реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Источники хозяйственного права РБ

реферат

Источники хозяйственного права РБ

Содержание:

1. Введение

2. Нормативный правовой акт как источник хозяйственного права РБ

3. Иные источники хозяйственного права РБ

4. Заключение

5. Список ипользованных источников

Введение

В юридической литературе выражение «источник права» используется в двух различных значениях -- в значении «материального источника права» (источника права в материальном смысле) и в значении «формального источника права» (источника права в формальном смысле).

Под «материальным источником права» при этом имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, -- те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей и т.д.

Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права.

Источники (формы) права -- это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

Государственная определенность тех форм, в которых содержание действующего права находит свое внешнее выражение и существование, придает источникам права и праву в целом институциональную определенность и упорядоченность. Это означает, что нормы действующего права содержатся лишь в определенных (официально признанных) источниках права, которые представляют собой официально определенные формы закрепления и существования норм права.

Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.

В целом применительно к разным системам права известны следующие основные виды источников: правовой обычай, судебный прецедент, юридическая доктрина, религиозный памятник, нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право.

К источникам хозяйственного права Республики Беларусь относятся:

· Международный договор

· Нормативный правовой акт

· Нормативный договор

· Правовой обычай

· Судебная практика (не признана источником права в юридически смысле).

Нормативный правовой акт как источник хозяйственного права РБ

Основным источником права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности (нормативные правоые акты) в Республике Беларусь являются:

-- Конституция Республики Беларусь;

-- кодексы Республики Беларусь;

-- законы Республики Беларусь;

-- указы и декреты Президента Республики Беларусь;

-- распоряжения Президента Республики Беларусь;

-- постановления Правительства Республики Беларусь;

-- акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь;

-- акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами;

-- и др.

Поскольку в основе всей национальной правовой системы лежит Конституция, характеристику юридических источников правового регулирования предпринимательской деятельности целесообразно начать с рассмотрения конституционной основы такой деятельности.

Конституционная основа предпринимательской деятельности - это система конституционных норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление предпринимательской деятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать эту деятельность в строго определенных пределах. С этой целью конституционные нормы:

- закрепляют предпосылки для реализации права на осуществление предпринимательской и иных видов экономической деятельности (единая финансово-кредитная система, право частной собственности и т.п.);

- определяют условия осуществления предпринимательской деятельности (свобода осуществления, равенство субъектов предпринимательства независимо от формы собственности и т.п.);

- устанавливают гарантии прав и интересов предпринимателя (неприкосновенность собственности, возможность ее принудительного отчуждения только при условии соблюдения специальных императивных норм, гарантия судебной защиты прав и интересов и т.п.).

Таким образом, конституционная основа предпринимательской деятельности содержит основные направления правового регулирования предпринимательской деятельности в стране. Эти направления получают свое дальнейшее развитие в законодательных актах и иных актах законодательства о предпринимательской деятельности.

Наиболее важными источниками хозяйственного законодательства являются кодифицированные акты законодательства, такие как Гражданский кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь и другие.

В хозяйственной деятельности на первое место выступают нормы гражданского законодательства, т.е. нормы ГК Республики Беларусь, в которых закреплено определение предпринимательской деятельности; определены организационно-правовые формы коммерческих организаций в Республике Беларусь, а также особенности их создания и ликвидации; определено понятие права собственности, классификация хозяйственно-правовых договоров и др. Важное значение для применения норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, имеет положение ч. 3 п. 2 ст. 3 ГК о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. В случае расхождения указанных актов с ГК действует последний.

Нормы уголовного законодательства определяют, какие общественные деяния в предпринимательской деятельности являются преступлениями, и закрепляют основания наступления уголовной ответственности за их совершение (незаконная предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство, ложное банкротство, нарушение антимонопольного законодательства и др.).

ХПК Республики Беларусь устанавливает порядок разрешения споров между субъектами предпринимательства, связанных с осуществлением ими хозяйственной деятель-ности.

Помимо общих вопросов, решаемых в кодифицированных актах, особенно следует отметить кодексы, в которых регулируются отдельные специализированные сферы хозяйственной деятельности, такие как банковская, инвестиционная, таможенная, налоговая и др.

Ведущую роль в правовом регулировании хозяйственного законодательства играют законы Республики Беларусь, где особое место занимает специальный Закон "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", непосредственно посвященный определению и закреплению основных признаков нормативных правовых актов, их видов, иерархическому характеру отношений между собой. Исходным законом, который в 90-х годах явился родоначальником предпринимательства, стал Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь». Отдельные сферы, связанные с организацией и обеспечением предпринимательства, ре-гулируются следующими Законами Республики Беларусь: от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах», от 12 марта 1992 г. «О ценных бумагах и фондовых биржах», от 13 марта 1992 г. «О товарных биржах», от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании», от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие.

Законодательные акты Президента Республики Беларуси имеют большой удельный вес в регулировании предпринимательской деятельности. На сегодняшний день нормы декретов и указов, принимаемых Главой государства:

1) регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности, например Указ Президента РБ от 25 августа 2006 года №530 «О страховой деятельности»;

2) изменяют концепцию отдельных правовых институтов, например Указ Президента РБ от 12 ноября 2003 г. № 508 « О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве).

Конституция РБ предусматривает два вида декретов:

1) декреты, издаваемые в соответствии с Конституцией на основании делегирования Парламентом законодательных полномочий;

2) декреты, издаваемые в случаях особой необходимости (временные декреты) по своей инициативе либо по предложению Правительства.

В обоих случаях декреты имеют силу закона, но во втором случае при расхождении декрета и закона высшая юридическая сила принадлежит декрету. Возможность издания декретов первого вида предусмотрена Конституцией РБ, в соответствии с которой Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Однако за все время действия этой нормы не было ни одного случая обращения Президента в Национальное собрание с предложением о делегировании ему полномочий на издание декрета, имеющего силу закона. Положение ч. 2 ст. 101 Конституции закрепляет перечень вопросов, для решения которых не допускается делегирование законодательных полномочий Президенту, например: изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, ее толкование, изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Указы Главы государства могут: иметь нормативный или ненормативный (индивидуальный) характер (ч. 2 ст. 3 Закона о нормативных правовых актах); издаваться на основе полномочий, предоставленных законом (п. 30 ст. 84 Конституции) или на основе полномочий, вытекающих из положений Конституции (ч. 1 ст. 85 Конституции); конкретизировать нормы законов либо устронять пробелы в правовом регулировании.

Далее, с точки зрения юридической силы, следует назвать распоряжения Президента, возможность издания которых предоставлена нормой ст. 85 Конституции без конкретизации перечня вопросов, правовое решение которых можно оформлять в форме этих актов. Для закрепления норм права распоряжения в настоящее время используются реже.

Что касается ненормативных распоряжений, то данная форма правого акта используется Президентом для установления льгот субъектам предпринимательской деятельности в части уплаты налогов, нормативного распределения выручки, обязательной продажи иностранной валюты и т.д например: Распоряжение Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2003г. № 56рп «Об установлении отдельным юридическим лицам нормативного распределениия выручки

Важные для правового регулирования предпринимательской деятельности положения содержатся в постановлениях Совета Министров как центрального органа государственного управления, обладающего широкими регулятивными полномочиями в сфере предпринимательских отношений. В соответствии с нормой ст. 28 Закона Республики Беларусь от 7 июля «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров на основании и в целях исполнения Конституции РБ, законов РБ, актов Президента РБ принимает постановления и контролирует их исполнение.

На следующем уровне находятся акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь. Свои полномочия Конституционный Суд Республики Беларусь реализует, принимая решения различного вида, определенные Законом о Конституционном Суде (статьи 36, 50). Это заключения, представления, запросы, послания, регламент, акты организационного характера, а также "просто решения", которые Конституционный Суд выносит на основании статьи 43-1 Регламента Конституционного Суда. Из всех видов решений Конституционного Суда основным является заключение, обладающее отличной от других решений юридической природой, поскольку вследствие вынесения заключения Конституционным Судом нормативные правовые акты, признанные им неконституционными, утрачивают свою юридическую силу. Только такой акт правосудия может именоваться источником права и претендовать на свое место в системе нормативных актов, принятых органами судебной власти в Республике Беларусь наряду с постановлениями Пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Юридическая сила заключений Конституционного Суда характеризуется верховенством в системе законодательства (после Конституции) и приоритетом по отношению к постановлениям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

По своей юридической силе постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда нельзя поставить на один уровень с заключениями Конституционного Суда, к тому же эти акты не обязательны для других судов иной юрисдикции при рассмотрении конкретных дел, так как они самостоятельно толкуют законодательство в порядке делегированных полномочий.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.