реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История государства и права зарубежных стран

реферат
p align="left">На смену праобщине приходит родовой строй, состоящий из многочисленных семейно-клановых групп (родов). Позже сложились союзы родов (фратрии), а союзы,

в свою очередь, объединились в племена. Люди перешли к оседлому образу жизни. Земля и орудия труда находились в общей собственности. Отношения людей внутри рода строились на основе равенства. Носителем власти выступало само общество. В первобытном обществе на базе верований, обычаев, обрядов сложились правила поведения, регулировавшие простейшие отношения между людьми, они исполнялись добровольно. Между обязанностью и правом не было существенных различий.

С накоплением знаний и навыков из общей массы варваров выделились группы скотоводов, земледельцев и ремесленников.

Производящее хозяйство позволяло получать большее количество продуктов, чем было нужно для прокорма рабочей силы. Первоначально излишки (прибавочный продукт) делились поровну между членами рода. Некоторое время спустя эти излишки стали менять на недостающие продукты. Увеличение объемов торговли потребовало участия в ней посредников.

Появились купцы. Развитие обмена вызвало расширение производства продукции, возникла необходимость в увеличении количества рабочих рук. Использовать чужой труд стало экономически выгодно. У глав некоторых родов накопились существенные богатства. Постепенно богачи присвоили землю и скот, ранее находившиеся в общей собственности. Имущественное неравенство повлекло неравенство социальное. Общество разбилось на классы (богатых и бедных, свободных и рабов).

Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную.

Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный характер.

Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность

Понятие "Древний Восток" традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период.

При этом выявились важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.

Консервация общинных структур, в свою очередь, в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен.

Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Существовала определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно - общинного строя. Эти небольшие по территории так называемые номовые государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда - монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующее - контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н.э.).

Зарождение государственности в Англии

К VI в. на территории Британии образуются несколько крупных государств, которые к IX в. объединяются под знаменем Уэссекса. В 1066 г. на английскую землю вступают войска герцога Нормандии Вильгельма, который провозглашается королем Англии. Король становится верховным собственником земли, все феодалы обязаны отбывать в его пользу военную службу, выставлять феодальное ополчение.

Вильгельм попытался подчинить католическую церковь своей власти. Все это создало предпосылки для установления сильной королевской власти. Органами центрального управления выступали Великий совет, королевская курия, Палата шахматной доски.

Опорой главы государства были должностные лица местного управления - шерифы.

При Генрихе II (1154-1189) происходит дальнейшее усиление центральной власти. К королевскому домену присоединяются обширные земельные владения, упорядочивается взимание налогов и сборов, ограничивается юрисдикция церковных судов, реорганизуются вооруженные силы. Со временем формируются и общегосударственные судебные учреждения (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства), появляется институт разъездных судей, которых король отправляет в графства для осуществления правосудия. В королевских судах к разбору гражданских и уголовных дел привлекаются присяжные заседатели.

На местном уровне действуют мировые судьи, судебные собрания сотен и графств, а также суды отдельных феодалов.

Неудачная внутренняя и внешняя политика Иоанна Безземельного (1199-1216) вызывала недовольство во всех слоях свободного населения Англии. Король лишился поддержки в обществе, расстроенном непомерными налогами, злоупотреблениями при их взимании, конфискациями земель, внесудебными расправами, обострением конфликта с церковью.

Иоанн был вынужден пойти на компромисс с союзом дворян и горожан. Отражением этого компромисса стала Великая хартия вольностей, дарованная монархом своим подданным в 1215 г. Хартия подтверждала свободу церкви, устанавливала порядок взимания податей и фиксировала их размер, запрещала конфискацию земель за долги, упорядочивала систему мер и весов, снимала ограничения на въезд и выезд из страны, требовала соответствия наказания в зависимости от тяжести правонарушения, неприкосновенности основного имущества при наложении штрафа, ограничения произвола при привлечении к уголовной ответственности.

Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока

Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.

Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.

Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии".

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.

Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ.

Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ.

Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона).

Первоначальным источником права был правовой обычай. С возникновением письменности возникают и первые письменные законы. Первый в истории Месопотамии памятник законодательства "Овальная пластинка" Энметены, правителя Лагаша XXIV в. до н.э., и надписи Уруинимгины. Однако эти источники лишь излагают содержание законодательства -- возможно, устного, -- не приводя его текстуально.

Первый дошедший до нас текст законов -- Законы Шульги (прежнее название -- Законы Ур-Намму; недавно было установлено, что их действительным "автором" является сын и преемник Ур-Намму, Шульги). Этот сильно поврежденный текст состоял из "Пролога", за которым следовали конкретные правовые нормы.

Следующий из сохранившихся законодательных памятников принадлежит царю I династии Иссина Липит-Иштару. Дошедший до нас со значительными повреждениями текст написан на шумерском языке, состоит из "Пролога", примерно 43 статей, и "Эпилога".

Законы, происходящие из царства Эшнунны дошли до нас в виде двух (поврежденных) списков на аккадском языке, имеющих незначительные различия. Текст состоит из "Пролога" и 60 статей.

Первые законы Египта были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились. Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI-XV вв. до н.э.) во время официальных приемов держал перед собой "сорок кожаных свитков (с законами)". Кульминацией в развитии клинописного права Древнего Вавилона явились Законы Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные; к тому времени язык древних шумеров вышел из употребления. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи. Законы основывались на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.