реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История отечественного права

реферат
p align="left"> Князья и знать, как связанная с князьями, так и земская, в своей политической деятельности выражают, по крайней мере, интересы и потребности свободных членов общества таких государств (т.е. свободных горожан и свободных крестьян), причем союзы общин в этих государственных образованьях возглавляет торгово-ремесленная община главного города. Вассалитет (княжеский, боярский) и иммунитет носят дофеодальный характер.
Л. В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.

1.3. Предпосылки образования Древнерусского государства.

"Повесть временных лет" - древнейшая дошедшая до нас русская летопись, написана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестор.
В ней рассказывается о первых веках истории Руси, возникновении Древнерусского государства, деятельности первых киевских князей IX- начала XI в. "Повесть..." - уникальный памятник, запечатлевший начало русской истории; выраженные в ней идеи, художественные достоинства высоко ценились летописцами последующих поколений.
"И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех лях пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру. А в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским".*
Древнейшим местом жительства славян в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов и славен были известны еще в готские

*www.hist.msu.ru

и гуннские времена.

Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки), и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VII веке и, постепенно расселяясь, пошла до оз. Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене заняли систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений. Славяне пришли в непосредственную близость с финскими племенами, литовскими племенами и хазарами.
По религии славяне в то время были язычниками. Они верили ни в одного какого-либо Бога, а у них сложился целый пантеон Богов.
"Единым высшим богом - "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков - Зевс, у славян был Перун. У большинства славянских племен слово "Перун" и до сих пор употребляется в смысле грома. "Чтоб Перун тебя взял", так бранятся теперь. Понятие о боге - громовнике сливалось, однако же, у славян с понятием неба вообще (именно движущегося, облачного неба). Некоторые ученые думают, что именно такой смысл имело у древних славян название бога "Сварога". Сливаясь с Перуном, Сварог оспаривал у него первое место на славянском Олимпе. Солнце обоготворялось под названием "Даждь бога": слово, которое прежде переводилось "палящий бог". Другое название того же бога - "Хорс". Наконец, и "Велес", скотий бог, хранитель стад. Все эти названия высшего бога были очень древние и употреблялись всеми славянами".*
К числу соседей и сожителей славян принадлежат варяги. Они жили "за морем" и приходили к славянам "из-за моря".

* Милюков П.Н. Религия славян. Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. П.Г. Виноградова. В 4 вып. Вып.1. Москва, 1896. С. 106-112

Именем "варягов" ("варягов", "вэрингов") не только

славяне, но и другие народы (греки, арабы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX века среди славянских племен, на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции, в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу, или же просто искали добычу и грабили, где могли.

Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою
родину и бродить на чужбине; в ту эпоху вообще было велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию. Среди русских славян с середины IX столетия варягов было так много, и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов "за море", на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать влияния варягов на славянский быт. Но большого влияния их, по-видимому, не было, потому что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

1.4. Возникновение Древнерусского государства

Как и когда началась государственная жизнь у русских славян, наши предки не помнили. Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще и русских в частности и стали искать справок в греческих исторических сочинениях (византийских "хрониках"), переведенных на славянский язык. Собрание таких народных преданий, в соединении с выписками из греческих хроник, было сделано в Киеве в XI веке и составило особую повесть о начале русского государства и первых князьях в Киеве. В этой повести рассказ был расположен по годам (считая годы или "лета" от сотворения мира) и доведен до 1074 года, до того времени, когда жил сам "летописец", то есть составитель этой начальной летописи. На "начальной летописи" дело не остановилось: ее несколько раз переделывали и дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и исторические записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. Так получился в начале XII века Киевский летописный свод, составителем которого был игумен Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр. Его свод, носивший название "Повесть временных лет", переписывался в разных городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими, Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т.д.
Так как начало разных летописных сводов было одинаково, то одинаков был везде и рассказ о начале государства на Руси. Этот рассказ таков.
В былое время варяги, приходя "из заморья", брали дань с новгородских славян, с кривичей и с соседних финских племен. И вот данники восстали на варягов, прогнали их за море, стали сами собою владеть и ставить города. Но между ними начались усобицы, и встал город на город, и не стало в них правды. И они решили найти себе князя, который бы владел ими и устроил бы у них справедливый порядок. Они отправились в 862 году за море к варягам - руси (потому что, по мнению летописца, это варяжские племя называлось русью так же, как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, готами) и сказали руси: "Земля наша велика и обильна, а устройства (наряда) в ней нет: пойдите княжить и владеть нами". И вызвалось 3 брата со своими родами и с дружиною. Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова). После смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал единодержавным князем на севере, а его сын Игорь княжил уже и в Киеве, и в Новгороде. Так произошла династия, объединившая под своей властью племена русских славян.
"Начало российский истории представляет нам единственный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие, в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец"*
"Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов - шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменским и Белоозером. Столкновения с местным населением проходили с переменным успехом: то "находникам варягам" удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена "изгънаша варягы за море и не даша им дани". Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно известен только по походу на
Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе, кроме варягов, участвовали войска девяти славянских племен.
Варяги использовались на Руси в X-XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир.
Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский.
Признав концепцию редакторов "Повести временных лет"

* Карамзин Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 годов. Кн.1, т. 1. Москва, 1988 г. С. 47-50

искусственной, мы должны ответить на вопрос: какова же действительная роль варягов в ранней истории государства руси?
Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока.

Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.
Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда, добивались высокого положения, но крайне жестоко относились к славянскому населению».

1.5. Заключение.

Таким образом, мы видим, какое положительное влияние оказала на дальнейшее развитие Руси централизация.
Изучив все многообразие теорий возникновения Древнерусского государства, я все-таки придерживаюсь антинорманской теории. Я считаю, что к тому времени, когда трех варяжских князей пригласили править Русью, у наших предков уже было государство, хотя, может быть, и не такое развитое, как Византия.
Я придерживаюсь этого мнения, так как, ознакомившись с материалом о жизни и быте славян, отметила, что у наших предков были такие навыки как рыболовство, охота, скотоводство и т.д. Затем они начали объединяться в семьи, роды и, наконец, общины, что свидетельствовало о переходе к военной демократии (переходный период от первобытнообщинного строя к государственности).*

*Рыбаков Б.А. Мир истории. Москва, 1984. С.13-17, 36-38, 50.

2. Представьте себе, что Вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков?

Во времена правления Владимира Крестителя «Русской правды» еще не существовало, поэтому данный вопрос рассматриваться не может.

3. Раскройте содержание терминов и выражений:

- Бояре

- Казачество

- Погост

- Пожилое

- Посадник

- Урочные лета

- Шемякин суд

Бояре - 1) высший слой общества в России в X - XYII вв. Занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. 2) С XY в. - высший чин среди служилых людей «по отечеству» в Русском государстве. Бояре занимали высшие должности, возглавляли приказы, были воеводами. Чин отменен Петром I в начале XYIII в. В связи с ликвидацией Боярской думы.

Казачество - военное сословие в России, которое включало население ряда южных районов России. Казачество пользовалось особыми правами и привилегиями на условиях обязательной и всеобщей воинской повинности. Складывается с XIY в., когда по окраинам княжеств селятся вольные люди, несущие по найму сторожевую и пограничную службу. В XY - XYI вв. возникают и развиваются самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, основную массу которых составляли беглые и посадские люди. Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах, а к концу XYIII в. Полностью подчинило его. Казачество превратилось в привилегированное военное сословие. В 1920 г. Казачество упразднено как сословие.

Погост - первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. Место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа.

Пожилое - в Русском государстве XY-XYII в. Денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день. Введено Судебником 1497 г. Исчезло с полным закрепощением крестьян.

Посадник - выборное должностное лицо в древнерусском городе, глава исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом.

Урочные лета - устанавливаемые царскими указами с конца XYI в. Сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет). Отменены в середине XYII в., когда сыск стал бессрочным, Соборным уложением 1649 г.*

Шемякин суд - несправедливый суд. В рукописном произведении конца XVII и XVIII вв. под названием «Повесть о Шемякином суде» рассказывается о неправедном судье (Шемяке), который в расчете на взятку выносит неожиданные для всех приговоры. У древнерусского читателя ассоциации были связаны с судом, творимым князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой, активным участником междоусобной войны XV в. Понятие стало нарицательным.**

* Барабанов В.В.Указ.соч. С.406-442

** http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook155/01/index.html?part-024.htm

Список использованной литературы:


1. В.В. Барабанов. Единый государственный экзамен, справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам. Москва, «Астрель», 2004..
2. П. Н. Милюков. Религия славян. Книга для чтения по истории средних веков. Под редакцией П. Г. Виноградова. В 4 вып. Вып. 1. М., 1896.
3. Н. М. Карамзин. История государства Российского. В 3 книгах. Книга 1, т.1. М., 1988.
4. Б. А. Рыбаков. Мир истории. М., 1984.
5.Платонов С.В. Учебник руской истории для средней школы. М., Звено, 1994.

6.В.К. Цечоев. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г.

7.http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook155/01/index.html?part-024.htm

8.www.hist.msu.ru

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.