реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История государства и права франков в средние века

реферат
p align="left">В этот период возникла система патроната («покровительства»). В условиях нарастающих притеснений и злоупотреблений крестьяне были вынуждены прибегать к защите сильных и влиятельных лиц. Нередко знать сама навязывала «покровительство» крестьянам, так как была заинтересована в этом. Отдача себя под «покровительство» (комендация) стала широко распространенным явлением. Комендировались не только слабые и безземельные, иногда сильные и многоземельные становились «под руку» еще более сильных. Комендация предусматривала: 1) передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания; 2) установление личной зависимости «слабого» от своего патрона; 3) выполнение в пользу патрона ряда повинностей.

Все это вело к постепенному закрепощению франкского крестьянства. Через несколько поколений многие крестьяне были уже крепостными (сервами). Причем значительно раньше в числе сервов оказывалась подавляющая часть колонов и рабов Юга.

Государственный строй при Меровингах. Ужесточение эксплуатации крестьян и неизбежное вследствие этого обострение классовой борьбы обусловили заинтересованность господствующего класса в укреплении государственного механизма правления.

Упрочнение феодальной государственности не сопровождалось, однако, усилением власти королей. Кровавая распря VI в. оказалась роковой для династии Меровингов. Они были вынуждены раздать практически все принадлежавшие им земли. По мере того как уменьшался земельный фонд королей (основы военно-политической силы в феодальном обществе), росло могущество знатных фамилий. Весь VII в., за небольшим исключением, прошел под знаком ослабления власти королей. И в конце VII в. они были полностью отстранены от дел. Наступило время, как тогда говорили, «ленивых» королей.

Государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Первоначально майордом (старший по дому) возглавлял управление королевским дворцом. Однако постепенно правомочия его расширяются настолько, что он становится фактически главой государства. На рубеже VII -- VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

Монархия Каролингов. Реформа Карла Мартелла. С именем одного из представителей этого рода Карла Мартелла (первая половина VIII в.) связано очень важное преобразование в социально-политической структуре франкского общества, известное как реформа Карла Мартелла. Майордом стремился укрепить центральную власть. Этой цели должно было прежде всего служить создание хорошо вооруженного конного войска, находившегося в зависимости от главы государства. Необходимость в таком войске диктовалась и внешнеполитическими причинами -- угрозой нашествия арабов, основным родом войск которых была конница.

Суть реформы сводилась к следующему. Был отменен прежний порядок дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, которые Карл Мартелл конфисковал у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание -- бенефиций (от лат.-- «благодеяние»). Держатель бенефиция был обязан нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Но при всех обстоятельствах бенефициарий до достижения определенного возраста должен был участвовать в качестве тяжеловооруженного воина (рыцаря), экипировавшегося на свои средства. Отказ от службы лишал права на бенефиций.

Значение реформы не ограничилось, однако, чисто военной сферой. Она повлекла за собой очень важные изменения в области социально-политических отношений. Реформа не только подхлестнула рост феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, она дала толчок к образованию особой системы соподчиненности феодалов. Между бенефициарием и лицом, вручившим землю (их стали именовать соответственно вассалом и сеньором) установились договорные отношения, главным элементом которых была обязанность военной службы. Помимо главы государства, бенефиции стали раздавать и наиболее крупные феодалы, обзаводясь, таким образом, своими вассалами.

Так постепенно начали формироваться отношения вассалитета, охватившие весь класс феодалов. Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной и финансовой власти отдельных сеньоров над крестьянами, жившими на их землях. Это вело к увеличению так называемых иммунитетных прав сеньоров, которые были установлены еще Меровингами и заключались в том, что на владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения. Тем самым власть феодала над населением, живущим в его владениях, в еще большей степени приобретала политический, государственный характер.

Реформа Карла Мартелла способствовала временному усилению центральной власти. С помощью реорганизованного войска были отражены нападения внешних врагов, на время сломлено сопротивление непокорной знати. Основные группы феодалов поддержали эту политику. В то время они были заинтересованы в относительно централизованном государстве, с помощью которого укоренялись в Галлии и порабощали свободных франкских крестьян, равно как и население соседних стран.

Государственный строй при Каролингах. В 751 г. на престоле утвердилась новая династия. На собрании светской и духовной знати Пипин, сын Карла Мартелла, имевший реальную власть как майордом, был провозглашен королем.

Своего наивысшего расцвета монархия достигает при его сыне Карле, прозванном Великим (вторая половина VIII -- начало IX в.). В результате больших завоевательных походов в состав государства франков вошли территории, которые ныне составляют Западную Германию, Северную Испанию, а также многие другие земли.

Показателем возросшей мощи государства явилось провозглашение Карла императором, в его руках сосредоточилась значительная власть. Однако это не означало превращения императора в абсолютного монарха. Глава государства фактически должен был делить свою власть со знатью, без согласия которой не принималось ни одно сколько-нибудь важное решение. Крупнейшие светские и духовные феодалы входили в состав постоянно действующего совета при императоре. Почти ежегодно созывался съезд всей знати (так называемое Великое поле).

Вместе с тем относительное усиление центральной власти повлекло за собой формирование органов государственного управления. Особенностями этих органов было следующее: 1) должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управление владениями феодалов, одновременно осуществляли административно-судебную власть над проживавшим там населением. Неразделение хозяйственных и государственных функций управления отражало важнейший принцип феодальной государственности рассматриваемой эпохи--политическая власть была «атрибутом земельной собственности»; 2) вознаграждением за службу являлись земельные пожалования, а также право удерживать в свою пользу часть сборов с населения; 3) отсутствовало последовательное разграничение между отдельными сферами государственного управления. Должностные лица, как правило, совмещали функции военные, финансовые, судебные и т. д. Лишь в системе центрального управления наметилось некоторое размежевание компетенции. Но и там специального аппарата еще не было.

Центральные органы государственного управления. Поскольку дружинная знать превращалась в крупных земельных собственников и не проживала постоянно при королевском дворе, возрастало значение высших должностных лиц -- министериалов. Первоначально они представляли собой главных управляющих королевским хозяйством. Тогда еще не проводилось различия между государственным и личным королевским имуществом, вопросы общегосударственные рассматривались как личные дела королевского дома. В силу этого министериалы фактически возглавляли государственное управление и суд. Со временем они становились собственниками больших латифундий.

К числу наиболее важных министериалов относились следующие: майордом (наследственные обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон); пфальцграф -- первоначально наблюдал за королевским слугами, а потом возглавил дворцовый суд; тезаурарий -- «хранитель сокровищ», руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля. Фактически это был государственный казначей, так как государственная казна отождествлялась с личным имуществом монарха; маршал -- некогда «старший по королевской конюшне», теперь начальник конного войска, нередко под его командованием велись военные действия; архика-пеллан -- духовник короля, старший среди дворцового духовенства, непременный участник королевского совета.

Местные органы государственного управления. Традиционное самоуправление свободных франков там, где они проживали, было постепенно заменено системой назначаемых первоначально из центра должностных лиц -- уполномоченных короля.

Территория страны была разделена на округа -- паги (на юге их границы в основном совпадали с прежним административно-территориальным делением времен Рима). Управление округом передавалось графу, который имел в своем распоряжении военный отряд и командовал ополчением паги.

Округа делились на сотни. Первоначально их возглавляли выборные лица. Однако уже Меровингам удалось их заменить назначаемыми лицами -- центенариями на Севере и викариями на Юге. Они подчинялись графу и почти дублировали его власть в пределах сотни.

Общины (марки) франков, входившие в состав сотни, сохраняли самоуправление.

На границе страны были созданы более крупные территориальные объединения -- герцогства, состоявшие из нескольких округов. Герцоги, возглавлявшие управление ими, были прежде всего командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ. В остальном они имели те же правомочия, что и графы. В исконно германских землях (восточные области Франкского государства) герцогская власть носила несколько иной характер. Она уходила своими корнями в прошлое, во времена племенных вождей, потомки которых стали герцогами франкских королей.

В начале VII в. наметилась другая важная тенденция: уполномоченные короля, прежде всего герцоги и графы, постепенно превратились в крупнейших местных землевладельцев (их владения увеличивались за счет пожалований королей, а также присвоения крестьянских земель путем комендации и т. п.). Эдикт короля Хлотаря Второго (614 г.) явился важной юридической основой, благоприятствующей развитию этого процесса. Уже тогда был установлен порядок, согласно которому графом мог стать лишь землевладелец соответствующей паги. Все чаще должности передавались по наследству, превращаясь в привилегию отдельных семей. Название должности (герцог, граф) стало рассматриваться как наследственный почетный титул.

Одновременно усиливались иммунитетные права отдельных сеньоров. Причудливая мозаика владений отдельных феодалов, связанных между собой отношениями вассалитета, постепенно сменила прежнее административно-территориальное деление.

Суд. Высшая судебная власть принадлежала монарху. Он осуществлял ее совместно с представителями знати. К ведению королевского совета относились наиболее тяжкие правонарушения.

Основными судебными учреждениями страны, где рассматривалась подавляющая часть дел, были «суды сотни». Их форма на протяжении нескольких столетий не претерпела серьезных изменений. И это не случайно. Чаще соприкасавшиеся с народом, постоянно и непосредственно вмешивавшиеся в его жизнь, суды должны были обладать не только принудительной силой, но и надлежащим авторитетом. И то и другое государственная власть на первых порах обеспечить в полной мере еще не могла. Сохраняя старую форму суда, сеньоры стремились использовать в своих интересах то уважение, которое суд имел у народа. Уже тогда, видимо, понимали и силу традиции -- население привыкло к определенной форме разрешения споров.

Тем не менее, постепенно, но неуклонно судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Первоначально граф, центенарий или викарий только созывали мальберг -- собрание свободных людей сотни, выбиравших из своей среды судей -- рахинбургов. Суд проходил под руководством выборного председателя -- тунгина. В состав суда выбирались, как правило, состоятельные, пользующиеся уважением люди. Но на судебном заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства.

Постепенно люди короля (его уполномоченные) становятся председателями судов вместо тунгинов. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы -- миссии -- получили право вместо рахинбургов назначать членов суда, так называемых скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена.

Последующее развитие феодализма привело к радикальному изменению всей судебной структуры. Сеньоры-иммунисты расширили свои судебные права в отношении крестьян, живущих в их владениях. Приобрели черты иммунитета и судебные правомочия должностных лиц, а также высших иерархов церкви.

Войско. Структура войска медленно, но неуклонно эволюционировала от дружинной организации, сочетавшейся с народным ополчением свободных крестьян-франков, к феодальному рыцарскому ополчению. Военная реформа Карла Мартелла дала Каролингам сравнительно большее, хорошо вооруженное конное рыцарское войско, состоявшее из держателей бенефициев. Необходимость в народном ополчении отпала. Монархия получила возможность вести успешные завоевательные войны. Большое значение имела и надежность рыцарского войска в борьбе с народными восстаниями.

В начале IX в. Франкское государство находилось в зените своего могущества. Охватывая территорию почти всей Западной Европы, оно казалось несокрушимым и незыблемым; противника, равного ему по силам, не было. Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка. Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей, ничем, кроме военной силы, не связанных. Сломив на время массовое сопротивление порабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили былую заинтересованность в едином государстве. В этот период экономика франкского общества носила натуральный характер. Соответственно не было прочных, стабильных хозяйственных связей между отдельными районами. Отсутствовали какие-либо другие факторы, способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свой путь развития от раннефеодальной монархии к государственности периода феодальной раздробленности.

В 843 г. раскол государства был юридически закреплен в договоре в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали три королевства: Западнофранкское, Восточнофранкское и Срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).

3. Право в государстве франков

Источники права. Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее - Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы - Саксонскую и т.п. Господствовал при этом "национальный", а не территориальный принцип действия права.

Важнейшее значение в качестве источника права имела Салическая Правда - Lex Salica. Первоначальный текст Салической Правды предположительно был составлен при Хлодвиге, но сохранились лишь рукописи времен Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.).

Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она:

представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;

отражает пережитки первобытнообщинного строя;

раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;

защищает интересы имущих и их частную собственности;

отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.

Важнейшим источником права являлись акты королей: эдикты, декреты, предписания (praeceptu), позднее капитулы и капитулярии.

Собрание капитуляриев, составленное частным лицом, появилось впервые в 827 году.

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины.

В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю.

Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев.

После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями.

Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме:

Феодальная собственность на землю

Королевские земли

Церковные земли

Общинные земли

Аллод (полная собственность)

Прекарий

Бенефиций (условное пожизненное держание)

Феод (условное наследственное держание). Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.

В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях вещь передавалась третьему лицу, и назначалось судебное расследование.

К исполнению договорных обязательств кредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях.

Наследование было возможно по наследству - сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины.

Наследования по завещанию не было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу.

Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения.

Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны).

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества.

За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида.

За убийство раба платился не вергельд, а стоимость раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого.

За убийство женщины уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками скрыть следы преступления.

За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров.

Наказуемо было похищение женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов.

Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины.

Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях.

Различаются 3 вида кражи:

а) на сумму от 2 динаров и выше;

б) на сумму от 40 динаров и выше;

в) кража с взломом или с подделкой ключей.

Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:

1) возмещение ущерба и 120 ударов;

2) кастрация или возмещение ущерба и штраф;

3) смертная казнь и т.д.

Обобщая уголовное право, следует отметить, что система преступлений Салической Правды включает:

нарушение предписаний короля;

преступление против личности;

имущественные преступления;

преступление против отправления правосудия.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).

Таким образом, подчеркивая основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:

сохранение пережитков первобытнообщинного строя;

более энергичную защиту интересов имущих;

отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначение наказаний;

чрезмерная тяжесть материального наказания;

казуистичность права.

Судопроизводство. Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами.

Вызов ответчика в суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона.

Доказательствами служили показания свидетелей, при их отсутствии - выступления соприсяжников, т.е. поручителей обвиняемого - свидетелей его доброй репутации. Соприсяжники в торжественной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного преступления. Ошибка в словесной формуле влекла за собой недействительность доказательства и проигрыш дела.

Практиковались в качестве доказательства ордалии, т.е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени снова осматривали в суде.

Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим.

В качестве доказательства прибегали и к поединку. Приговоры сотенного суда приводились в исполнение графами и их помощниками.

Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать:

состязательная форма процесса;

равенство прав и обязанностей сторон в процессе;

единая процессуальная форма для уголовного и гражданского процесса;

возбуждение дела осуществляется по инициативе потерпевшего;

суд выступает в процессе в роли арбитра, в сборе доказательств участия не принимает;

формализм при осуществлении судебного разбирательства.

Таким образом, источниками права в государстве франков явились: Варварские Правды и акты королей. Получили развитие частное и уголовное право. Право древних франков оказало значительное влияние на становление правовых систем стран Западной Европы.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.