История права
3 3 Содержание Введение Источники древнерусского права Глава I . Источники права: понятие, классификация Глава II. Обычай 1.Происхождение обычного права 2.Формы выражения обычного права 3.Свойства обычного права Глава III. Договоры как источники древнерусского права 1. Договор - понятие, анализ, значение, виды. 2. Договоры Руси с Греками X века. 3. Договоры Русских с Немцами. 4. Договоры между русскими князьями: 4.1. Договоры между отдельными русскими князьями. 4.2. Договоры князя с народом. 4.3. Договоры князя с дружиной. Глава IV. Княжеские уставы Глава V. Рецепция византийского права Глава VI. Русская Правда 1. Списки Русской Правды. 2. Проблемы связанные с исследованием Русской Правды. 3. Значение Русской Правды. Заключение Литература Введение Каждая историческая эпоха характеризуется преобладанием тех или иных форм права. Господствует ли в дан-ное время закон или обычай, или комбинируются они меж собою или с другими формами права так или иначе -- все это и само по себе имеет большое значение для характеристики эпохи Задачами данной работы являются: обзор источников древнерусского права и выявление проблем их интерпретации, определение значение источников права данного периода. В соответствии с задачами определена следующая структура работы: в главе первой рассмотрим общее понятие источников права Древней Руси и их классификацию. Во второй главе будет разобрано обычное право. Третья глава посвящена договору, как источнику права Древней Руси. В четвертой и пятой главах будет проведен обзор княжеских уставов и рецепции из византийского права. В шестой главе рассматриваются проблемы с исследованием и интерпретацией Русской Правды. Глава I. Источники права. «Под источниками права, с одной стороны, понимают те твор-ческие силы, которые содействуют объективированию права, со-здают те или иные формы права, с другой -- самые формы права, из которых почерпаются сведения о том, что в данное время, в данном месте является положительным или действующим пра-вом»Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926 г. Ст. 9.. Обе стороны вопроса взаимосвязаны. От понятия «источники права» в тоже время следует отличать поня-тие «источники истории права». Под последними подразумеваются те исторические свидетельства, из которых почерпаются данные или сведения о состоянии права в ту или иную историческую эпоху. Это -- источники для научного изучения истории права. В древние исторические эпохи преобладающими формами права являются обычай и договор. Позднее появляются и зачатки законодательной деятельности, которые можно проследить уже в древнем периоде истории русского права в виде уставной деятельности князей. Но эта форма права в то время играла небольшую роль по срав-нению с обычаем и договором. Глава II Обычай 1. Происхождение обычного права. Обычай является древнейшим источником права. Древнейшие термины, означающие пра-во вообще, относятся к обычному праву: «правда», «норов», «обы-чай», «преданье». Эти термины указывают и на происхождение обычного права, и на его свойства. Спорным является вопрос о происхождении обычаев. Сергеевич предполагает, что обычай является результатом деятельности отдельных лиц. Владимирский - Буданов пытается опровергнуть данную версию: «Признавая автономию (действий частного лица) за первоисточник права вообще, полагают возможным установить следующий процесс образования обычного права: более энергичное лицо посту-пает как ему угодно; другие следуют ему из пассивной подражатель-ности; через установившуюся практику образуется привычка посту-пать так, а не иначе, а затем повальный обычай, из которого, наконец, складывается общее убеждение о необходимости всем действовать именно так, а не иначе. Но таким образом в основе права был бы положен произвол, т. е. отрицание права. Приведенная схема опро-вергает тем, что обычаи разных народов, разделенных простран-ством и временем (не имевших никакой возможности подражать один другому), сходны, а часто и тождественны»М. Ф. Владимирский-Буданов. «Обзор истории русского права». Ростов-на-Дону, 1995г. Ст. 109. . По его мнению: «Первоисточник права есть природа человека (физическая и мо-ральная), подчиненная таким же законам, как и природа органичес-кая и неорганическая. Право на первой ступени является чувством (инстинктом)… На второй ступени право проникается сознанием союзах общинных и государственных), превра-щаясь из явлений природы в действия воли; то, что есть (факт), превращается в то, что должно быть (право).»Там же. Ст.109. Обычное право выражается, прежде всего, в юридических фактах: однообразное повторение одних и тех же действий есть вернейший указатель для распознания обычного права, но тре-бующий значительной осторожности: летописи и другие однородные источники со-общают с одинаковой объективностью как факты, вытекающие из права, так и нарушающие его. 2. Формы выражения обычного права Важнейшей формой выражения обычного права служат дошедшие до нашего времени в сравнительно небольшом количестве акты юридических сделок и судебные акты. В них действую-щие лица стараются совершить действие согласно с правом, но не всегда достигают этой цели. Это жалованная грамота князя Мстислава 1130г.; купчая Антония Римлянина 1147 г., вкладная гр. Варлаама 1192 г., рядная Тешаты 1226-1299 гг., духовная князя Владимира Волын-ского 1287г. и духовная Климента XIII в. Обычное право выражается также в условных фактах, созданных именно для выражения право-мерности явления: «посаженье князя на стол» означает законность приобретения власти. Оно может быть выражено в словес-ных формулах -- юридических пословицах, из которых некоторые позднее стали формой закона, а многие уцелели до наших дней, например, «Молодой на битву, а старый -- на думу»; «Молодой князь, молода и дума»; «На одном вече, да не одни речи»); «Холоп -- не смерд, а мужик -- не зверь»; «Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу»; «Братчина судит, как судья» «Легко воровать, как семеро норовят» «Железа и змея боится» (намек на ордалии); «В поле -- две воли, кому Бог поможет» (о судебном пое-динке); «Вор ворует -- мир горюет»; «Кинешма да Решма кутят да мутят, а Сойдогда убытки платит» (о круговой поруке при уплате вир и продаж); «Чей хлеб кушаешь, того и слушаешь» (ограничение правоспособности договором личного найма); «На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день». 3. Свойства обычного права. В соответствии с происхождением обыч-ного права, оно обладает рядом важных свойств. Во-первых, праву придается религиозное значение, т. е. происхождение обязательных норм возводится к самому божеству: рус-ские клялись исполнять договор, постановленный Олегом, «яко Божие здание по закону и по покону языка нашего». Во-вторых, обыч-ное право считалось прирожденным для определённого племени или на-циональности («русская правда»). В-третих, как право, сохраняемое традицией, передачей, оно в высшей степени консервативно, ибо изменение его грозило разрушением самого права; отсюда -- поступать по старине значит «поступать по праву». «Что старее, то правее», -- говорит пословица. Но, в-четвёртых, как право, не выраженное в письменной форме, оно способ-но изменяться вместе с жизнью: уже древние славянские племена «кождо свой нрав имеяху». В русских землях, при перевесе у них территори-ального начала над племенным, возможность разнообразия усилива-ется: «Что город, то норов; что деревня, то обычай» (пословица). Глава III. Договоры как источники древнерусского права. 1. Договор - понятие, анализ, значение, виды. Договор, как источник права, играет в древнее время большую роль. В сфере публичного права договором создаются не только нормы, определяющие междугосударственные отношения, но и целый ряд правил, регули-рующих внутренний строй государства. Некоторые из этих элементов, образующих этот строй, только на почве договора создают вре-менную устойчивость часто колеблющихся взаимоотношении. Так, постановления народного собрания являются по существу не чем иным, как договором единения между участниками собрания. Отно-шения между князем и народом, между князем и его дружиной создаются и выясняются только при посредстве взаимных согла-шений. В области частных правоотношений очень многое впервые создается соглашением заинтересованных. Это очень часто выну-ждается бедностью существующих норм или их край-нею неопределенностью. Значит и в этой области договором может создаваться новое право. Но древнее право, занесенное в договоры, отнюдь не все создано соглашениями. Многое возникло путем практики, твор-ческою силою обычая и внесено в договоры только для боль-шего обеспечения и бесспорности. С другой стороны, поздней-шие договоры нередко повторяют почти дословно содержание более ранних. Поэтому далеко по всегда возможно отделить в сохра-нившихся до нас договорах право обычное от права договорного. Иногда сами договоры ссылаются на старину, то есть на обычай. Но из постоянного повторения той или иной формы и договорах могла возникать старина по договору. Для обозначения договора в древности употреблялись термины «докончанье», «ряд», «крестное целованье»; последний термин-- с тех пор, как началось для придания прочности договору при-несение присяги по христианскому обряду. Можно отметить следующие виды договоров в древнее время: 1) договоры международные, заключенные между русскими кня-жениями и соседними нациями; 2) договоры междукняжеские, то есть между русскими князьями; 3) князей с народом и 4) князей с дружинниками. 2. Договор Руси с Греками X века. Первоначальная летопись сохранила тексты четырех: догово-ров русских князей -- Олега, Игоря и Святослава--под 907, 911, 945 и 971 гг. При анализе данных источников до сих пор актуален вопрос о полноте и достоверности дошедших до нас текстов: одна группа исследователей без колебания черпает из договоров данные древнего русского права. Другие учёные считают, что это древнерусское право с большими заимствованиями из византийского. Третьи отвергают достоверность этих памятников в качестве источников для изучения древнего русского права. Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи источников древнерусского права это соотношение дого-воров 907 и 911 гг. Первый из них заключен под стенами Кон-стантинополя, когда победоносное войско Олега согласилось не губить города, и удовлетворилось платежом значительной дани. В тексте летописи условие о платеже дани повторено два раза и затем прибавлены условия о порядке торговли русских в Царьграде. Следующие годы до 912 в летописи проставлены без указаний на какие-либо исторические события. А под 6420 г. говорится, что Олег послал «мужи свои построити мира и положил рядъ межю русью и грекы», и далее приводится подробный текст нового договора. Закономерным является вопрос: зачем понадобился или чем вызван новый договор после заключения договора 907 г.? Попытка считать договор 907 г. только прелиминарным, а договор 911 окончатель-ным подверглась вполне обоснованной критике: «Важные для греков статьи прелиминарного договора о порядке торговли рус-ских в Царьграде в окончательный договор не попали. Может быть, Олег добился отмены этих стеснительных для русских купцов условий в договоре 911 г.? Но если он согласился на эти стеснительные условия, когда он стоял победителем под сте-нами Константинополя, то как он мог добиться их отмены при менее благоприятных условиях?»Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926г. Ст.17 . Зато отмечены подтверждения предположениям о неполноте текста договора 911 г.: «уже давно обращено внима-ние на то, что подлинный текст этого договора делился на главы. Об этих главах упоминается во вступлении («суть, яко положе мы ся нмалн о божий вере и любви, главы таковыя») и в за-ключении договора («не переступати ни намъ, ни иному отъ страны нашея отъ уставленныхъ главъ мира и любви»), а в самом тексте сохранился только один намек на эти главы («а о главахъ, иже приключить проказа, урядимся сице»). Эта неполнота текста сопровождается, кроме того, значительною порчею текста переписчиками и, может быть, не-удачным переводом с греческого подлинника» Там же. Ст.18. Договоры 911 и 945 гг. содержат целый ряд норм из области частного международного права. Но что это за нормы: русские, греческие или смешанные? Однозначного мнения в науке тоже не сложилось. В самом тексте памятников имеются ссылки на закон греческий и на закон русский. Но где и в каких слу-чаях применяются тот и другой? Считается, что дого-воры применялись на территориях договаривающихся сторон, и что русский закон естественно господствовал на русской территории. Но когда представлялись случаи применять к отношениям между греками и русью нормы договорного права на русской территории? Греки приезжали на Русь редко, а по торго-вым делам и вовсе не допускались. Наоборот, русь постоянно бывала в Византии и подолгу там оставалась, главным образом по торговым делам. По договору 945 г. установлено лишь то ограничение, что русь не могла зимовать в Константинополе. Практический интерес требовал выработать правила для опре-деления отношений между пребывающей в Византин русью и греками. Таким образом, нормы договорного права имели применение почти исключительно в пределах Византии. Только некоторые статьи предполагают применение их вне пределов Византин. Но насколько трудно было византийскому правительству следить за применением статей договоров за пределами Византин, показы-вает статья, возлагающая обязательство на русь не воевать корсунских городов, не чинить зла корсунянам, занимающимся рыболовством в устье Днепра. Эти статьи, равно и обязательство руси защищать корсунян от черных болгар, не имеют никакой санкции.
Страницы: 1, 2
|