реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Источники семейного права

реферат

Источники семейного права

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновский государственный университет

Факультет трансферных специальностей

Реферат на тему:

Источники Семейного права

Выполнил:

студент 4 курса

группы ФТС-42

Буздалов В.Е.

Ульяновск, 2010

Содержание

1. Общая характеристика источников Семейного права

2. Семейный кодекс как основной источник Семейного права

3. Международные нормы в семейном праве

4. Статьи об источниках Семейного права

1. Общая характеристика источников Семейного права

В науке теории государства и права принято обращать внимание на многозначность термина “источники права”. Если исходить из общераспространенного термина “источник”, то в сфере права под ним нужно понимать силу, созидающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Форму, в которой выражена государственная воля, устанавливающая правила поведения, принято именовать источником права в юридическом смысле. В этом случае понятие “источник права” применяется как специальный юридический термин.

В советском правоведении выдвигается предложение, чтобы термин “источник права” применялся в его общеупотребляемом филологическом смысле. Понятие, которое вкладывается в термин “источник права” в юридическом смысле предлагалось определить как “форму права”.

Однако предложенная формулировка в нашей юридической литературе после длительных дискуссий была практически отвергнута. В настоящее время общепризнано, что “источник права” как специальный юридический термин, означающий определенное правовое понятие, имеет право на существование. Он является достаточно емким и комплексным, поскольку включает в себя не только указания на форму выражения правовой нормы, но и отражает специфику понятия, а именно то, что форма служит основанием признания данного правила поведения юридической нормой Алексеев С.С. Общая теория права, - М.: Юрид. лит.-ра. - 2002. - Т. 2. - С. 87.

Общетеоретичекие положения об источниках права вполне применимы к проблеме источников семейного права, являющегося составной частью или отраслью общей системы Российского права.

Если право в целом представляет систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, то его источники есть форма юридического и формального выражения содержания правовых норм. Те формы (законы, подзаконные нормативные акты и т.д.), в которых выражаются (излагаются) письменно правовые нормы являются и фактическим источником в правопознавательной деятельности.

Применительно к семейному праву следует признать, что источниками семейного права являются те официально установленные юридические формы, в которых выражается содержание правовых норм, регулирующих семейные отношения.

Обычно в теории права называют четыре вида источников права: договор, санкционированный обычай, судебный прецедент и нормативный акт.

Правовой обычай - наиболее древняя форма права, т.е. источник права. Это правило, вошедшее в привычку людей и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. В современном законодательстве обычай упоминается отсылкой к нему в тексте закона. Так, в ст. 5 Гражданского кодекса РФ говорится о возможности применения обычая делового оборота в сфере предпринимательской деятельности.

Договор является источником права, если в нем содержатся общие правила, регулирующие отношения на будущее время и длительного характера. Его именуют нормативным договором. Нормативный договор, как правило, является источником международного права. Однако и во внутреннем праве не исключается возможность установления нормативных отношений в договорной форме, особенно в сфере коммерческих отношений, а также семейных отношений.

Судебный прецедент - как источник права. Его сущность заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Судебный прецедент получил значение источника права еще в Древнем Риме. Придание нормативной силы решению суда широко применялось и в средние века. Особенно распространение судебный прецедент получил в Англии и в странах, заимствовавших англосаксонское “общее” право.В нашей юридической литературе отношение к судебному прецеденту как источнику права традиционно негативное, хотя тон критических замечаний несколько смягчился.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Нормативный акт - это официальный документ, созданный (принятый, утвержденный и т.д.) компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения), охраняемый и обеспечиваемый мерами государственного принуждения.

Как видно из сказанного, основным источником права в России являются нормативно-правовые акты государства Корельский В.М. Теория государства и права. - М: Юристъ. - 1998 г. - С. 287;.

В соответствии с Конституцией РФ в состав Семейного законодательства включаются Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК РФ.

Конституция РФ в ст. 7 установила, что: «Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Предметом особой заботы государства является забота о семье. В ст. 38 Конституции РФ провозглашено, что: «...материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании -- равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Эта конституционная норма нашла свое полное отражение в Семейном кодексе РФ: в ст. 1 говорится, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

В своем значительном большинстве и другие статьи Семейного кодекса получили свое развитие из конституционных норм. Например, в соответствии со ст. 54, каждый ребенок имеет право: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, на их заботу, на совместное проживание с ними. Данная конституционная норма напрямую связана с семейным законодательством.

Семейный кодекс РФ -- основной источник семейного права. Он был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введен в действие 1 марта 1996 г.

Семейный кодекс РФ (состоит из восьми разделов) является основополагающим федеральным законодательным актом, определяющим всю систему семейного законодательства. В соответствии с ним могут приниматься другие федеральные законы и законы субъектов РФ. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать Семейному кодексу РФ.

В отдельных случаях для регулирования семейных отношений применяются нормы Гражданского кодекса РФ:

· определение понятий семейной правоспособности и дееспособности (ст.ст. 17 и 21);

· применение исковой давности к семейным отношениям (ст.ст. 198--200 и 202--205);

· изменение и расторжение брачного договора (ст.ст. 450--453);

· признание брачного договора недействительным (ст.ст. 169, 176--179);

· установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми (ст.ст. 31--40) и др.

Субсидиарным (дополнительным) источником семейного права являются нормы ГК РФ, применяемые для регулирования тех семейных отношений, которые не урегулированы семейным законодательством. При этом нормы ГК РФ применяются к семейным отношениям постольку, поскольку они не противоречат существу семейных отношений (ст. 4 СК РФ). Если же и они отсутствуют, используется аналогия закона или права (ст. 5 СК РФ) - как семейного, так и гражданского Антокольская М.В. Семейное право. - М.:«Юристъ. - 2004. - С.36.

Ряд норм, касающихся регулирования семейных отношений, содержится в Жилищном, Трудовом, Земельном, Налоговом, Гражданском процессуальном и других кодексах.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов субъектов РФ (ст. 2 Семейного кодекса РФ). Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения, указанные в ст. 2 Семейного кодекса РФ, по вопросам, относящимся к ведению субъектов РФ Семейным кодексом РФ и по вопросам непосредственно этим кодексом неурегулированным.

В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этим Законом определены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За нарушение требований ряда норм семейного права установлена административная и уголовная ответственность, предусмотренная нормами КоАП РФ и УК РФ.

Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).

Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК (п. 2 ст. 3), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон Крашенинников П.В. Семейное право. - М.: Статут, 2008. - С.24..

К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение.

В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.