются полномочия полиции, которая может более широко проводить обыски и аресты; запрещаются митинги и демонстрации; вводится цензура, предоставляются большие права военной юстиции. Институт чрезвычайного положения закреплён в конституциях Австрии, ФРГ, Франции, Италии и ряда других государств.11 Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7. С. 19.

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает институт омбудсмена. Исторически этот институт имеет скандинавское происхождение. Конституцией Швеции 1809 г. была введена должность омбудсмена юстиции, в 1919 г. в Финляндии, в 1954 г. в Дании. Особая популярность и авторитет данного института объясняется многими демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности:

Институт парламентского омбудсмена в Швеции включает несколько специальных омбудсменов. Шеф-омбудсмен занимается вопросами доступа общественности к официальным документам, а также к компьютерной системе и к банкам персональных данных. К ведению омбудсмена по вопросам юстиции относится деятельность органов правосудия, полиции, тюрем. Специальный омбудсмен осуществляет надзор за вооруженными силами и их отношениями с различными гражданскими структурами, а также надзор за законностью в области социального обеспечения и налогообложения. В 1986 г. в Швеции принят закон против расовой дискриминации и одновременно назначен омбудсмен по этим вопросам (в области трудовых и социальных отношений - найма, оплаты труда, увольнений, аренды жилья). Учреждается омбудсмен по вопросам равноправия женщин и мужчин (Финляндия), по делам национальных и этнических меньшинств (Венгрия), по вопросам защиты прав потребителей и контроля за конкуренцией (Финляндия), по делам обороны, т.е. надзора за положением дел в армии, действиями военной администрации и соблюдения прав военнослужащих (ФРГ, Дания).

Во Франции с 1973 г. действует медиатор (посредник), жалобы которому подаются через членов парламента. Медиатор наделен правом возбуждать дисциплинарное производство в отношении любого государственного служащего, действующего противоправно, или в случае необходимость подать на него жалобу в суд, ходатайствовать о возбуждении против него уголовного дела, выступать в суде в роли обвинителя11Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996. С.368-369..

Важной и широко распространенной формой деятельности омбудсмена во многих странах является право законодательной инициативы, право жалобы в Конституционный суд и тем самым содействие обеспечению конституционной законности в сфере прав человека (Испания, Австрия, Португалия).

Общие черты института омбудсмена: а) институт омбудсмена представляет собой важной дополнение правообеспечительного механизма, действующего в государстве; б) главной задачей деятельности омбудсмена является охрана прав граждан; в) ведомство омбудсмена относится к высшим органам государства; г) важная черта института омбудсмена - его независимость. В большинстве стран он избирается парламентом и отчитывается только перед ним; д) в основную задачу омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Он осуществляется по инициативе омбудсмена и по жалобам граждан; е) в ряде случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения соответствия закону решений и действий администрации, но и может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и их должностных лиц и вынести решение о человечности, справедливости, целесообразности их действий; ж) омбудсмен использует методы убеждения, критики, гласности, в его распоряжении нет административных, императивных полномочий; з) граждане (кроме Франции, Великобритании) имеют право непосредственного доступа к омбудсмену, а также на бесплатное производство11 Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. - М., 1997. С.189-190..

Омбудсмены наделены определенными гарантиями выполнения рекомендаций, содержащихся в их представлениях. Так, омбудсмен юстиции Швеции, французский медиатор вправе наложить штраф на государственных служащих, отказывающихся предоставить информацию; возбудить официальное производство. Кроме того, в этих же странах, а также в Испании, Великобритании, Австралии предусмотрена уголовная ответственность за игнорирование, обструкцию деятельности омбудсмена. Однако они не могут издавать подобных предписаний в отношении министров, судей Верховного Суда без согласия парламента. В то же время финансовый омбудсмен может возбудить процедуру импичмента министра. Полномочия польского омбудсмена в уголовном и гражданском судопроизводстве равнозначны полномочиям прокурора.

В ряде зарубежных стран функционируют иные правозащитные механизмы. Так, к компетенции Датского института прав человека, входящего как независимый орган в состав Датского центра международных исследований и прав человека, относится рассмотрение жалоб жертв дискриминации по различным основаниям со стороны публичных органов власти и частных лиц. Аналогичные полномочия у Национальной Консультативной комиссии по правам человека Франции.22 Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4. С. 43-47.

В целом, виды и содержание гарантий прав и свобод человека и гражданина в значительной степени зависят от степени демократичности государства, уровня его социально-экономического развития.

Список использованной литературы:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие М.: Юристъ, 2004.

2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3. Комсомольская правда. 2003. 18 июня.

4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.: НОРМА, 2006.

5. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

6. Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право. 1995. №10.

7. Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996.

8. Пешков В. Женщины в армиях мира // Защита и безопасность 2005. № 2 (33).

9. Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.

10. Тиунов. О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 69.

11. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. - М., 1997.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. .

13. Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.