реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Изучение преступности

реферат
p align="left">Третий показатель - число потерпевших. Ими могут быть и юридические, и физические лица. Однако современная уголовная статистика ведет весьма ограниченный учет потерпевших. С 1986 г. (форма №1г МВД РФ) учитывалось число лиц, погибших в результате совершенных преступлений. Начиная с 1993 г. стали учитываться некоторые данные об иных потерпевших (форма №1-п).

Четвертый показатель - материальный ущерб. Уголовная статистика ранее фиксировала только материальный ущерб от хищений государственного и общественного имущества, причем как по делам, направленным в суд, так и по тем делам, которые были прекращены, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Эти данные не совпадают с суммами материального ущерба, окончательно определенного судом.

Сведения о налоговых и таможенных преступлениях, как и преступлениях на транспорте, отражаются в единых статистических отчетах (формы МВД РФ №1, 2, 1г и др.).

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений в 2005 году был принят совместный приказ, утвердивший новый порядок функционирования системы.

Теперь написать заявление о происшествии (преступлении или правонарушении) гражданин России может в любое правоохранительное ведомство: в милицию, прокуратуру, ФСБ, Федеральную службу по наркоконтролю, подразделение Министерства юстиции и МЧС, даже пожарным. Руководители указанных силовых ведомств подписали этот приказ. Более того, типовое положение о едином порядке организации приема и проверки сообщения о преступлениях распространяется теперь и на суды общей юрисдикции, что так же является революционным.

Во исполнение совместного приказа «О едином учете преступлений» и в целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении сообщений о правонарушениях был принят отдельный приказ, который утвердил Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.

4. Региональные особенности преступности

К наиболее сложным для решения стоящих в обществе проблем нужно отнести кризисный или южно-периферийный тип регионов. К нему относятся по большей части республики в составе Российской Федерации, расположенные на Северном Кавказе (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево - Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня) и на юге Сибири (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия). К этому же типу относятся и области - Амурская, Курганская, Читинская.

В пределах многих регионов этого типа политическая, социальная, экономическая обстановка на протяжении длительного периода остается крайне напряженной. Военные действия, вооруженные столкновения способствовали распространению наиболее опасных преступлений, связанных с бандитизмом, грабежами, похищениями людей, массовыми преступлениями против собственности.

Имевшие место вооруженные конфликты, столкновения на межнациональной почве вызвали массовую миграцию населения с территории Северокавказских республик, прежде всего из Чечни.

Глубокий кризис, в котором находятся регионы данного типа, стал причиной многих социальных конфликтов и процессов, способствовавших обострению криминальной ситуации.

Обстановка социального и экономического неблагополучия лишь в основных чертах показывает сложный комплекс причин и условий, способствующих резкому росту преступности в регионах кризисного типа. Здесь один их самых высоких в стране уровней общей преступности (1750,3 на 100 тыс. человек всего населения). По этому показателю лидируют восточные регионы - Бурятия (2794,5 - второе место в России), Курганская область (2387,0 - седьмое место), Тыва (2245,0 - десятое место). По уровню тяжких преступлений (их доля в структуре преступности в среднем по данному типу субъектов Российской Федерации составляет 58%), для этих регионов она практически достигает 2/3 от общего количества зарегистрированных преступлений. Особо выделяются Амурская область (69,6%), Читинская область (66,3%), Хакасия (63,4%), Алтай (62,7%), Адыгея (62,4%), Кабардино-Балкария (62,1%).

Группа регионов кризисного типа характеризуется высоким уровнем преступлений против личности (в среднем 104 на 100 тыс. человек всего населения). По этому показателю регионы кризисного типа уступают лишь субъектам, отнесенным к экстремально-критическому типу. Место общероссийского лидера занимает Тыва - 334 преступления на 100 тыс. населения. За ней следуют Алтай (183), Бурятия (147), Читинская область (125), Хакасия (122).

По удельному весу преступлений, совершенных несовершеннолетними, рассматриваемые субъекты Российской Федерации находятся в лучшем положении (предпоследнее место среди выделенных типов). Ингушетия и Дагестан, судя по статистике, замыкают список российских регионов. Это, очевидно, можно объяснить определенными традициями горских народов, строго регламентирующих положение подростков в больших семьях, где представлено несколько поколений. Такие родственные отношения обеспечивают контроль поведения молодежи, удерживают их от противоправных деяний.

Понятие «горячая точка».

Определений существует множество, кроме того, в разных сферах словосочетание «горячая точка» имеет абсолютно разные значения.

«Под «враждебной обстановкой / условиями» мы подразумеваем страну, регион или отдельную территорию, где происходят война, мятеж, гражданские волнения, террористические акты, а также крайне высок уровень преступности, бандитизма, беззакония или общественных беспорядков. Это определение распространяется и на территории с экстремальным характером климата или местности».

Далее следует отметить понятие, применимое к Российскому государству, которое выделяют историки и другие исследователи. Это «горячие точки на постсоветском пространстве», что определяется как «вооруженные конфликты, вспыхнувшие на территории СССР и государств, образовавшихся после его распада, в конце 1980-х - начале 1990-х.» Общей причиной всех конфликтов была национальная и региональная политика советского руководства, допускавшая, особенно, в 1960-80-е годы этнический и территориальный протекционизм, фактически означавший разный статус тех или иных наций и территорий при декларируемом равноправии. Это приводило к формированию потенциально конфликтных групп интересов, зачастую охватывавших этнические группы целиком. Характер тех или иных конфликтов, состав их участников, их взаимоотношения с другими заинтересованными сторонами и политика по отношению друг к другу определялась местными условиями».

Городская и сельская преступность в настоящее время не обнаруживает по уровню статистически значимых различий. В городах совершается 50 - 52% зарегистрированных преступлений, на селе 48-50%.

Примерно в таких же пропорциях проживает население края в городах и селе. При этом повышенной криминогенностью отличаются поселки городского типа.

Типично городскими преступлениями традиционно выступают квартирные кражи, уличная преступность (грабежи, разбои, уличное хулиганство), экономическая преступность, коррупция и т.п.

На специфику городской преступности накладывает отпечаток социально-экономический и демографический статус административно-территориальных единиц. Так, преступность в крупном городе отличается от преступности в провинциальных городах, она иная, чем в курортных городах. Для сельской местности характерными преступлениями являются кражи скота, сельскохозяйственной техники, преступления против жизни и здоровья, хулиганство.

Обострение всех отрицательных проявлений концентрации населения в крупных городах, приводит к совершению 85% преступлений постоянно проживающими жителями; основная доля преступлений совершается в центрах экономической деятельности, большого скопления людей, в местах с разветвленной транспортной сетью, как правило, в дневное время.

В таких условиях скученность проживания, невозможность уединиться порождает между членами семьи не близость, а напротив, конфликты и преступления против жизни и здоровья совместно проживающих людей. Так, по мнению А.И. Долговой, перемещение в города тяжести совершения убийств, причинение тяжкого вреда здоровью на бытовой уровень, в сферу межличностных отношений - результат чрезмерной урбанизации населения региона и обострившихся социальных проблем.

Современная уличная преступность - это, прежде всего проблема крупных городов. На улицах большого города вероятность конфликта с преступным исходом возрастает с увеличением плотности населения. Большие материальные ценности здесь более досягаемы, чем в сельских районах, контроль за людьми в силу анонимности городской жизни существенно затруднен. Субъективная ущемленность, чувство собственной неполноценности на улицах крупного города оказываются более острыми, чем в сельской местности, из-за того, что в городе материальная обеспеченность более заметна.

Доля сельской преступности выше в регионах с большей плотностью населения и высокой степенью освоенности территорий - в Краснодарском и Ставропольском краях, Курской, Нижегородской, Рязанской областях, а также в местностях, в структуре расселения которых преобладают небольшие поселения (Алтайский край).

Топография преступности сосредоточивается на анализе мест преступления, которые применительно к сфере улицы могут быть и на площадях, и в скверах, и в парках, и во дворах домов, и на пляжах, и непосредственно на улицах населенных пунктов. Кроме пространственного аспекта эта наука охватывает еще и социально-структурные перспективы указанных мест совершения уличных преступлений.

В Белгородской области в 2009 году отмечается рост преступности на 4,4 процента. Но при этом в области значительно уменьшилось количество умышленных убийств (С 101 до 85), разбойных нападений (с 121 до 106), грабежей (с 789 до 767) и квартирных краж (с 817 до 663). Число нераскрытых преступлений, хоть и снизилось, по-прежнему остается высоким - почти 4, 5 тысяч.

Совместные усилия милиции, органов образования и здравоохранения, центров занятости и общественных объединений позволили за 36 процентов сократить количество преступлений, совершенных подростками. Дала результат и работа по снижению подросткового пьянства, которая привела к снижению на 39 процентов преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Особое внимание уделялось борьбе с экономическими преступлениями. В ноябре прошлого года была произведена серьезная реорганизация управления по борьбе с экономическими преступлениями - из двух оперативно-розыскных частей создана одна, в которую вошли самые высокопрофессиональные и подготовленные сотрудники. Всего в прошлом году сотрудники правоохранительных органов раскрыли почти 4,5 тысяч экономических преступлений.

Как сообщают в пресс-службе УВД, усилена борьба с незаконным предпринимательством, с преступностью в финансово-кредитной системе, в топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, во внешнеэкономической деятельности, на потребительском рынке. Количество преступлений коррупционной направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, увеличилось на 58,1 процентов (со 191 до 302).

Благодаря тому, что в прошлом году увеличилась численность подразделений патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, в области уменьшилось количество преступлений, совершенных в общественных местах (с 2434 до 2384) и на улицах (с 1581 до 1495).

5. Изучение преступности органами внутренних дел

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по борьбе с преступностью в органах внутренних дел - исходный, необходимый ее элемент. Общими задачами анализа преступности органами внутренних дел является выявление ее закономерностей с тем, чтобы перейти к анализу закономерностей ее детерминации, причинности, определить закономерности ее подверженности различным воздействиям и соответственно правильно построить борьбу с преступностью в конкретных условиях места и времени.

В самом общем виде практическое значение анализа преступности ОВД состоит в том, что в результате его выявляются:

во-первых, степень ее распространенности и общественной опасности в конкретных условиях места и времени в целях оценки состояния, тенденции и определения на этой основе направлений и конкретных мер борьбы с преступностью;

во-вторых, социально-правовые характеристики преступности, раскрывающие механизм ее порождения и функционирования (социально-территориальная, отраслевая, социально-групповая распространенность, мотивация, последствия и т.д.), что необходимо прежде всего для разработки масштабных общепредупредительных мер;

в-третьих, «внутренние» характеристики преступности (степень организованности, криминального профессионализма, виктимологические аспекты и т.д.) в целях совершенствования правоохранительной деятельности, организации профилактики, пресечения и раскрытия конкретных преступлений.

Организация и методика анализа преступности не могут быть одинаковыми, раз и навсегда заданными. Варианты организации, конкретные методики изучения преступности различаются в зависимости от целей (научное или практическое познание), масштабов (анализ преступности в масштабах страны или конкретного города) и многих других факторов. Тем не менее, могут быть сформулированы некоторые общие требования и положения, относящиеся к анализу преступности.

Для правоохранительных органов и в частности для ОВД одной из важных задач изучения должно быть выявление не статистической преступности (статистической ее картины), а фактической.

Анализ преступности в ОВД должен быть подчинен выявлению ее реальных качественных и количественных характеристик в их диалектической взаимосвязи. Содержание качества включает, во-первых, определенность явления, выражающуюся в его границах, пространственно-временных свойствах. С этой точки зрения необходимо изучение распространенности преступности, ее изменений во времени. Во-вторых, содержание качества включает и определенную системность преступности, характеризующуюся разными ее элементами, структурой, их устойчивостью и изменчивостью и т.п. Поэтому важно исследование структуры преступности, взаимосвязи различных преступлений и их субъектов. Все это требует применения комплекса методов, в том числе изучения уголовных дел и иных материалов, проведения опросов и т.д., использования математических методов, а также моделирования.

Уголовная статистика правоохранительных органов остается важным источником информации, и при ее содержательном анализе можно получить даже определенные данные о латентности преступности.

Изучение, анализ преступности представляет собой единство познания и оценки. В процессе изучения органы внутренних дел получают фактические данные о преступности, как бы ее фотографию. Правда, речь идет о специфической фотографии, отраженной в системе показателей (общее количество преступлений, число выявленных преступников и т.п.).

Для анализа преступности используются следующие характеристики, которые должны получать отражение в периодических отчетах о состоянии преступности на конкретной территории:

1. Характеристика всей совокупности преступлений, зарегистрированных на данной территории за определенный период времени:

1.1. Общее количество зарегистрированных преступлений.

1.2. Уровень преступности в расчете на 100 тыс. или 10 тыс. населения.

1.3. Структура преступности.

1.4. Место, время и другие обстоятельства совершения преступлений.

1.5. Последствия преступности.

2. Характеристика личности преступника по половозрастным, профессионально-ролевым и другим признакам.

3. Преступность несовершеннолетних.

4. Правонарушения некриминального характера, связанные с преступностью.

5. «География» преступности и иных правонарушений.

Наряду с другими традиционными показателями (групповая, рецидивная преступность, преступность среди молодежи и подростков, тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, имущественные преступления, преступность в сфере экономики, преступления, совершенные на улицах, и т.д.) в настоящее время при анализе структуры преступности, как правило, выделяются и оцениваются по ряду «внутренних» показателей такие ее элементы, как организованная преступность; преступность, связанная с оружием, а также состояние борьбы с наркоманией; результаты борьбы с коррупцией в системе государственной службы, состояние безопасности дорожного движения.

Анализ преступности, по данным ее регистрации, осуществляется с применением разнообразных приемов уголовной статистики. Важно подчеркнуть, что анализ преступности в практических целях не должен ограничиваться примитивными сопоставлениями во времени и пространстве абсолютных или относительных показателей по схеме «больше-меньше». Он обязательно должен включать использование богатого набора научно-статистического инструментария: статистических сводок, типологических и вариационных группировок, относительных величин интенсивности, относительных величин сравнения, различных средних величин, самых разнообразных коэффициентов, способов преобразования динамических рядов, методов корреляционного анализа и т.д.

Список литературы

1. Приказ Генпрокуратуры РФ №39, МВД РФ №1070, МЧС РФ №1021, Минюста РФ №253, ФСБ РФ №780, Минэкономразвития РФ №353, ФСКН РФ №399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // Российская газета. №13. 25.01.2006.

2. Приказ МВД РФ от 01.12.2005 №985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.12.2005. №52.

3. Бурлаков В. Криминология ХХ век. - М., 2000.

4. Васильчикова Н.В., Кухарук В.В. Криминология: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат; 2009.

5. Давыдов Я.В. Криминология: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006.

6. Иншаков С.М. Криминология: Учебник. - М.: Юриспруденция, 2000.

7. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - М., 2007.

8. Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. - М., 2005.

9. Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

10. Смирнова Е. Журналист в горячей точке: составляющие профессионализма // Библиотека центра экстремальной журналистики, 2009 - www.library.cjes.ru.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.