реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История государства и права Италии в новейшее время

реферат
p align="left">В состоянии углубляющегося кризиса находилась и армия. Плохо оснащенная, дезорганизованная, принуждаемая сражаться за чуждые интересы, армия терпела одно поражение за другим, теряя десятки тысяч солдат и офицеров, что и послужило причиной ее распада летом 1943 г. Италия утрачивала также политическую и экономическую независимость, превращаясь в вассала Германии.

Разгром немецко-фашистских войск и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом стал началом краха фашистского режима в Италии.

Правящие круги страны начали искать возможность выйти из войны и убрать руководителя фашистского режима Б. Муссолини. В окружении короля был организован заговор, поддержанный генералитетом, крупными промышленниками. 24 июля 1943 г. Большой фашистский совет принял решение просить короля возглавить вооруженные силы, что стало выражением недоверия к дуче. Правящие круги Италии, убедившись в том, что фашистский режим ведет к военному и социально-экономическому краху, пошли на устранение Муссолини и ликвидацию наиболее ненавистных народом фашистских государственно-правовых институтов и партий.

Правительство во главе с новым премьер-министром П. Бадольо, подписав условия безоговорочной капитуляции (3 и 29 сентября 1943 г.), перешло на сторону стран антигитлеровской коалиции и, объявив Италию "совместно воюющей страной", бежало под защиту англо-американских войск на юг страны.

Страны антигитлеровской коалиции были едины в том, что фашистский режим Италии нужно уничтожить, о чем и было заявлено на Московской конференции в октябре 1943 г. министрами иностранных дел СССР, США и Великобритании. Итальянскому народу должна быть предоставлена возможность демократическим путем сформировать органы власти и управления. Говорилось и о необходимости включения в правительство представителей антифашистских сил, чистки государственного аппарата и предания суду видных фашистов.

Во исполнение решения Московской конференции был создан Консультативный совет по вопросам Италии, в состав которого вошли представители США, СССР, Великобритании, Франции, Югославии и Греции.

Под давлением движения Сопротивления и решений руководства стран антигитлеровской коалиции летом 1943 г. были приняты акты о роспуске фашистской партии, палаты фашей и корпораций, Большого фашистского совета, специального фашистского трибунала по защите государства, фашистских органов управления и контроля над экономикой. Вместе с тем значительная часть государственной машины фашистского режима и ее кадров сохранялась в течение двух-трех десятилетий.

Огромную роль в победе над немецкими войсками и фашистским режимом сыграло движение Сопротивления. Осенью 1943 г. пять антифашистских партий (социалисты, коммунисты, представители Действия, демократические христиане, либералы) на паритетных началах создали систему комитетов национального освобождения (КНО). Комитеты национального освобождения выступили как организационные структуры, основанные на новых, неизвестных до этого итальянскому государству демократических принципах.

Постепенно была создана разветвленная система КНО, охватившая всю страну и отражавшая ее административное деление: коммуна, город, район, провинция, область. Возглавил систему КНО в центре Италии и на севере страны Комитет национального освобождения Северной Италии (КНОСИ). Он наделил КНО областей (а их в Италии 20) прерогативами органов власти, имеющих право контроля за оставшимся от фашистского режима государственным аппаратом управления и управления им. Кроме того, ему поручалось и руководство новыми органами в лице КНО и исполнительными органами при них.

Особо ярко проявилась деятельность КНО как новых органов власти в освобождаемых антифашистами от немецких войск и фашистских формирований зонах -- "партизанских республиках" Всего за период действия движения Сопротивления таких зон насчитывалось 18. Существовали "республики" от 1 до 3 месяцев и охватывали территории с населением в десятки тысяч человек.

К концу августа 1945 г. только в Северной Италии насчитывалось 42 областных и провинциальных КНО; 72 -- коммунальных; 149 -- на предприятиях и в сельской местности. В КНО входили представители различных социальных слоев -- интеллигенции, мелкой и средней буржуазии, рабочих и крестьян. Деятельность КНО осуществлялась по трем основным направлениям:

организация вооруженной борьбы q немецкими захватчиками и итальянскими фашистами;

деятельность левых сил в КНО, направленная на изменение формы правления Итальянского государства;

осуществление в Северной и Центральной Италии (по мере углубления революционно-демократических процессов в стране) функций административного управления, социально-экономические преобразования, отправление правосудия и законотворчество.

К весне 1945 г. партизанская армия от создания свободных зон перешла к повсеместному освобождению Северной Италии от нацистов и фашистов. Именно партизанами были освобождены крупнейшие города Италии Милан, Турин, Генуя и др. Англо-американские войска входили в уже освобожденные города и села.

В связи с огромной ролью, которую играли КНО в движении Сопротивления и общественно-политической жизни страны, англо-американская оккупационная администрация и постфашистский режим пошли на их признание, а представители КНО вошли в состав правительства.

КНО оказали влияние на общественно-политическую жизнь страны и на ее государственное устройство. Прежде всего впервые в истории Италии на половине ее территории движением Сопротивления были созданы демократические органы власти и управления. Благодаря деятельности КНО стали возможны хотя бы ограниченная чистка государственного аппарата и законодательное запрещение фашизма на законодательном уровне.

Посредством КНО были созданы Консультативное и Учредительное собрания, сыгравшие большую роль как в установлении республиканского строя, так и в создании демократической конституции.

В системе КНО получили национальное признание и стали играть определяющую роль в течение последующих десятилетий в общественно-политической жизни Италии антифашистские партии. Итальянское государство вновь вернулось к многопартийной системе.

3. Установление республики. Конституция 1947 г.

После краха фашистского политического режима и изгнания гитлеровских войск перед итальянским народом встала необходимость решения двух важнейших вопросов государственности страны: о форме правления и о новой конституции. Их решению содействовали организационные мероприятия, проведенные антифашистскими партиями.

20 марта 1946 г. правительство утвердило Закон об Учредительном собрании, которое должно было формироваться на основе демократических выборов (пропорциональная система, участие женщин в выборах). Одновременно с выборами в Учредительное собрание населению Италии предстояло посредством референдума решить вопрос о форме правления.

Выборы в Учредительное собрание показали определенное равновесие в расстановке политических сил: левые получили 45% мест, христианские демократы -- 37, крайне правые группировки -- 17%. Активную поддержку правые получили от англо-американской оккупационной администрации и продолжавшей играть важную роль в общественно-политической жизни Италии католической церкви.

16 марта 1947 г. состоялись выборы и референдум, на котором итальянцы отвечали на вопрос: "Хотите ли вы установления республики?" Выборы проводились по демократическому избирательному закону. Они были прямые, тайные и всеобщие. Голосование было обязательным. В выборах участвовало 82,8% общего числа избирателей; около 13 млн. из них проголосовали за установление республики, около 11 млн. отдали голоса за монархию.

Конституция была принята Учредительным собранием (453 депутата -- "за" и 62 депутата -- "против") 22 декабря 1947 г. и вступила в силу 1 января 1948 г. Она провозгласила Италию демократической парламентской республикой, "основанной на труде"; суверенитет в республике принадлежит народу; "республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра" (ст. 139). Основным законом запрещалось восстановление в какой-либо форме фашистской партии.

В Конституции подчеркивается важность общедемократических принципов -- более трети (54) статей посвящены правам и свободам гражданина, таким, как свобода союзов, собраний, слова, вероисповедания, печати; утверждались принципы равноправия граждан; провозглашались права на труд, на отдых, на образование и социальное обеспечение.

Конституция утвердила создание неизвестных ранее Итальянскому государству институтов: президент республики, Конституционный суд, Высший совет магистратуры и ряд других. Конституция объявила также об автономии областей. Отдельной статьей в Конституцию (ст. 7) включены положения Латеранских соглашений 1929 г.

Основной закон позволял устанавливать правительственный контроль над частной хозяйственной деятельностью, предусматривалась возможность экспроприации частной собственности и перевода ее в государственную (но с правом на возмещение ее стоимости). Было объявлено о необходимости ограничения крупной земельной собственности.

В системе органов государственной власти и управления Конституция закрепила принцип разделения властей.

Парламент состоит из двух равноправных палат. Палата депутатов избирается всеобщим и прямым голосованием сроком на пять лет. Сенат избирается от областей сроком на шесть лет. Имеют место различия в активном и пассивном избирательном праве для депутатов (21 год и 25 лет) и для сенаторов (25--40 лет).

Парламент определен Конституцией как высший законодательный орган Итальянской Республики. Президент республики может перед обнародованием закона потребовать его пересмотра в парламенте, но если последний и во второй раз одобрит закон, он входит в силу и без какого-либо вмешательства главы государства. В полномочия парламента включено также принятие актов, изменяющих Конституцию, для чего применяется усложненная процедура: большинство в две трети голосов парламентариев, раздельное обсуждение по палатам с промежутком в три месяца. В случае простого большинства законопроект выносится на референдум по требованию либо 1/5 депутатов одной из палат, либо пяти областных советов, либо 500 тыс. избирателей.

Парламент также объявляет состояние войны и мира; ратифицирует международные договоры; утверждает бюджет; формирует или принимает участие в формировании таких важнейших органов государства, как Конституционный суд, Высший совет магистратуры, областное самоуправление, Национальный совет экономики и труда; избирает президента республики.

В его функции входит контроль за формированием и деятельностью правительства, которое ответственно перед парламентом и само существование которого определяется вотумом доверия последнего. Парламент может также принимать резолюции порицания правительства, заслушивать руководителей министерств и ведомств, требовать предоставления правительством и другими органами управления информации и документов в свое распоряжение. Вместе с тем в Конституции есть антидемократическое положение о возможной временной передаче парламентом правительству законодательных функций по некоторым вопросам.

Президент является главой государства и воплощает национальное единство. Согласно Конституции президентом может быть избран "любой гражданин старше 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами". Он избирается парламентом сроком на семь лет на совместном заседании обеих палат с участием трех делегатов от каждой из 20 областей, избранных, в свою очередь, областными советами.

Круг полномочий президента достаточно широк: прежде всего он активно влияет на деятельность парламента -- назначает выборы в парламент, определяет дату начала его работы и, что особенно важно, может распустить парламент до конца его полномочий (но не менее чем за шесть месяцев до конца срока своего президентства). Он может созвать на чрезвычайное заседание любую из палат. Президент оказывает влияние и на состав парламента -- согласно Основному закону, он имеет право назначать пять "пожизненных сенаторов". Он обнародует законы а также нормативные акты, относящиеся к областному и местному самоуправлению, и обладает правом отлагательного вето. Он может также распускать областные советы и в ряде случаев издавать декреты, имеющие силу закона. В полномочия президента входит и объявление референдума.

Президент по предложению лидеров политических партий назначает председателя Совета министров, а по его предложению -- министров. Правительство приносит присягу президенту и через 10 дней после этого должно получить "вотум доверия" парламента.

Президент ратифицирует международные договоры, при нем аккредитован дипломатический корпус. В компетенцию президента входят также объявление состояния войны и мира (после вынесения решения об этом парламентом), амнистия и помилование.

Президент играет большую роль и в кадровой политике государства: помимо "пожизненных сенаторов" он назначает восемь экспертов в Национальный совет экономики и труда и пять из 15 членов Конституционного суда, а также состав президиума Высшего совета обороны, Высшего совета магистратуры, где он председательствует. Он является главнокомандующим вооруженными силами. В случае невозможности отправлять свои полномочия президент, согласно Конституции, может быть заменен председателем Сената. Президент несет ответственность только за "измену и посягательство на Конституцию" (ст. 90). В таких случаях обвинение предъявляется парламентом на совместном заседании абсолютным большинством голосов депутатов, после чего судьбу президента решает Конституционный суд.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.