реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Источники, реализация, толкование права

реферат
p align="left">28. Характеристика основных концепций о происхождении и сущности права

Теологическая Г результат божественной воли. Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности Г: вся власть от бога. Авторы: Тертуллиан, Аврелий Августин. Постигнуть природу Г невозможно в силу его божественного происхождения. Эта теория имела в основе реальные факты, так как первоначально Г возникали как правила в религиозной форме. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции Г. Патриархальная - Г это большая семья. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое Г, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, Г и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну - патриарху, а затем уже своим потомкам - королям. Авторы: Аристотель, Конфуций. Договорная - Эта теория предполагает социальное предназначение Г. Получила распространение в более позднее время - в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории Г возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Марксистская - появление прибавочного продукта, образование частной собственности приводит к неравенству в обществе, оно раскалывается на антагонистические классы. Экономически господствующий класс создаёт Г для подчинения неимущих. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение Г. Теория насилия - Г возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие (Дюринг, Каутский) и внешнее насилие (Гумплович). Психологическая - Г итог психологической потребности человека в общении. Автор: Петражицкий. объясняет причины возникновения Г свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый Л.И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновениюРасовая - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает Г. Автор: Жозеф Артур де Гобино.

Органическая - эта теория переносит законы природы на человеческое общество. Крупнейшим представителем теории был Г. Спенсер, считает Г результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование Г в соответствии с законами органической эволюции.

Патримониальная - Г произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет. Автор: Галлер.

Ирригационная - возникновение Г обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Г выступает как организатор масштабных работ.

29. Мораль и право: взаимодействие и противоборство

В регулировании общественных отношений огромная роль принадлежит таким социальным регуляторам, как право и мораль. Основное их назначение состоит в том, чтобы целенаправленно воздействовать на поведение людей, обеспечивающее интересы классов, социальных групп, отдельных индивидов или общества в целом. Право -- это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые выражают государственную волю, устанавливаются и обеспечиваются государством и направлены на урегулирование общественных отношений.

Мораль (нравственность) -- это система исторически определенных норм, принципов, взглядов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, похвального и постыдного, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого обществом, совести, благородства, порядочности и других подобных нравственных критериев. Соотношение между правом и моралью довольно сложное.

Его анализ предполагает рассмотрение следующих четырех составляющих:

1)единство;

2) различие;

3) взаимодействие;

4) противоречия.

III. Взаимодействие права и морали. Тесное единство и взаимосвязь права и морали, как социальных регуляторов, обусловливают и их социальное и функциональное взаимодействие, которое проявляется в следующем:

1) право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей определенной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают:

действия субъектов, поощряемые и осуждаемые правом, поощряются и осуждаются, как правило, моралью;

3) право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль;

4) взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в формировании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы;

6) правовые нормы служат проводником морали, закрепляют и защищают моральные ценности.

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Как видим, право и мораль объективно необходимы друг другу, и их взаимодействие в самом общем виде выражается, во-первых, во влиянии морали на формирование права; во-вторых,

во влиянии права на формирование нравственных норм; в-третьих, в охране правом норм морали; в-четвертых, в использовании нравственных норм при применении права.

IV. Противоречия между правом и моралью. Несмотря на тесное взаимодействие норм права и морали, время от времени между ними возможны довольно острые противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Речь идет об отсутствии должной согласованности между этими социальными регуляторами. Противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. Тем не менее, их можно преодолеть, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения изменений в действующее законодательство. При этом необходимо помнить, что в основе права лежит мораль и что при отсутствии согласия между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

30. Соотношение права и других нормативных регуляторов в обществе

Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой общественно-научную категорию. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность. Они находят выражение в: политич. декларациях, манифестах Г-в, политич партий, в конституциях Г-в и т.п.

Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения: 1 Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения. 2 Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий).

Экономические нормы: им принадлежит важная роль в сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений и в определенной мере осуществляется госрегулирование с целью обеспечения развития производства.

Обычаи: обычаями регулируются социальные действия, поведение людей в обществе. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Традиции: близки к обычаям в воздействии на жизнь людей. Это сложившиеся способы поведения людей, соц-х групп, передаваемые из поколения в поколение. Они, как и обычаи, обладают признаками устойчивости, но традиция представляет собой более широкое образование. В качестве традиции проявляются определенные идеи, соц-е установления, ценности. Они полезны для общества Эстетические: образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества, находит отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, этикете. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки, эстетических требований, соображений удобства. Морали: нормы морали - это правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняются в силу внутреннего убеждения.

Общечеловеческие: это социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людямб соц-м группам, всему международному сообществу.

31. Соотношение понятий “закон” и “право”

Закон - это в политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения. Закон в человеческом обществе контрастен и варьируется в зависимости от вероисповедания, поклонения и самобытности человека в его организации жизни. Право - система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный правовой акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. Закон - это почти всегда нормативный правовой акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания - нормы права. Следовательно, закон (равно как и другие нормативные правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу. Говоря о соотношении права и закона, прежде всего необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают. В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми. Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство - это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

32.Сравнительная характеристика различных типов современного правопонимания

Правопониманием в юридической науке называется научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Согласно теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье и др.), в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.