p align="left">Третий показатель - число потерпевших. Ими могут быть и юридические, и физические лица. Однако современная уголовная статистика ведет весьма ограниченный учет потерпевших. С 1986 г. (форма №1г МВД РФ) учитывалось число лиц, погибших в результате совершенных преступлений. Начиная с 1993 г. стали учитываться некоторые данные об иных потерпевших (форма №1-п). Четвертый показатель - материальный ущерб. Уголовная статистика ранее фиксировала только материальный ущерб от хищений государственного и общественного имущества, причем как по делам, направленным в суд, так и по тем делам, которые были прекращены, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Эти данные не совпадают с суммами материального ущерба, окончательно определенного судом. Сведения о налоговых и таможенных преступлениях, как и преступлениях на транспорте, отражаются в единых статистических отчетах (формы МВД РФ №1, 2, 1г и др.). В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений в 2005 году был принят совместный приказ, утвердивший новый порядок функционирования системы. Теперь написать заявление о происшествии (преступлении или правонарушении) гражданин России может в любое правоохранительное ведомство: в милицию, прокуратуру, ФСБ, Федеральную службу по наркоконтролю, подразделение Министерства юстиции и МЧС, даже пожарным. Руководители указанных силовых ведомств подписали этот приказ. Более того, типовое положение о едином порядке организации приема и проверки сообщения о преступлениях распространяется теперь и на суды общей юрисдикции, что так же является революционным. Во исполнение совместного приказа «О едином учете преступлений» и в целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении сообщений о правонарушениях был принят отдельный приказ, который утвердил Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. 4. Региональные особенности преступности К наиболее сложным для решения стоящих в обществе проблем нужно отнести кризисный или южно-периферийный тип регионов. К нему относятся по большей части республики в составе Российской Федерации, расположенные на Северном Кавказе (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево - Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня) и на юге Сибири (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия). К этому же типу относятся и области - Амурская, Курганская, Читинская. В пределах многих регионов этого типа политическая, социальная, экономическая обстановка на протяжении длительного периода остается крайне напряженной. Военные действия, вооруженные столкновения способствовали распространению наиболее опасных преступлений, связанных с бандитизмом, грабежами, похищениями людей, массовыми преступлениями против собственности. Имевшие место вооруженные конфликты, столкновения на межнациональной почве вызвали массовую миграцию населения с территории Северокавказских республик, прежде всего из Чечни. Глубокий кризис, в котором находятся регионы данного типа, стал причиной многих социальных конфликтов и процессов, способствовавших обострению криминальной ситуации. Обстановка социального и экономического неблагополучия лишь в основных чертах показывает сложный комплекс причин и условий, способствующих резкому росту преступности в регионах кризисного типа. Здесь один их самых высоких в стране уровней общей преступности (1750,3 на 100 тыс. человек всего населения). По этому показателю лидируют восточные регионы - Бурятия (2794,5 - второе место в России), Курганская область (2387,0 - седьмое место), Тыва (2245,0 - десятое место). По уровню тяжких преступлений (их доля в структуре преступности в среднем по данному типу субъектов Российской Федерации составляет 58%), для этих регионов она практически достигает 2/3 от общего количества зарегистрированных преступлений. Особо выделяются Амурская область (69,6%), Читинская область (66,3%), Хакасия (63,4%), Алтай (62,7%), Адыгея (62,4%), Кабардино-Балкария (62,1%). Группа регионов кризисного типа характеризуется высоким уровнем преступлений против личности (в среднем 104 на 100 тыс. человек всего населения). По этому показателю регионы кризисного типа уступают лишь субъектам, отнесенным к экстремально-критическому типу. Место общероссийского лидера занимает Тыва - 334 преступления на 100 тыс. населения. За ней следуют Алтай (183), Бурятия (147), Читинская область (125), Хакасия (122). По удельному весу преступлений, совершенных несовершеннолетними, рассматриваемые субъекты Российской Федерации находятся в лучшем положении (предпоследнее место среди выделенных типов). Ингушетия и Дагестан, судя по статистике, замыкают список российских регионов. Это, очевидно, можно объяснить определенными традициями горских народов, строго регламентирующих положение подростков в больших семьях, где представлено несколько поколений. Такие родственные отношения обеспечивают контроль поведения молодежи, удерживают их от противоправных деяний. Понятие «горячая точка». Определений существует множество, кроме того, в разных сферах словосочетание «горячая точка» имеет абсолютно разные значения. «Под «враждебной обстановкой / условиями» мы подразумеваем страну, регион или отдельную территорию, где происходят война, мятеж, гражданские волнения, террористические акты, а также крайне высок уровень преступности, бандитизма, беззакония или общественных беспорядков. Это определение распространяется и на территории с экстремальным характером климата или местности». Далее следует отметить понятие, применимое к Российскому государству, которое выделяют историки и другие исследователи. Это «горячие точки на постсоветском пространстве», что определяется как «вооруженные конфликты, вспыхнувшие на территории СССР и государств, образовавшихся после его распада, в конце 1980-х - начале 1990-х.» Общей причиной всех конфликтов была национальная и региональная политика советского руководства, допускавшая, особенно, в 1960-80-е годы этнический и территориальный протекционизм, фактически означавший разный статус тех или иных наций и территорий при декларируемом равноправии. Это приводило к формированию потенциально конфликтных групп интересов, зачастую охватывавших этнические группы целиком. Характер тех или иных конфликтов, состав их участников, их взаимоотношения с другими заинтересованными сторонами и политика по отношению друг к другу определялась местными условиями». Городская и сельская преступность в настоящее время не обнаруживает по уровню статистически значимых различий. В городах совершается 50 - 52% зарегистрированных преступлений, на селе 48-50%. Примерно в таких же пропорциях проживает население края в городах и селе. При этом повышенной криминогенностью отличаются поселки городского типа. Типично городскими преступлениями традиционно выступают квартирные кражи, уличная преступность (грабежи, разбои, уличное хулиганство), экономическая преступность, коррупция и т.п. На специфику городской преступности накладывает отпечаток социально-экономический и демографический статус административно-территориальных единиц. Так, преступность в крупном городе отличается от преступности в провинциальных городах, она иная, чем в курортных городах. Для сельской местности характерными преступлениями являются кражи скота, сельскохозяйственной техники, преступления против жизни и здоровья, хулиганство. Обострение всех отрицательных проявлений концентрации населения в крупных городах, приводит к совершению 85% преступлений постоянно проживающими жителями; основная доля преступлений совершается в центрах экономической деятельности, большого скопления людей, в местах с разветвленной транспортной сетью, как правило, в дневное время. В таких условиях скученность проживания, невозможность уединиться порождает между членами семьи не близость, а напротив, конфликты и преступления против жизни и здоровья совместно проживающих людей. Так, по мнению А.И. Долговой, перемещение в города тяжести совершения убийств, причинение тяжкого вреда здоровью на бытовой уровень, в сферу межличностных отношений - результат чрезмерной урбанизации населения региона и обострившихся социальных проблем. Современная уличная преступность - это, прежде всего проблема крупных городов. На улицах большого города вероятность конфликта с преступным исходом возрастает с увеличением плотности населения. Большие материальные ценности здесь более досягаемы, чем в сельских районах, контроль за людьми в силу анонимности городской жизни существенно затруднен. Субъективная ущемленность, чувство собственной неполноценности на улицах крупного города оказываются более острыми, чем в сельской местности, из-за того, что в городе материальная обеспеченность более заметна. Доля сельской преступности выше в регионах с большей плотностью населения и высокой степенью освоенности территорий - в Краснодарском и Ставропольском краях, Курской, Нижегородской, Рязанской областях, а также в местностях, в структуре расселения которых преобладают небольшие поселения (Алтайский край). Топография преступности сосредоточивается на анализе мест преступления, которые применительно к сфере улицы могут быть и на площадях, и в скверах, и в парках, и во дворах домов, и на пляжах, и непосредственно на улицах населенных пунктов. Кроме пространственного аспекта эта наука охватывает еще и социально-структурные перспективы указанных мест совершения уличных преступлений. В Белгородской области в 2009 году отмечается рост преступности на 4,4 процента. Но при этом в области значительно уменьшилось количество умышленных убийств (С 101 до 85), разбойных нападений (с 121 до 106), грабежей (с 789 до 767) и квартирных краж (с 817 до 663). Число нераскрытых преступлений, хоть и снизилось, по-прежнему остается высоким - почти 4, 5 тысяч. Совместные усилия милиции, органов образования и здравоохранения, центров занятости и общественных объединений позволили за 36 процентов сократить количество преступлений, совершенных подростками. Дала результат и работа по снижению подросткового пьянства, которая привела к снижению на 39 процентов преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Особое внимание уделялось борьбе с экономическими преступлениями. В ноябре прошлого года была произведена серьезная реорганизация управления по борьбе с экономическими преступлениями - из двух оперативно-розыскных частей создана одна, в которую вошли самые высокопрофессиональные и подготовленные сотрудники. Всего в прошлом году сотрудники правоохранительных органов раскрыли почти 4,5 тысяч экономических преступлений. Как сообщают в пресс-службе УВД, усилена борьба с незаконным предпринимательством, с преступностью в финансово-кредитной системе, в топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, во внешнеэкономической деятельности, на потребительском рынке. Количество преступлений коррупционной направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, увеличилось на 58,1 процентов (со 191 до 302). Благодаря тому, что в прошлом году увеличилась численность подразделений патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, в области уменьшилось количество преступлений, совершенных в общественных местах (с 2434 до 2384) и на улицах (с 1581 до 1495). 5. Изучение преступности органами внутренних дел Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по борьбе с преступностью в органах внутренних дел - исходный, необходимый ее элемент. Общими задачами анализа преступности органами внутренних дел является выявление ее закономерностей с тем, чтобы перейти к анализу закономерностей ее детерминации, причинности, определить закономерности ее подверженности различным воздействиям и соответственно правильно построить борьбу с преступностью в конкретных условиях места и времени. В самом общем виде практическое значение анализа преступности ОВД состоит в том, что в результате его выявляются: во-первых, степень ее распространенности и общественной опасности в конкретных условиях места и времени в целях оценки состояния, тенденции и определения на этой основе направлений и конкретных мер борьбы с преступностью; во-вторых, социально-правовые характеристики преступности, раскрывающие механизм ее порождения и функционирования (социально-территориальная, отраслевая, социально-групповая распространенность, мотивация, последствия и т.д.), что необходимо прежде всего для разработки масштабных общепредупредительных мер; в-третьих, «внутренние» характеристики преступности (степень организованности, криминального профессионализма, виктимологические аспекты и т.д.) в целях совершенствования правоохранительной деятельности, организации профилактики, пресечения и раскрытия конкретных преступлений. Организация и методика анализа преступности не могут быть одинаковыми, раз и навсегда заданными. Варианты организации, конкретные методики изучения преступности различаются в зависимости от целей (научное или практическое познание), масштабов (анализ преступности в масштабах страны или конкретного города) и многих других факторов. Тем не менее, могут быть сформулированы некоторые общие требования и положения, относящиеся к анализу преступности. Для правоохранительных органов и в частности для ОВД одной из важных задач изучения должно быть выявление не статистической преступности (статистической ее картины), а фактической. Анализ преступности в ОВД должен быть подчинен выявлению ее реальных качественных и количественных характеристик в их диалектической взаимосвязи. Содержание качества включает, во-первых, определенность явления, выражающуюся в его границах, пространственно-временных свойствах. С этой точки зрения необходимо изучение распространенности преступности, ее изменений во времени. Во-вторых, содержание качества включает и определенную системность преступности, характеризующуюся разными ее элементами, структурой, их устойчивостью и изменчивостью и т.п. Поэтому важно исследование структуры преступности, взаимосвязи различных преступлений и их субъектов. Все это требует применения комплекса методов, в том числе изучения уголовных дел и иных материалов, проведения опросов и т.д., использования математических методов, а также моделирования. Уголовная статистика правоохранительных органов остается важным источником информации, и при ее содержательном анализе можно получить даже определенные данные о латентности преступности. Изучение, анализ преступности представляет собой единство познания и оценки. В процессе изучения органы внутренних дел получают фактические данные о преступности, как бы ее фотографию. Правда, речь идет о специфической фотографии, отраженной в системе показателей (общее количество преступлений, число выявленных преступников и т.п.). Для анализа преступности используются следующие характеристики, которые должны получать отражение в периодических отчетах о состоянии преступности на конкретной территории: 1. Характеристика всей совокупности преступлений, зарегистрированных на данной территории за определенный период времени: 1.1. Общее количество зарегистрированных преступлений. 1.2. Уровень преступности в расчете на 100 тыс. или 10 тыс. населения. 1.3. Структура преступности. 1.4. Место, время и другие обстоятельства совершения преступлений. 1.5. Последствия преступности. 2. Характеристика личности преступника по половозрастным, профессионально-ролевым и другим признакам. 3. Преступность несовершеннолетних. 4. Правонарушения некриминального характера, связанные с преступностью. 5. «География» преступности и иных правонарушений. Наряду с другими традиционными показателями (групповая, рецидивная преступность, преступность среди молодежи и подростков, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, имущественные преступления, преступность в сфере экономики, преступления, совершенные на улицах, и т.д.) в настоящее время при анализе структуры преступности, как правило, выделяются и оцениваются по ряду «внутренних» показателей такие ее элементы, как организованная преступность; преступность, связанная с оружием, а также состояние борьбы с наркоманией; результаты борьбы с коррупцией в системе государственной службы, состояние безопасности дорожного движения. Анализ преступности, по данным ее регистрации, осуществляется с применением разнообразных приемов уголовной статистики. Важно подчеркнуть, что анализ преступности в практических целях не должен ограничиваться примитивными сопоставлениями во времени и пространстве абсолютных или относительных показателей по схеме «больше-меньше». Он обязательно должен включать использование богатого набора научно-статистического инструментария: статистических сводок, типологических и вариационных группировок, относительных величин интенсивности, относительных величин сравнения, различных средних величин, самых разнообразных коэффициентов, способов преобразования динамических рядов, методов корреляционного анализа и т.д. Список литературы 1. Приказ Генпрокуратуры РФ №39, МВД РФ №1070, МЧС РФ №1021, Минюста РФ №253, ФСБ РФ №780, Минэкономразвития РФ №353, ФСКН РФ №399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // Российская газета. №13. 25.01.2006. 2. Приказ МВД РФ от 01.12.2005 №985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.12.2005. №52. 3. Бурлаков В. Криминология ХХ век. - М., 2000. 4. Васильчикова Н.В., Кухарук В.В. Криминология: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат; 2009. 5. Давыдов Я.В. Криминология: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006. 6. Иншаков С.М. Криминология: Учебник. - М.: Юриспруденция, 2000. 7. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - М., 2007. 8. Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. - М., 2005. 9. Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. 10. Смирнова Е. Журналист в горячей точке: составляющие профессионализма // Библиотека центра экстремальной журналистики, 2009 - www.library.cjes.ru.
Страницы: 1, 2, 3
|