реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Классификация прав потребителей и их защита

реферат
т.25 Закона закрепляет право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Согласно указанной статье, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен товара в течение 14 дней, не считая дня покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.

Однако не все товары подлежат обмену. В настоящее время действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. К числу таких товаров относятся, например: предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты), изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, животные, растения.

Согласно п.2 ст.25 Закона, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. В этом случае продавец обязан сообщить потребителю о поступлении товара в продажу.

С развитием в мире средств связи (видеотелефон, телевидение, электронная почта, Интернет и др.) на рынке, в том числе российском, появилось множество ранее неизвестных способов продвижения и продажи товаров (работ, услуг), таких как, например, продажи через телемагазины, Интернет и видеотелефон. Суть продаж через телемагазины сводится к тому, что потребитель видит товар по телевизору и может принять решение о покупке, для этого он оформляет заказ по телефону и товар доставляют ему через курьера либо по почте. Продажа через Интернет и видеотелефон позволяет потребителю увидеть большой спектр товаров в то время, когда он захочет, и немедленно сделать заказ. Предметом таких продаж могут выступать не только товары, но и работы или услуги (например, составление гороскопов, заочное обучение). Такие продажи, когда договоры заключаются сторонами на расстоянии (заочно) с помощью средств связи, получили название дистанционные продажи. Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Правильный Интернет [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 37. - С. 9.

Кроме того, в последние годы увеличилось количество договоров, заключаемых с потребителями вне мест обычного ведения торговли (на дому, в офисе, на улице и т.п.), так называемые прямые продажи. Орешкина О.В. Дистанционная торговля товарами [Текст] // Внешнеторговое право. - 2007. - № 1. - С. 33.

К сожалению, в Российской Федерации, в отличие от стран Евросоюза, нормы, специально регулирующие сферу дистанционных и прямых продаж, отсутствуют в законодательных актах, что приводит к увеличению числа недобросовестных организаций, действующих в данной сфере, а также увеличению числа мошенничества и обмана потребителей. Тем самым наносится вред не только потребителям, но и организациям, которые стремятся действовать добросовестно. В связи с этим, необходимо дополнить Закон несколькими статьями, регулирующими сферу дистанционных и прямых продаж, предварительно дав в преамбуле Закона определения договоров, заключенных вне мест обычного ведения торговли, и дистанционных договоров.

Учитывая, что при прямых продажах присутствует, как правило, элемент неожиданности, психологического воздействия продавца или исполнителя (представителя продавца или исполнителя) на потребителя, что потребитель часто не в состоянии сравнить качество и цену предложения с другими предложениями, и, следовательно, есть опасность ущемления прав потребителя, необходимо предусмотреть в Законе право потребителей на отказ от таких договоров.

С учетом изложенного, предлагаем главу I Закона дополнить статьей 16.1 следующего содержания:

"Статья 16.1. Право потребителя на отказ от договора, заключенного вне мест обычного ведения торговли

1. При заключении договора вне мест обычного ведения торговли (на дому, на работе, на улице и т.п.) потребитель имеет право на отказ от договора в течение семи рабочих дней с момента получения им письменного уведомления о праве расторжения договора в течение указанного срока, в котором также должно быть предусмотрено: фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) лица, к которому можно обратиться по поводу осуществления этого права, дату подписания и иную информацию, позволяющую идентифицировать договор. Продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) передает уведомление потребителю не позднее момента заключения договора, который оформляется в письменной форме.

В случае неполучения потребителем уведомления либо указания в уведомлении неполной или недостоверной информации, период реализации права на отказ продлевается до одного года с момента подписания договора для договоров на выполнение работ (оказания услуг) или с момента получения товаров для договоров купли-продажи товаров. При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, которые он понес вследствие неполучения им уведомления либо указания в уведомлении неполной или недостоверной информации. Убытки возмещаются в сроки, установленные статьей 22 и пунктом 1 статьи 31 настоящего Закона.

Потребитель не может воспользоваться правом, предусмотренным в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи, если исполнитель приступил к выполнению работы или оказанию услуги.

2. Уведомление об отказе от договора должно быть отправлено контрагенту потребителя заказной корреспонденцией в вышеуказанный срок.

3. Если право на отказ осуществляется потребителем в соответствии с настоящей статьей, продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) либо лицо, выполняющее функции продавца, обязано возместить уплаченную потребителем сумму полностью в течение десяти дней со дня получения такого уведомления. При этом возвращаемый потребителем товар не должен быть в употреблении и должен сохранять товарный вид (пломбы, ярлыки и т.д.). Возвращение товара оформляется актом приема-передачи, в котором делается ссылка на товарный вид товара. Копия акта передается потребителю.

В случае не возмещения потребителю уплаченной им суммы в предусмотренный срок лицо, допустившее такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (работы, услуги) до удовлетворения соответствующего требования.

Цена товара (работы, услуги) при начислении неустойки (пени) определяется в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 23 и абзацем 5 пункта 5 статьи 28 настоящего Закона.

Перечень товаров, работ и услуг, которые не могут быть реализованы путем заключения договоров вне мест обычного ведения торговли, утверждается Правительством Российской Федерации".

Полагаем, что в Перечень товаров, работ и услуг, которые не могут быть реализованы путем заключения договоров вне мест обычного ведения торговли, должны войти, к примеру, продовольственные товары, лекарственные препараты, работы по строительству недвижимого имущества, услуги по страхованию. Для составления указанного Перечня можно воспользоваться Директивой 85 /577/ ЕЕС, которая исключает из сферы своего применения: договоры о строительстве, продаже или аренде недвижимого имущества или договоры, касающиеся иных прав на недвижимое имущество; договоры страхования; договоры купли-продажи ценных бумаг; договоры на поставку продуктов питания и напитков или других договоров, предназначенных для текущего потребления домашних хозяйств и поставляемых регулярными поставщиками; договоры на поставку товаров (услуг) по каталогу, если у потребителя была возможность прочитать каталог в отсутствие представителя продавца, так что встреча потребителя и представителя продавца является фактически продолжением другой трансакции, а также, если каталог и договор ясно информируют потребителя о его праве возврата товара в течение семи дней после получения или иным способом расторгнуть договор в течение этого периода без каких-либо дополнительных обязательств, за исключением обеспечения сохранности товара.

Глава 3. Защита прав потребителей гражданско-правовыми средствами

3.1 Виды форм защиты прав потребителей

Применение при защите прав потребителей гражданско-правовых средств осуществляется в предусмотренном законодательством порядке, который именуется формой защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты - юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2. Полутом 1 [Текст] / Отв. ред. Суханов Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2006. - С. 411.. Эта форма имеет два порядка защиты: общий (судебный) и специальный (административный). Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите своих прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения к государственным и иным компетентным органам Гражданское право: Учебник: В 3 ч. Ч. 1. [Текст] / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., Проспект. 2007. - С. 290..

Судебная защита прав потребителей является одной из наиболее важных гарантий охраны их прав, поскольку обеспечивает гласность и объективность разрешения возникающих конфликтов, строгое соблюдение норм материального и процессуального характера. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» [Текст] / Под ред. Зименковой О.Н., Левшиной Т.Д., Тобиса В.И., Шерстобитова А.Е. - М., Юрайт. 2007. - С.115

По делам о защите прав потребителей Законом не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей, однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст.797 ГК предусматривает претензионный порядок до предъявления иска, вытекающего из перевозки груза).

Одной из особенностей рассмотрения судами дел о защите прав потребителей является то, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе) (п.4 ст.13, п.5 ст.14, п.6 ст.28 Закона). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п.6 ст.18, п. п.5 и 6 ст. 19, п. п.4, 5, 6 ст.29 Закона).

К особенностям рассмотрения судами дел данной категории относится также право суда при вынесении решения в пользу потребителя взыскать штраф с ответчика за несоблюдение последним добровольного порядка удовлетворения требований потребителя и перечислить пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа органу местного самоуправления или общественному объединению потребителей (ассоциации, союзу), если этот орган или объединение (ассоциация, союз) выступило с заявлением в защиту прав потребителя (п.6 ст.13 Закона).

В остальном (за исключением рассмотрения дел в отношении неопределенного круга потребителей) защита прав потребителей в судах осуществляется в соответствии с общими правилами гражданского судопроизводства.

При удовлетворении иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей суд должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом довести до потребителей решение суда. В необходимых случаях, например, когда требуется немедленное доведение решения по такому делу до сведения потребителей товаров, использование которых грозит их здоровью, суд может обязать в решении средство массовой информации, в соответствии со ст.35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 7. - Ст. 300. опубликовать вступившее в законную силу решение в предписанный им срок (п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Вступившее в законную силу решение суда по иску в защиту прав и законных интересов неопределенного крута потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя о гражданско-правовых последствиях указанных действий продавца, изготовителя, исполнителя или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя), по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами (ч.3 ст.46 Закона).

В соответствии с п.2 ст.11 ГК, защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. В главе 4 Закона определены органы и их полномочия в сфере защиты прав потребителей. К этим органам Закон относит: федеральный антимонопольный орган, федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов (их территориальные органы) и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие в пределах своей компетенции контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Однако согласно абз.16 п.13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945. функции МАП РФ по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, Министерства экономического развития и торговли РФ в сфере надзора на потребительском рынке, Министерства здравоохранения РФ в сфере санитарно-эпидемиологического надзора переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.