реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Концепции общественного договора

реферат
аким образом, реализация социал-демократического общественного договора требовала и глобального геополитического, международного договора, при котором лидерство предоставлялось США. Согласно этому договору, роль глобального зонтика выполняли Соединенные Штаты. Это был глобальный общественный договор между государствами, ради исполнения локальных, внутренних общественных договоров. Для социал-демократического общественного договора - это был договор о мирном сосуществовании общественно-экономических систем, перенесение противостояния на идеологический уровень; это также был договор о мирном соревновании общественно-экономических систем, при обеспечении системы взаимного военно-технологического сдерживания. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Филологическое общество «СЛОВО», 2001, С.343-345.

Большинство государств, сформировавшихся или трансформировавшихся в то время, сегодня придерживаются той или иной формы общественного договора, признавая тем самым эффективность данной формы власти, ее гибкость и простоту. Это лишний раз доказывает, что возникновение государств могло начинаться с договора между народом и тем, кому делегировалась власть.

Тем не менее, следует отметить и недостатки данной формы власти на определенном этапе государственности, а именно: столкновение экономических интересов с интересами общества; невозможность эффективного и быстрого принятия важных решений; преобладание местных интересов над интересами государства; отсутствие профессионализма у выбираемых чиновников и, как следствие, слабость государства перед внутренними и внешними врагами.

3. Реализация общественного договора в конце 20 века

Современная концепция общественного договора практически пришла к нам из эпохи Реформации. Сегодня общественный договор понимается как соглашение о создании политического сообщества с дальнейшим формированием его Конституции и свода законов, на основании которых и назначается правительство или доверенные правители, управители делами сообщества для реализации сводов законов и Конституции. В мировой истории, как было сказано, прослеживаются самые разные формы и модели общественного договора. Но суть их в одном: достижение согласия и компромисса в обществе относительно правопорядка и общественных процессов в сообществе людей. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997, С.17.

Сегодня, само собою разумеющимся является то, что политическое общество не может функционировать без повиновения граждан порядку, установленному законами или постановлениями официальных лиц и представительских органов.

В то же время, наличия законов и официальных представительских органов недостаточно для нормального стабильного функционирования политического, а также правового, государства. Помимо того, правила, определяющие права и обязанности граждан должны входить в обычаи, привычки и рациональные взгляды людей.

Хотя политическая концепция общественного договора сформировалась только благодаря работам великих философов просветителей (Локк, Гоббс, Руссо, Монтескье), тем не менее, общественный договор всегда был присущ различным историческим эпохам и обществам. Более того, наличие Общественного договора стало характерной чертой многих успешно развивающихся государств и стран с переходной экономикой последнего столетия. В частности, среди таких известных примеров общественного договора современности можно указать на Чили после Пиночета, Испанию после диктатуры Франко, Южную Африку при переходе от апартеида к мульти этническому обществу. Своя модель общественного договора действует в таких непростых, с этнической и политической точки зрения, странах как Турция и Пакистан, где его нарушение или развал фактически грозит повергнуть страны в хаос. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Филологическое общество «СЛОВО», 2001, С.453.

В Соединенных Штатах широко применяется общественный договор между государством и обществом, с одной стороны, и крупными частными корпорациями, - с другой. Такой договор, например, позволил в свое время говорить американскому президенту "что хорошо для Дженерал Моторс, то хорошо и для страны". Такой договор положен в основу концепции социальной ответственности компаний; такой договор положен в основу законов и норм о благотворительной деятельности частных корпораций.

А послевоенное восстановление и рост благосостояния всей Европы практически стали возможным благодаря целой системе общественных договоров, заключенных на разных уровнях - локальных, межгосударственных, транснациональных.

Что касается бывшего советского пространства, то существование городов, построенных вокруг крупных предприятий, также не могло бы выдержать испытания временем без таких долгосрочных общественных договоров. Во всяком случае, его развал сегодня или в будущем существовавшего прежде и переставшего функционировать общественного договора может стать и уже становится причиной социальной катастрофы в Украине. Там же. С.454.

В конечном итоге, общественный договор оказывается пустым словом без лежащих в его основе моральных и рациональных норм и стандартов. В частности, этим можно объяснить провал всевозможных договоренностей на уровне руководящей элиты Украины в последнее время. Во всяком случае, сегодня можно с определенной степенью уверенности говорить о разложении моральности и рациональности, здравого смысла на этом уровне.

Основные ценности и принципы либеральной демократии явным образом прописаны в ныне действующей Конституции России и явным образом никогда не подвергались сомнению со стороны официальных властей России в постсоветский период.

Тем не менее, на Западе распространенна точка зрения, что в России либеральная демократия никогда не была реализована. Согласно рейтингу "Freedom in the World", СССР в 1990-1991 гг. и Россия в 1992-2004 гг. считались "частично свободными странами", однако начиная с 2005 года Россия попала в список "несвободных стран".

В самой России часть населения ошибочно связывает доктрину либеральной демократии с националистической партией ЛДПР. Демократия в целом вызывает поддержку, однако большинство ставит социальные права выше политических.

Таким образом, теория и практика общественного договора, судя по историческим примерам, в одних странах реализована (США, Европа), в других реализуется или делаются попытки реализации (страны третьего мира, Россия).

В настоящее время следует признать, что основные идеи общественного договора реализованы в странах, где действует механизм власти, называемый либеральной демократией. Она имеет свои достоинства и недостатки. Гаджиев К. С. Политическая философия / Отд-ние экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999, С.231-234.

Достоинства.

Прежде всего, либеральная демократия опирается на верховенство права и всеобщее равенство перед ним.

В публикации, профинансированной Всемирным банком, утверждается, что либеральная демократия обеспечивает подотчётность органов власти перед нацией. В случае, если народ недоволен политикой правительства (по причине коррупции или чрезмерной бюрократии, попыток обойти законы, ошибок в экономической политике и т.д.), то на следующих выборах оппозиция имеет высокий шанс одержать победу. После её прихода к власти, самый надёжный способ удержаться - это не допустить ошибок предшественников (уволить коррумпированных или неэффективных чиновников, соблюдать законы, привлечь грамотных экономистов и т.д.)

Таким образом, по мнению авторов работы, либеральная демократия облагораживает стремление к власти и вынуждает правительство работать на благо нации. Это обеспечивает относительно низкий уровень коррупции.

Вместе с тем, ряд стран (Швейцария, Уругвай) и регионов (Калифорния) активно используют элементы прямой демократии: референдумы и плебисциты.

Благодаря тому, что меньшинство способно оказывать влияние на процесс принятия решений, либеральная демократия обеспечивает защиту частной собственности для обеспеченных, социальную защиту для бедных, а также сглаживание культурных, этнических и религиозных конфликтов. Наиболее демократические в мире страны характерны самым низким уровнем терроризма. Данный эффект, возможно, распространяется даже за пределы региона: статистика показывает, что начиная с конца 1980-х, когда в Восточной Европе многие страны встали на путь либеральной демократии, общее число военных конфликтов, этнических войн, революций и т.п. в мире резко уменьшилось.

Следствием либеральной демократии является накопление человеческого капитала, низкая инфляция, меньшая политическая и экономическая нестабильность и относительно невысокое вмешательство государства в деятельность предпринимателей. Ряд исследователей полагает, что эти обстоятельства (в особенности, экономическая свобода) способствуют экономическому подъёму и росту уровня благосостояния всего населения, выраженном в ВВП на душу населения. Вместе с тем, несмотря на высокие темпы экономического роста, несколько либерально-демократических стран до сих пор являются относительно бедными (Индия, Коста-Рика, Эстония), а ряд авторитарных режимов, наоборот, процветают (Бруней).

По утверждению ряда исследователей, либеральная демократия более эффективно распоряжается имеющимися ресурсами в случае их ограниченности, чем авторитарные режимы. Согласно этому мнению, либеральные демократии характеризуются более высокой продолжительностью жизни и меньшей детской и материнской смертностью, независимо от уровня ВВП, неравенства в доходах или размера государственного сектора.

Также в числе достоинств повсеместного распространения либеральной демократии называют снижение числа военных конфликтов в мире в целом.

Недостатки.

Либеральная демократия является разновидностью представительной демократии, что вызывает критику со стороны приверженцев прямой демократии. Они утверждают, что в представительной демократии власть большинства выражается слишком редко - в момент выборов и референдумов. Реальная же власть сосредоточена в руках очень небольшой группы представителей. С этой точки зрения, либеральная демократия ближе к олигархии, в то время как развитие технологий, рост образованности людей и повышение их вовлечённости в жизнь общества создают предпосылки для передачи всё больших властных полномочий в руки народа напрямую.

Марксисты и анархисты полностью отрицают, что либеральная демократия является народовластием, называя её "плутократией". Они утверждают, что в любой буржуазной демократии реальная власть сосредоточена в руках у тех, кто контролирует финансовые потоки. Только весьма состоятельные граждане могут позволить себе политические кампании и распространение своей платформы через СМИ, так что избранной может быть только элита или те, кто заключают сделки с элитой. Такая система узаконивает неравенство и облегчает экономическую эксплуатацию. Кроме того, продолжают критики, она создаёт иллюзию справедливости, так что недовольство масс не приводит к бунтам. В то же время, "вброс" определённой информации способен вызвать прогнозируемую реакцию, что приводит к манипулированию сознанием масс со стороны финансовой олигархии. Сторонники либеральной демократии считают данный аргумент лишённым доказательной базы: например, СМИ редко озвучивают радикальные точки зрения потому, что это не интересно широкой публике, а не из-за цензуры. Однако они соглашаются, что финансирование избирательных кампаний является существенным элементом в системе выборов и что в ряде случаев оно должно быть государственным. По этой же причине во многих странах имеются общественные СМИ, проводящие политику плюрализма.

Стремясь удержать власть, выбранные представители в первую очередь озабочены мерами, которые позволят им сохранить позитивный имидж в глазах избирателей на следующих выборов. Поэтому они отдают предпочтение таким решениям, которые принесут политические дивиденды уже в ближайшие месяцы и годы, в ущерб малопопулярным решениям, эффект которых проявится только через несколько лет. Однако высказывались сомнения, является ли данный недостаток действительно недостатком, ибо осуществление долгосрочных прогнозов для общества крайне затруднительно, и поэтому акцент на краткосрочных целях может оказаться более эффективным.

С другой стороны, чтобы усилить вес своего голоса, отдельные избиратели могут поддерживать специальные группы, занимающиеся лоббированием. Такие группы способны получать государственные субсидии и добиваться решений, отвечающих их узким интересам, но при этом не отвечающих интересам общества в целом.

Либертарианцы и монархисты критикуют либеральную демократию за то, что выбранные представители часто меняют законы без видимой необходимости. Это затрудняет способность граждан соблюдать законы и создаёт предпосылки для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов и чиновников. Сложность законодательства также приводит к медлительности и громоздкости бюрократической машины.

Существует распространённое мнение, что режимы с высокой концентрацией власти оказываются более эффективными в случае войны. Утверждается, что демократия требует длительной процедуры согласования, народ может возражать против призыва. В то же время монархии и диктатуры в состоянии быстро мобилизовать необходимые ресурсы. Однако последнее утверждение часто противоречит фактам. Кроме того, ситуация существенно меняется при условии наличия союзников. Определённость во внешней политике приводит к большей эффективности военного союза между демократическими режимами, чем между авторитарными.

Что может примирить противников и защитников либеральной демократии?

Правильное понимание основ общественного договора.

Общественный договор - это не документ для подписания. Однако в ходе переговорного процесса не исключена возможность подписать отдельные соглашения между отдельными участниками переговоров. Такие соглашения необходимы для фиксации конкретных правил игры в конкретных секторах бизнеса или политики.

Окончательный - и пока неблизкий - результат процесса общественного договора мы видим, например, в том, что в нашей стране будут установлены продуктивные нормы и правила взаимодействия между бизнесом, правительством и обществом, а также между отдельными гражданами. В основе этих норм и правил должны лежать принципы права, взаимного доверия и взаимной ответственности, прозрачности и подотчетности, а также общее видение национальных перспектив России как современного развитого демократического государства со свободной глобально конкурентоспособной рыночной экономикой

Если в результате общих долгосрочных усилий эти нормы и правила будут приняты и реализованы - значит, новый общественный договор вступит в силу, а, например, Россия состоится как государство своего народа.

Заключение

Разработчиками теории общественного договора являются многие авторы, например, Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, П. Гольбах, но ее отцами-основателями считаются Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо.

В целом, теория общественного договора считает, что государству предшествует естественное состояние - либо "золотой век", либо варварство (война всех против всех). В это догосударственное время человечество существовало в условиях абсолютной свободы. В целях всеобщего благополучия люди договорились ограничить свою индивидуальную свободу в пользу государства. Поэтому они наделяют государство некоторыми полномочиями и обязуются подчиняться государственной власти. В свою очередь, государство обязано поддерживать порядок, заботиться о людях, соблюдать и защищать неотчуждаемые права и свободы граждан.

Парадокс истории заключается в том, что идея прав и свобод человека, нашедшая свое воплощение в теории общественного договора, появившаяся в 17 в., по мере своего развития, с феноменологической точки зрения, под влиянием идей просвещения и веры в возможность искоренения и преодоления "вредных" начал в природе человека эволюционировала постепенно в свою полную онтологическую противоположность.

Первая по времени народная революция - Великая французская - это наглядно показала, поскольку принесла неисчислимые бедствия тому самому народу, ради блага и счастья которого она совершалась. Гильотина по праву может считаться порождением народнического понимания прав человека.

Установление в той или иной стране демократии народнического толка, несмотря на клятвенные заверения новоявленных правителей о соблюдении ими неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека, рано или поздно приводило к небывалым по размаху и массовости нарушениям этих прав (например, политические репрессии в России, или в нацистской Германии средство воспитания и борьбы с несогласными в виде системы концлагерей с газовыми печами), поскольку подобная модель развития общества не может воспроизводиться естественным способом - она требует постоянного насилия как над фактами социальной жизни, так и над людьми.

На сегодняшний день ситуация в мировом обществе складывается так, что поневоле все больше и больше начинаешь задумываться о несправедливости уклада современной жизни.

Современное понимание общественного договора состоит в том, что - это не документ, который должны подписать представители всех заинтересованных организаций, а также все заинтересованные лица. Такой документ в принципе нельзя составить, поскольку его объем был бы бесконечен, а точное выполнение - невозможно.

В основе современного общественного договора, который так необходим, например, России, лежит постоянный переговорный процесс между субъектами гражданского общества и субъектами политического общества. Гражданское общество - это отдельные граждане, неправительственные организации, политические объединения и свободная экономика в лице предпринимателей и наемных работников. Политическое общество - это государственные институты, правительственные учреждения и государственный сектор экономики. Диалог необходим по всем направлениям и на всех уровнях.

Нужны переговоры внутри гражданского общества (между предпринимателями; между бизнесом и политическими партиями; между бизнесом и неправительственными организациями и т.п.).

Нужны переговоры внутри политического общества (между ветвями власти; между директорами госпредприятий и министерствами).

Нужны, разумеется, переговоры между отдельными субъектами гражданского и политического общества (между бизнесом и министерствами, между неправительственными организациями и исполнительной властью).

В принципе, возможны переговоры между гражданским и политическим обществами в целом - например, в ходе парламентских обсуждений или больших общественных комиссий вроде Конституционного совещания или Учредительного собрания.

Если диалог между гражданским и политическим обществами станет постоянным и плодотворным, можно говорить о том, что в стране сложилось универсальное общество, в котором согласованы интересы практически всех людей, учреждений и организаций.

Совокупность взаимоприемлемых правил игры и есть главный результат общественного договора. Эти правила, разумеется, могут и даже должны корректироваться, но такая корректировка должна происходить опять же в ходе диалога между заинтересованными сторонами.

Таким образом, современный общественный договор - это переговорный процесс, разумеется, зафиксированный в отдельных соглашениях между отдельными участниками переговоров.

Список использованных источников и литературы

1. ???????? ?.?., ??????? ?.?. ??????? ???????????? ? ???????? ??????: ??????? ??????? - ?.: ?????????????, 2002. - 366 ?.

2. ???? ?. ??????????? ? ????????? ?? ??????? // ??????????????? ????????????. - 1991. - ? 6. - ?.45-51.

3. ??????? ?.?. ???????????? ????????? / ???-??? ????. ???; ????.-???. ????? ???-?? "?????????". - ?.: ??? "???????????? "?????????", 1999. - 489 ?.

4. ????? ?. ????????, ??? ???????, ????? ? ?????? ??????????? ?????????? ? ????????????. ?????????: ? 2 ??. ?.2. - ?.: ?????, 1991. - 736 ?.

5. ?????????? ????????????? ?? 4 ???? 1776 ?. // ??????????? ????? ???????. ??????????? ? ??????????????? ????. ?.1/??? ???. ?.?. ???????. - ?.: ????????, 1993, ?.90-91.

6. ??????????? ??? 1787 ???? // ??????????? ????? ???????. ??????????? ? ??????????????? ????. ?.1/??? ???. ?.?. ???????. - ?.: ????????, 1993, ?.118-133.

7. ??????????? ? ??????????????? ???? ?????????? ?????????? XVII-XIX ??. - ??????, ???, ???????, ??????, ????????: ??. ???. / ??? ???. ?.?. ???????. - ?.: ?????, 1959. - 569 ?.

8. ??????? ?.?. ????? ?????? ????? ? ??????????? - ?.: ?????, 1994. - 360 ?.

9. ?????? ?.?. ?????? ?????. - ?.: ???, 1994. - 224 ?.

10. ???????? ?.?. ?????? ?? ????? ?????? ?????. - ???., 1894. - 278 ?.

11. ???? ??. ?????????: ? 3 ?. ?.3. - ?.: ?????, 1988, ?.137-405.

12. ????????? ?.?. ????? ?????? ????? ? ???????????. - ??????: ?????, 2004. - 367 ?.

13. ???????? ?.?. ?????? ??????????? ? ?????. - ?.: ???????, ????. - 1996. - 476 ?.

14. ????? ? ?????????? ???????????: ??????? ???????. / ??? ????? ????????? ?.?. ??????, ?.?. ????????. - ?.: ????; ???-?? "????", 1997. - 378 ?.

15. ??????? ?.?. ???????????: ?????????? ????????. - ?.: ??? "???????????? ???"; ?????????????? ???????? "?????", 2001. - 678 ?.

16. ????? ?.?. ?? ???????????? ????????. ????????. - ?.: "?????-?????", "??????? ????", 1998. - 416 ?.

17. ?????????? ?.?. ????? ?????? ?????. ??????? ??????? (??????? 1910-1912). ?.1. ???.1. - ?., 1995. - 389 ?.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.