p align="center">3.Обострение демографической ситуации. В г.Челябинске проживает 263 510 молодых людей, что составляет 24,3% всего населения города, из них 30,7% подростков (80817 человек). Из числа учащихся школ - 33235 человек, учащихся профессиональных училищ - 16500 человек, студентов ВУЗов - 369901. 4. Ухудшение здоровья молодых. По данным органов здравоохранения у каждого третьего школьника имеются отклонения нервно-психического развития, 85% учащихся 10-11 классов, профессиональных училищ имеют существенные нарушения здоровья. Заметно растет количество болезней социального характера: венерические заболевания, педикулез, чесотка и другие. В 1996 году в числе 110 тыс. жителей области, заболевших венерическими болезнями, было 1900 подростков и 577 детей. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков почти в два с половиной раза выше, чем среди всего населения. Подростки злоупотребляют наркотиками в 6,3 раза чаще, чем население всех возрастов. Состояние здоровья молодых людей значительно ограничивает их профессиональную пригодность. Исследования показывают, что лишь 38,8% молодых людей составляют группу "здоров". Полная профпригодность на 100 обследованных установлена только у 65,0% учащихся техникумов, 79,0% учащихся ПТУ, 97,2% студентов ВУЗов по профилям тех специальностей, которыми они овладевают. Здоровье юношей снижает их годность к службе в Вооруженных силах страны. 5. Ослабление института семьи. Кризисные явления отражаются на родительских отношениях. Отказ матерей от новорожденных, проявление жестокости по отношению к детям, отказ от заботы о детях привели к тому, что половина сирот - дети, имеющие живых родителей. Социологические исследования, проведенные в Челябинской области, четко обозначили основные причины кризиса семьи: · нестабильность общества жизни, неуверенность в завтрашнем дне; · низкий уровень жизни, снижение возможности семьи создавать детям нормальные условия для воспитания и образования; · падение уровня морали, нравственности в обществе. В новых условиях молодая семья все чаще вынуждена переходить на стратегию выживания. Растет число несовершеннолетних матерей. Резко сокращается число молодых людей, вступающих в брак: |
Год | 1990 | 1993 | 1996 | | Количество браков | 15624 | 12772 | 9555 | | |
По прежнему высоким остается уровень ранних браков: примерно пятая часть вступивших в брак в 1996 году (1865 человек) - молодые люди до 19 лет. 6. Ослабление влияния государства на развитие личности молодого человека. 24,1 процента опрошенных молодежи Челябинской области хотели бы жить в другой, более благополучной стране, в 19,5 процента в детстве никогда не рассказывали о Родине, ее знаменитых людях, героях, умельцах, изобретателях, ученых. Увеличивается число малообеспеченных семей. По данным на начало 1997 года в органах социальной защиты состоит на учете 20453 малообеспеченных семьи, 45800 детей, из них 790 детей студентов, 21 ребенок несовершеннолетних родителей1. 7. Четко выраженное стремление молодежи к объединению, в основном, через "неформальные" группы. Такое объединение позволяет молодым людям менее болезненно переживать процесс адаптации во "взрослой" жизни. По данным областных социологических исследований 52,9% молодых людей думают, что им нужны свои общественные организации. Однако, из-за низкой самоорганизации, в таких объединениях состоят только 4% опрошенных. Между тем, участие в деятельности молодежного объединения является одним из важных условий развития молодой личности. При реализации молодежной политики необходимо отдельно работать с лидерами молодежных организаций, формируя их положительные личные качества. Можно выделить две основные тенденции формирования общественного сознания нынешнего поколения молодежи на ближайший период1: · низкий уровень влияния на молодежь государственных органов, обязанных осуществлять работу с нею (21,2% опрошенных указывают, что государство и общество ничего не делают для молодежи); · общественная пассивность самой молодежи (42,3% считают, что им сейчас не до гражданской активности, важнее выжить, завершить учебу, найти работу). Таким образом, современная ситуация, сложившаяся в г.Челябинске в области молодежной политики, характеризуется прежде всего социальной напряженностью. Отмечается крушение прежней системы ценностных ориентаций, среди которых работа и общественное признание наряду с семьей были высшими ценностями. 1.3. Молодёжная политика г. Челябинска в контексте социокультурного положения. МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленная, перспективно (долгосрочно) ориентированная деятельность, обеспечивающая социализацию молодёжи в соответствии с приоритетами развития общества. Назначение городской молодежной политики: Городская молодёжная политика: - является одним из инструментов, используемых муниципальными органами управления и шире - городским сообществом, для обеспечения успешной социализации молодёжи в городской жизни; - предназначена для решения проблем города в той части, в которой их решение зависит от мировоззренческих установок и деятельности городской молодёжи; - выступает в качестве механизма согласования действий различных ведомств, общественных формирований и предпринимательских структур в отношении молодежи. Основные позитивные социокультурные характеристики г.Челябинска и молодёжная политика. Для понимания возможностей молодёжной политики, условий, облегчающих её реализацию, необходимо указать на ряд социокультурных характеристик г. Челябинска, имеющих положительную направленность. · Во-первых, именно на рубеже XX-XXI веков российское общество стало осознавать преимущества, связанные с возможностью самостоятельного социального и профессионального самоопределения. Челябинск - один из городов России, где возможность выбора может быть реализована предельно широко. Здесь находится большое количество предприятий, организаций, фирм разного профиля и форм собственности, происходит постоянное увеличение количества видов и форм профессиональной специализации. Всё это объективно способствует привлекательности Челябинска для работы и жизни. · Во- вторых, В Челябинске активно развивается (количественно и качественно) система послешкольного образования. Это создаёт предпосылки для аккумуляции и воспроизводства интеллектуального потенциала в городе, включению наиболее мыслящей части молодёжи в решение насущных городских проблем. Возрастающий в последние годы престиж образования существенно повышает интерес молодёжи к высшим и средне специальным образовательным учреждениям, которые становятся наиболее значимыми объектами молодёжной политики. · В-третьих г.Челябинск постепенно становится информационным центром, позволяющим использовать наиболее распространённые технологии для обмена информацией. Данное обстоятельство является объективным основанием для преодоления чувства провинциальности, отсталости , непрестижности местной жизни. · В-четвёртых. г.Челябинск является крупным студенческим центром России. Студенческое движение имеет четкую структуру управления и является авангардом, наиболее активной частью молодёжи города, готовой к активному решению проблем молодёжи. Именно студенческая молодёжь готова взять на себя ответственность за своё будущее и будущее г.Челябинска. Основные социокультурные проблемы г.Челябинска и молодёжная политика. · Во-первых, одной из специфических характеристик г.Челябинска является транзитный характер его культуры, Миграционные процессы не только способствовали увеличению числа жителей, но и привели к деформированию культурной целостности городского населения. · Во-вторых, миграционные процессы порождают проблему сохранения и повышения генофонда региона. С одной стороны прибывает большое количество людей относящихся к «группе риска», с другой стороны наблюдается значительный отток высококвалифицированных специалистов, одарённых и хорошо образованных жителей, которые объективно входили в городскую элиту. Это касается любых сфер городской жизни. Приток специалистов- вынужденных эмигрантов- не может восполнить потери города. Даная ситуация означает, что социальные инвестиции, вложенные в образование, воспитание и иную подготовку специалиста и личности, не возвращается в полном объёме, в дальнейшем инвестору- городу, а предаются в другой регион, сумевший создать лучшие условия для молодых специалистов. Можно говорить о зарождении нового для г.Челябинска типа проблем, связанных с нарушением воспроизводства необходимого для устойчивого развития интеллектуального и профессионального генофонда. · В-третьих, это локализация социальной ответственности. Современная социально-экономическая ситуация в России в целом и в городе в частности, ведёт к ситуации, когда молодое поколение в меньшей степени зависит от обстоятельств и в меньшей рассчитывает на стороннюю поддержку, чем старшее поколение. В то же время ослабевает преемственность между поколениями и ответственность разных поколений друг за друга. В реальной жизни данная характеристика проявляется через неприятие ценностей, образа жизни, традиций и иных, объективно существующих императивов, свойственных «чужим» возрастным группам. В первую очередь, это проявляется в отсутствии общего мировоззрения, антагонизме взглядов на фундаментальные смысло-жизненные ценности, ослаблении объединяющих духовных начал разных поколений. · В-четвёртых, реальная ситуация в области охраны правопорядка свидетельствует о формировании криминального типа личности. На долю молодёжи приходятся наиболее тяжкие в социальном плане преступления против личности, наблюдается рост нарушений не только законодательства, но и нравственных устоев, этических норм поведения и труда., распространение социальных пороков, таких как наркомания, алкоголизм, проституция. Таким образом очевидно, что все указанные социокультурные характеристики г.Челябинска постоянно воспроизводятся, поэтому изменение одной из указанных характеристик ( а тем более комплексное изменение ситуации) требует целенаправленной молодёжной политики.1 Глава 2. Концепция молодёжной политики г.Челябинска. 2.1. Основные положения концепции. В настоящей концепции используются следующие термины и понятия: · молодежная политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти области в своей деятельности в отношении молодежи, а также сама деятельность органов государственной власти области в отношении молодежи. · молодые граждане, молодежь - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности органов государственной власти, в возрасте от 14 до 30 лет. · молодежные и детские объединения - организации молодых граждан, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. · Органы государственной власти, осуществляющие молодежную политику. Молодежная политика, реализуемая в Челябинской области, должна иметь межведомственный характер и осуществляться путем координации деятельности организаций, занимающихся проблемами молодежи. Молодежными проблемами занимаются следующие органы государственной власти: комитеты по делам молодежи, органы, осуществляющие управление в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения и подведомственные им учреждения, органы социальной защиты населения, службы занятости, военные комиссариаты, правоохранительные органы;. областная комиссия по делам несовершеннолетних; средства массовой информации. На данный момент схема взаимодействия органов исполнительной власти и общественных организаций при реализации молодежной политики в городе Челябинске отражает потребности современной ситуации, нуждаясь в развитии и усилении на уровне городов и территорий области. Рис. Схема взаимодействия органов исполнительной власти и общественных организаций при реализации молодёжной политики в г. Челябинске. 2 · Молодая семья - семья, в которой возраст хотя бы одного из супругов не превышает возраст 30 лет, или неполная семья, в которой возраст матери или отца не превышает возраст 30 лет; · Молодёжная инициатива - открытое декларирование гражданами социально-значимых целей, идей или проектов, подтверждаемое готовность участия в их реализации; · Социальная защита молодёжи - деятельность по оказанию социально-бытовых, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в особо трудных условиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|