реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Концепция дел, входящих во внутреннюю юрисдикцию государства

реферат

Концепция дел, входящих во внутреннюю юрисдикцию государства

35

Содержание

  • Введение
    • 1. Юрисдикция государства
    • 1.1 Понятие юрисдикции государства
    • 1.2 Виды государственной юрисдикции
    • 2. Концепция дел, входящих во внутреннюю юрисдикцию государства
    • 2.1 Принципы международного права
    • 2.1.1 Принцип суверенного равенства государств
    • 2.1.2 Принцип неприменения силы и угрозы силой
    • 2.1.3 Принцип нерушимости государственных границ
    • 2.1.4 Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств
    • 2.1.5 Принцип мирного разрешения международных споров
    • 2.1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела
    • 2.1.7 Принцип всеобщего уважения прав человека
    • 2.1.8 Принцип самоопределения народов и наций
    • 2.1.9 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
    • 2.1.10. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
    • 2.2 Концепция дел, входящих во внутреннюю юрисдикцию
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Введение

Возникновение государств привело к возникновению межгосударственных отношений и международного права. Его зачатки складывались в виде региональных международно-правовых систем, охватывающих сравнительно небольшие географические районы - те, где раньше всего появились государства.

Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства не является чисто территориальным понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к его внутренней компетенции. Например, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.

1. Юрисдикция государства

1.1 Понятие юрисдикции государства

Изучение термина "юрисдикция" следует начинать с рассмотрения его этимологии. Традиционно принято считать, что термин "юрисдикция" происходит от латинских слов jus - право и dico - говорю. Разным определениям понятия "юрисдикция" способствовал перевод этого термина с латыни (jurisdictio - судопроизводство), хотя на латинском языке этому понятию соответствует слово justitio, а также толкование слов jus, disere как разрешение конфликта или применение властью установленных правил.

Юрисдикция определяется по виду и характеру разрешаемых дел (преступления и проступки, имущественные споры между хозяйственными организациями и отдельными лицами и т.д.), по их территориальной принадлежности, в зависимости от участвующих в деле лиц (подсудность военнослужащих военным трибуналам). Различают юрисдикцию арбитражных и общих судов, корпоративную, гражданскую, уголовную, налоговую и др. Выделяется также юрисдикция государства - права судебных и административных органов государства на рассмотрение и разрешение дел в соответствии с их компетенцией. В научной литературе упоминаются ее разновидности. Например, юрисдикция государства над воздушными судами, космическими объектами, морскими судами, основной задачей которой является решение правовых вопросов, связанных с государственной деятельностью и его полномочиями. Иначе трактуется налоговая юрисдикция. Здесь подразумевается территория, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.

Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства не является чисто территориальным понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к его внутренней компетенции. Например, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государства

1.2 Виды государственной юрисдикции

В международном праве юрисдикция государства - права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и личную юрисдикцию.

Под территориальной понимается такая юрисдикция, которая осуществляется в пределах установленных границ. На своей территории государство реализует полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда международными соглашениями предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикция используется государством в пределах его континентального шельфа и экономической зоны. Принцип ответственности по закону места совершения преступления, получивший название территориального, означает: все лица, совершившие преступление на территории данного государства, подлежат ответственности по его законам. Он выражает территориальный характер суверенитета государства, в соответствие с которым юрисдикция государства распространяется на всех находящихся на его территории лиц, и основан на том, что преступление затрагивает интересы того государства, где оно совершено.

Принцип территориальной юрисдикции на практике реализуется путем установления в уголовно-процессуальном законодательстве различных государств территориальной подследственности и подсудности.

При формировании правовой базы международной уголовной юстиции, призванной реализовать нормы международного права об ответственности за международные преступления традиционно доминирует территориальная подсудность и лишь в качестве альтернативы предусматривается возможность рассмотрения дела международным судом.

Однако, независимо от применимого в каждом конкретном случае юрисдикционного принципа, для такой деятельности, как правосудие по делам о международных преступлениях геноцида основополагающим является то, что оно (правосудие) должно осуществляться в соответствие с международным правом. И данное положение касается не только процессуальных аспектов осуществления правосудия (которые во многом зависят от конкретных обстоятельств расследования и разрешения по существу конкретных уголовных дел), но в первую очередь - от его материально-правовых предписаний, устанавливающих преступность геноцида в целом, элементы состава этого преступления.

На уровне международных судебных органов данное положение, как показывают вынесенные трибуналами решения, в целом соблюдается.

Вместе с тем, при осуществлении уголовного судопроизводства с применением принципа территориальной юрисдикции, встречаются случаи игнорирования материально-правовых предписаний Конвенции и попытки их произвольного толкования вопреки тому, что преступление геноцида является международным - т.е. преступлением особого рода, ответственность за которое предусматривается в первую очередь не внутригосударственным, а международным правом.

Такие факты обусловлены не международно-признанными интересами борьбы за избавление человечества от этого отвратительного явления, а продиктованы иными факторами, вероятно, политического характера.

Придавая в таких случаях подчиненное положение интересам правосудия, опираясь в той или иной форме на принцип территориальной юрисдикции, защищающий интересы конкретного государства, а не международного сообщества, участники уголовного процесса и иные лица, прямо игнорируют основополагающие принципы международного права, подлежащие учету при расследовании и разрешении по существу уголовных дел о преступлениях геноцида.

С использованием возможностей территориальной юрисдикции применительно к расследованию преступлений геноцида известны нарушения принципа, в соответствие с которым регулирование отношений, возникающих до вступления в силу норм международного права, не допускается т.е. правила о том, что нормы международного права обратной силы не имеют

В соответствие с нормами упомянутого закона, в национальном законодательстве Литвы под геноцидом предписывалось понимать "действия, совершаемые с намерением полного или частичного физического уничтожения населения, принадлежащего к какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группе, которые выразились в убийстве членов этой группы, жестоких пытках, причинении им тяжких телесных повреждений, нарушении умственного развития; в предумышленном создании таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение такой группы людей; в насильственной передаче детей из этих групп в другие группы или применение мер, рассчитанных на насильственное ограничение деторождения; убийства или пытки людей Литвы, депортация ее населения, совершенные в годы оккупации и аннексии Литвы нацистской Германией или СССР".

Личная (национальная) юрисдикция применяется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например в открытом море, в Антарктике. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, юрисдикция государства может распространяться на граждан этого государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, но действовать эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное не предусмотрено международным соглашением. В случаях возникновения коллизии вопрос о применении юрисдикции того или иного государства решается на основании международных договоров или международно-правовых обычаев.

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, другие государства обязаны уважать эти права и не вмешиваться в их осуществление. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно призывала государства отказаться от законов, экстратерриториальное действие которых противоречит суверенитету других государств.

Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия - территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.

Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов. Основным является территориальный принцип. В проекте Декларации прав и обязанностей государств он сформулирован так: "Каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов" (ст.2).

В пределах своей территории и в сфере действия своего суверенитета государство осуществляет полную юрисдикцию. Дело в том, что власть государства распространяется и за пределы его территории, например на граждан, находящихся в международных пространствах. Для обоснования такого положения морские, воздушные и космические корабли, находящиеся в международном пространстве, считаются частью территории государства их флага. В определенной мере власть государства распространяется и на морские воды, не входящие в состав его территории.

Вторым принципом является персональный, в соответствии с которым государство осуществляет в определенном объеме свою власть в отношении граждан и в том случае, если они находятся за пределами его территории. Речь идет об экстратерриториальной юрисдикции. Зачастую ее действие распространяется также на лиц без гражданства (апатридов) и даже на иностранцев, постоянно проживающих в данном государстве (см. § 5 гл. VIII).

Поскольку в пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, а в отношении своих граждан за рубежом - ограниченную, то преимущественная сила принадлежит праву страны пребывания. Иностранное государство не может предписывать поведение, запрещенное местным правом.

Так, сфера действия законодательства определяется Воздушным кодексом РФ 1997 г. следующим образом: воздушное законодательство РФ регулирует соответствующие отношения "на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации..."

Государство осуществляет некоторые властные функции и на иностранной территории. Его органы за рубежом защищают интересы государства, его граждан и организаций, контролируют в определенной мере их деятельность. Дипломатические представительства и консулы следят за соблюдением их гражданами и юридическими лицами отечественных законов, а также за тем, чтобы эти субъекты не ущемлялись в своих правах, наблюдают за осуществлением страной пребывания договоров с представляемым государством, ведут учет военнообязанных, осуществляют акты бесспорной юрисдикции (акты гражданского состояния, нотариальные действия и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.