реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Избирательные системы современности: теория и практика

реферат
p align="left">Если ни один из списков кандидатов не получил абсолютного большинства поданных голосов в первом туре, то проводится второй тур выборов, после которого половину мест получает список, собравший относительное большинство голосов. Вторая половина мест распределяется в порядке, указанном выше. Списки, не получившие по меньшей мере 5% поданных голосов, не допускаются к распределению мест. Разрешается блокирование списков между турами. Такой способ распределения мест позволяет получить 3?4 мест в муниципальном совете списку, набравшему 51% голосов [28, с.484].

Наконец, при уравновешенных смешанных системах места в равной мере распределяются и по пропорциональной, и по мажоритарной системе. Обычно при таких системах избирателю предоставляются два голоса, один из которых он использует при голосовании по мажоритарной, а другой по пропорциональной системе.

Смешанные системы действуют также в Германии, Болгарии (при выборах Великого народного собрания), Литве, Грузии, Венгрии.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что существование полупропорциональных и смешанных избирательных систем в некоторых странах мира зависит от определенных факторов: административно-территориального деления государства; исторически сложившихся обычаев и традиций, которые были закреплены законодательно в течении становления и развития страны; особенностей деления и взаимодействия различных «ветвей» власти в государстве и т.д.

5. ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Правовую основу избирательной системы в Республике Беларусь составляет Конституция. Конституция Республики Беларусь содержит специальную главу, посвященную избирательной системе. Порядок проведения выборов урегулирован вступившим в силу 26 марта 2000 года Избирательным кодексом Республики Беларусь. Кодификация правовых норм, определяющих порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в нашем государстве, осуществлена впервые. До этого указанные процессы регулировались отдельными законами, содержащие повторяющиеся нормы, которые одинаково регламентировали основные принципы проведения выборов, референдума, образования комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения агитаций и т.д. Принимая Избирательный кодекс, законодатель правомерно полагал, что объединение в одном законодательном акте правовых норм, определяющих порядок формирования выборных государственных органов, проведения референдума позволит обеспечить единообразный подход к избирательному процессу, облегчит работу комиссий, других участников выборных кампаний. Можно назвать и иные акты законодательства, регулирующие проведение выборов, среди которых постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.04.1994 №279 «О порядке пользования кандидатами в Президенты Республики Беларусь средствами массовой информации», от 04.04.2001 №457 «Об утверждении формы декларации о доходах и имуществе» и др.

В Республике Беларусь избираются Президент, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов.

Избирательное право в Республике Беларусь построено на демократических принципах, предусматривающих всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и свободном участии в выборах, что закреплено в Конституции, Избирательном кодексе, иных актах законодательства.

В Республике Беларусь на основе прямых выборов избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов депутатов. Путем косвенных выборов на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов избираются члены Совета Республики.

Одной из процедур, позволяющих избирателям осуществить свободное волеизъявление, является тайное голосование. В Республике Беларусь принцип тайного голосования закреплен в статье 68 Конституции, в статье 9 Избирательного кодекса, запрещающей контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования.

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

В то же время в статье 64 Конституции существует ограничение для граждан, которые в выборах не участвуют, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.

Из вышесказанного в выборах также не участвуют лица, которым приговором суда определена такая мера наказания, как лишение свободы, иные виды уголовного наказания таких последствий не влекут. Анализ нового Уголовного кодекса позволяет сделать вывод, что не только штраф, исправительные работы и т.п., но и арест (содержание осужденного в условиях строгой изоляции на срок от одного до шести месяцев) не дает оснований для ограничения для участия в выборах, т.к. непосредственно лишением свободы как видом уголовного наказания это не является (см., напр., ст.ст. 48, 54, 57 УК).

Что же касается участия в голосовании, то круг лиц, в отношении которых существуют дополнительные ограничения, еще шире: сюда включены и лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей, что на мой взгляд является не справедливым по отношению к данной категории лиц. В соответствии с УПК, лицо признается виновным в совершении преступления только после вступления в силу приговора суда. А содержание под стражей не является доказательством виновности обвиняемого, так как в последствии он может быть признан судом невиновным. А гражданин в данном случае лишается гарантированного Конституцией права на участие в выборах. Этот вопрос был пересмотрен, постановлением Центризбиркома арестанты теперь имеют право принимать участие в голосовании.

Как говорится в постановлении «осужденные к аресту, граждане Республики Беларусь и постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане Российской Федерации, отбывающие наказание в арестных домах, следственных изоляторах, тюрьмах, в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, принимают участие в голосовании по месту своего нахождения» (4, п.1). «Волю они будут изъявлять, не выходя на свободу, - непосредственно на месте пребывания, каким бы отдаленным оно ни было от участковой избирательной комиссии» [26, с.2].

«Такое известие некоторых заключенных буквально шокировало. В принципе, понять их можно - чуть ли не с малолетства живут по принципу «украл, выпил - в тюрьму» и ни о каких выборах слышать не слышали. А тут вдруг оказалось, что для общества они - полноправные граждане, их голос может стать на выборах определяющим» [22, с. 5].

Здесь необходимо добавить о том, что в данном случае усматривается явное противоречие, так как постановление Центризбиркома является, по сути, толкованием Конституции, но Центризбирком не обладает полномочием осуществлять данную деятельность. Не проще ли внести изменения в Конституцию? Ведь внесение изменений в третий раздел Конституции может быть рассмотрено палатами Парламента и в данном случае не обязательно проведение референдума.

Также в избирательном законодательстве интересен для рассмотрения и другой момент в котором явно усматривается противоречие законодательству, так из декрета Президента Республики Беларусь № 20 «Об обязательном декларировании доходов и имущества кандидата в Президенты Республики Беларусь, его близких родственников, супруги (супруга) и ее (его) родителей и некоторых иных мерах, направленных на проведение открытых, свободных и честных выборов» уже из названия понятно, что для принятия решения о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь в Центральную комиссию по выборам кандидатом в Президенты, его близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуками), супругой (супругом) и ее (его) родителями должны быть представлены декларации о доходах и имуществе. В данном случае возникает вопрос не противоречит ли это законодательству о тайне вкладов, ведь вполне вероятно, что дети или иные родственники кандидата в Президенты живут отдельно и ведут самостоятельное хозяйство и не желают распространять сведения о своих доходах. Данное правило вполне понятно в отношении супруга кандидата, но не в отношении иных родственников с которыми возможно кандидат в Президенты не поддерживает тесных родственных отношений. Наверное необходимым является приведение в соответствии со всем законодательством и усовершенствование Избирательного кодекса, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов об издании дополнительных уточняющих постановлений и декретов.

Избирательный кодекс предусматривает, что проведение выборов Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания и местных Советов осуществляется на основе традиционно сложившейся в нашем обществе мажоритарной избирательной системы.

Так, Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовали больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины граждан, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Кодексом предусмотрено, что если в бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты Республики Беларусь и ни один из них не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок Центральной комиссией проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати в трехдневный срок.

Избранным считается кандидат в Президенты, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если в связи со снятием кандидатур остается один кандидат, второй тур голосования проводится по его кандидатуре. В этом случае за его избрание должны проголосовать более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняли участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов в Президенты и ни один из них не был избран, а также в случае признания выборов Президента несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента, Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь используется мажоритарная избирательная система, которая является исторически первой избирательной системой и наиболее распространена в мире. Ее основная задача - формирование абсолютного парламентского большинства какой-либо политической или социальной силы, что на практике благоприятствует победе на выборах крупных политических партий и отсекает мелкие. Указанное является основным поводом для критики данной избирательной системы.

«В отличие от пропорциональной и смешанной избирательных систем, в которых голосование идет не только по отдельным кандидатам в депутаты, но и по партийным спискам, мажоритарная проста и понятная рядовому избирателю, поскольку предоставляет ему возможность проголосовать за своего конкретного представителя в парламент. Установление той или иной избирательной системы является внутренним выбором государства и не определяется международными стандартами. Мажоритарная избирательная система применяется в США, Франции, Великобритании, Австралии, Индии. В зависимости от соотношения политических сил в обществе государство переходит к той или иной избирательной системе. Например, в 1993 году в Италии перешла от пропорциональной системе к смешанной, преимущественно мажоритарной, а Новая Зеландия, наоборот, - от мажоритарной к пропорциональной. В обеих странах вопрос решался путем общенационального референдума» [15, с. 48].

Телевич А. считает, что в Беларуси также не утихают спекуляции на тему возможного перехода в будущем от мажоритарной избирательной системы через смешанную (мажоритарно-пропорциональную) к пропорциональной, т.е. выборам по партийным спискам… Но в Беларуси сегодня политическая система не является партийной. Люди еще очень хорошо помнят весь тот негатив, что был связан с КПСС. В советское время в партию чуть ли не силой загоняли рабочих и крестьян, так сказать, для представительства, в то время как число партийных из представителей интеллигенции искусственно держали на низком уровне. Некоторые члены КПСС использовали свое членство в ней в карьерных целях. И главное - очень многие советские граждане видели у компартии расхождение слов с делами. Возможно, именно по «старой памяти» жители нашей страны сегодня не очень доверяют политическим партиям.

В Беларуси никогда не было сильных политических партий, имеющих под собой широкую социальную базу. В начале 90-х годов на эту роль претендовал БНФ, способный тогда вывести на площадь под своими лозунгами до ста тысяч граждан. Однако радикальность Фронта уже тогда отпугнула от него значительную часть его потенциальных сторонников. После нескольких поражений БНФ осталось только почивать на лаврах и ностальгировать по золотым для себя ранним годам белорусской независимости [29].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.