p align="left">Таким образом, инициатором всенародного голосования был Президент России, что прямо противоречило Закону РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР», в котором говорилось, что право принятия решения о проведении всероссийского референдума -- всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики -- принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами -- Верховному Совету РСФСР (ст. 9). Решение о проведении референдума могло быть принято либо Съездом народных депутатов РСФСР, либо Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (ст. 10). Также, в соответствии со ст. 35 закона «О референдуме РСФСР»: При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесённых в списки для участия в референдуме Румянцев О.Г. Состязательный конституционный процесс. Два проекта Конституции (май - август 1993 г.) // Констит. и муницип. право- 2008 - №23. - с.10-18.. Причём данный закон был отменён лишь 16 октября 1995 года Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Несмотря на то что президент не вправе был инициировать референдум и за новую конституцию проголосовало только около четверти от списочного состава избирателей, она всё же была принята, так как всенародное голосование проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», утверждённым ранее указом президента, который тоже вступал в противоречие с действовавшей Конституцией Российской Федерации -- России, в ст. 121-8 которой прямо утверждалось: Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации. Итоги всенародного голосования В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых -- 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции Результаты референдума 12 декабря 1993 по проекту Конституции Российской Федерации. -- Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, что составило гораздо менее половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчётах о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. -- 1995. -- № 10.- С.5-9.. Одновременно были проведены выборы в Государственную думу и выборы в Совет Федерации первого созыва -- органы, введение которых предусматривалось проектом новой Конституции. По указу президента России Б. Н. Ельцина от 19 октября 1993 года № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года» от участия в выборах в Федеральное Собрание были отстранены как имеющие отношение к вооруженному мятежу партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях конституционного кризиса 1993 года на стороне Верховного Совета России Румянцев О.Г. Состязательный конституционный процесс. Два проекта Конституции (май - август 1993 г.) // Констит. и муницип. право- 2008 - №23. - С.10-18.. На выборах в Думу победила ЛДПР. Демократические партии и блоки (включая проправительственный «Выбор России») в сумме получили менее половины голосов избирателей (менее 17 % от списочного состава). Тем самым в России установилась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту президента России Б. Н. Ельцина. Версии о фальсификации В мае 1994 года были опубликованы выводы экспертной группы А. А. Собянина при администрации президента о масштабных фальсификациях на референдуме (после этой публикации президентская администрация прекратила сотрудничество с группой). Согласно выводам данной комиссии, в референдуме принимало участие не более 46 % от списочного состава избирателей Собянин А.А., Суховольский В.Г. Итоги выборов 12 декабря 1993 года и будущий федеральный закон о выборах // Констит. право: Восточноевропейское обозрение. -- 1994. -- № 1. -- С. 2--10., в связи с чем легитимность принятия Конституции и по результатам голосования подвергается сомнению некоторыми исследователями. Однако, Центризбирком при подведении итогов посчитал Конституцию принятой, и 25 декабря 1993 года она была опубликована в Российской газете. Избирательные бюллетени были вскоре уничтожены по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Рябова Пленарное заседание Госдумы (комментарий) // КоммерсантЪ. -- № 95. -- 26.05.1994 года. Одна из версий о крупномаштабных фальсификациях была основана на предположении, что миллионы бюллетеней были «вброшены» в пользу ЛДПР и КПРФ, хотя на самом деле в 1993 году с большим отрывом должна была победить партия власти в лице «Выбора России». Согласно ей, люди, вбрасывающие бюллетени в пользу оппозиции, были вынуждены одновременно вбрасывать и бюллетени конституционного референдума. При этом будучи противниками демократических реформ гипотетические фальсификаторы добавляли бюллетени «против» проекта Конституции. По такой версии как раз дополнительные голоса «против» и обеспечили многомиллионное увеличение явки на конституционном референдуме. Критики данной гипотезы указывают, то что весь «математический расчет» общей цифры в 9 миллионов «вброшенных» бюллетеней, появившийся в марте 1994 года, занимает одну строчку: приписанное число голосов равно официальному числу голосов «против» Конституции минус три седьмых официального числа голосов «за». То есть его авторы основывались на простейшей экстраполяции на всю Россию официальных данных о пропорции сторонников и противников Конституции в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких других продемократических регионов Филиппов М.Г. Воображая Фальсификации: Спор о Народном Волеизлеянии в 1993 году // Непрекосновенный Запас. -- 2008. -- 61.-С.13-16.. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие особенности, которые ей присущи и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 года. Однако Конституция 1993 года придала характеристике сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя строго правовое оформление. Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя Михайлов А. Лицо Конституции / Рос. газета - 2008 - 10 декабря.. В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей. Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти. Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный внесения поправок. Но, к сожалению, многие положения Конституции РФ далеки от совершенства, в них нет ясности, нет правовой нормы. А это ведет к тому, что значительная по масштабам и очень важная сфера отношений продолжает регулироваться не правовыми, а какими-то иными, в первую очередь политическими методами и средствами История отечественного государства и права ч.2. / Под ред. Чистякова О.И. - М., 2004. - С.493.. В системе государственных органов последнего десятилетия крупную роль играет Администрация Президента. В Конституции этот институт лишь упомянут, о его структуре и полномочиях не сказано ничего. Очень расплывчато определен способ формирования Совета Федерации. Такого рода примеры свидетельствуют о том, что Конституция не всегда служит надежной основой для правового регулирования История государства и права России / Под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд. М., 2008. - С.538.. Достоинство Конституции видят в том, что она позволяет изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию. Высказывается противоречащая правовому идеалу и теории права мысль, что каждая норма, любой закон, как всякий текст, по природе своей неясны и допускают разные толкования. В Конституционном Суде Российской Федерации видят орган, призванный вносить определенность в неясно составленную Конституцию. Между тем, роль Конституционного Суда состоит в толковании Конституции (ФКЗ от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ»), а не в восполнении пробелов законодательства и создании новых норм. Доминирующим настроением в работе творцов Конституции было заимствование западных образцов демократии, «мировых стандартов». Это была ошибочная установка, превратившая текст Конституции в «каталог современных достижений в области демократии и прав человека Кузьмин В. Три возможности права. [В Кремле отметили юбилей Конституции] / Рос. газета. - 2008 - 15 декабря. . Законодателю следует ориентироваться не на мировые стандарты, не на заимствование, а на поиски модели, пусть менее совершенной, но зато соответствующей условиям национальной жизни и потому работающей и способной вывести страну из кризиса, в котором она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права. Глава II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации§1. Понятие конституцииКонституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства Автономов А. Конституция как ценность // Сравнительное констит. обозрение - 2008 - № 3 - С.17-19.. Конституция (от латинского constitutio - устанавливаю, учреждаю) - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. - М., 2005. - С.91.. Термин «конституция» - употребляется в 2 основных значениях: 1) конституция - фактическая - реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя и 2) конституция юридическая - особого рода юридический документ Прудников А.С. Конституционное право России. - М., 2007. - С.70.. Термин «юридическая конституция» также имеет 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении конституция - система правовых актов, регулирующих основы общественного и государственного строя, правового положения личности и объединений граждан независимо от того, в каком правовом документе закреплены эти нормы. Они могут быть закреплены как в конституции, так и в других правовых актах, порядок которых отличается от порядка принятия конституции, однако является более усложненным по сравнению с правилами принятия других актов. В РФ такими актами являются федеральные конституционные законы (о судебной системе, о правительстве, о референдуме и т.д.) Виноградов В. Конституция России: взгляд 15 лет спустя // Сравнительное конституционное обозрение - 2008 - № 3 - С.9-13. Во многих зарубежных странах акты такого рода называются органическими законами Арбузскин А.М. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2004. - С.25.. В формальном значении конституция - это особого рода правовой акт (или несколько актов, могут быть и конституционные обычаи), которые (-рые) официально объявлен (-ны), как, например, в Великобритании, конституцией государства Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. - СПб., 2002. - С.112.. При использовании термина «конституция» чаще всего имеется в виду юридическая конституция в ее формальном значении. Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|