реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Источники экологического права

реферат

Источники экологического права

Содержание

  • Введение
  • Глава 1 Источники экологического права
  • 1.1 Понятие источников права
  • 1.2 Закон как источник права
  • 1.3 Источники экологического права
  • Глава 2 Законы как источники экологического права
  • 2.1 Понятие закона как источника экологического права
  • 2.2 Закон об охране окружающей среды
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Введение

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

В настоящее время в Российской Федерации механизм регулирования охраны окружающей среды реализуется недостаточно эффективно. Одной из причин этого является то, что в законодательстве принципы защиты экологии только декларируются. Для преодоления указанного пробела депутатами Государственной Думы ФС РФ, субъектами РФ, а также экологическими общественными объединениями, отдельными учеными, специалистами в сфере экологического права предлагается принятие ряда законодательных актов, направленных, в частности, на регулирование экологического аудита и обязательного экологического страхования. По идее разработчиков законопроектов это должны быть специальные федеральные законы, которые будут иметь свой отдельный, узкоспециальный предмет правового регулирования.

Подобные законопроекты активно обсуждаются общественностью и специалистами, однако до сих пор не прошли трех чтений в Государственной Думе и не вступили в законную силу.

Одним из основных источников права в целом, и экологического права в частности, является закон.

В настоящее время экологические законодательные акты законодательным органом РФ практически не принимаются, а как правило вносятся изменения и уточнения в уже существующие законы и подзаконные акты.

Целью настоящей работы является - рассмотрение закона как основного источника экологического права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотрение понятия «источник права»;

- анализ законов как основных источников права;

- рассмотрение системы источников экологического права, классификацию источников экологического права;

- анализ закона как источника экологического права, краткий обзор основных законов в области экологии;

- рассмотрение основного закона, регламентирующего экологические отношения, - Закона об охране окружающей среды.

Глава 1 Источники экологического права

1.1 Понятие источников права

Право
имеет строго определенную форму своего выражения и существования - источники права. Понятие «источник права» существует много веков. Его толкуют и применяют правоведы всех стран. В российском теории понятие «источник права» трактуется по-разному. Н.М.Коркунов, например, еще в начале века определил его как форму, в которой объективировано правило поведения - юридическая норма. Иначе, рассуждал он, откуда субъекты «взаимных отношений» могут узнать, что является общеобязательным, что надо соблюдать и на что можно притязать? В качестве иллюстрации автор приводит обычай, судебную практику и государственный закон. При этом он категорически отрицал, что «право творится законом», т.е. государственной властью Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909 - С.66.

Алексеев С.С., соглашаясь с тем, что источник права всегда институцианализирован в виде той или иной правовой формы, саму эту форму характеризирует как результат правотворческой деятельности государства Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М., 1961 - С.314.

Однако не все авторы согласны с представленной точкой зрения относительно понятия «источник права». Так, В.С.Нерсесянц Нерсесянц В.С. право и закон. М., 1983 - С.42 и др. считают, что если законодательная деятельность государственных органов - единственный источник права, то все права граждан даны им государством, которое даровав их народу, может в любую минуту их и отобрать.

Модификации в смысловой нагрузке категорий аппарата общей теории права зависят от исторических особенностей восприятия правовых реалий. Однако, как отмечают ученые, на каждом отрезке времени в действие вступает определенное конвенционное начало, которое наряду с другими субъективными моментами способствует единообразию в представлениях о праве Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. 2004. № 7 - С. 5.. Обстоятельства места и времени развития общества влияют на формирование и иерархическое построение системы источников права, на выработку подходов к их изучению. С другой стороны, и фактическое соотношение между источниками права в стране имеет большое значение для господствующих представлений о том, что следует считать правом Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976 - С. 115..

Так, советские правоведы, следуя историческому материализмы, на этом не останавливаются. Разделив все социальные феномены между определяющим их базисом (производственные отношения, образующие экономический строй общества) и определяемый надстройкой (идеологические общественные отношения, преломленные через сознание и волю людей), исторический материализм отнес право к надстройке. Оно стало рассматриваться как функция экономики Спиридонов Л.И. Теория государстваи права. - М.: «Статус ЛТД+», 1996 - С.136.

Причины определенной условности термина «источник права» можно отыскать, прежде всего, в семантической многозначности самого слова «источник». В русском языке под источником понимается то, что дает начало чему-либо, откуда исходит что-нибудь; письменный документ, на основе которого строится научное исследование Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1998 - С. 255-256; вообще всякое начало или основание, корень и причина, исходная точка, запас или сила, из которой что-то истекает и рождается, происходит Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2000. Т. 2: И-О - С. 59.

Применительно к объяснению правовых явлений и процессов слово «источник» можно понимать и как причину возникновения того или иного правового явления, и как определенный документ, правовой акт, который содержит нормы права или санкционирует применение неписаных норм права.

В истории правовой мысли и на современном этапе развития представлений о праве можно встретить разнообразные подходы к объяснению сущности и природы источников права.

Сказанное дает возможным сделать следующие выводы.

Понятия источника права в теории юриспруденции различаются в зависимости от типа правопонимания исследователя, а сам их перечень и иерархия варьируются в связи с конкретными обстоятельствами места и времени существования государственно организованного обществаИванюк О.А. Источник права: проблема определения// Журнал российского права, № 9, сентябрь 2007 - С. 13.

Однако на каждом витке бытия человеческой цивилизации ученые приходят к осознанию необходимости соглашения о единообразном понимании и применении базовых научных понятий в целях упорядочения процесса познания явлений окружающей действительности и методологически верного оформления результатов исследования.

В самом общем понимании источниками права являются такие факторы действительности, которые обусловливают возникновение потребности в правовом регулировании, появление соответствующих правовых норм и придают содержанию этих норм определенную репрезентативность.

1.2 Закон как источник права

Несмотря на то, что слово «закон» известно отечественной правовой практике со времен договоров Руси с Византией 911 и 944 гг., собственно юридический, современный смысл этого термина начал формироваться только в начале XIX века. Ранее, как правило, под законом понимались как отдельно взятые кодексы, «государевы указы», «царские манифесты», регламенты, уставы, учреждения, наказы, так и вся их совокупность в целом См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 2005 - С.274-278. Лишь в 1810 году в Манифесте об учреждении Государственного Совета закон впервые был выделен из всех прочих юридических документов в качестве «верховного» правового акта. Постулировалась мысль, что «никакой Закон, Устав и Учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения Державной Власти» Учреждения государственного управления в России: Опыт формирования и эволюция. Сборник документов. Н. Новгород, 1994 - С.40. Тем самым с понятием «закон» связывались представления не только об «установлении высшей власти», об «общем правиле, изданном верховной властью», но и о «правильно организованной власти», о народном представительстве. Это понятие постепенно утверждалось в общественном сознании в качестве верховного источника права Яценко В.Н. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: соотношение понятий// Журнал российского права, № 2, февраль 2003 - С. 18.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко - как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения Теория государстваи права. Учебник/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006 - С.306.

Характерными признаками закона как ведущего источника права являются его особый порядок принятия высшим органом государственной власти (парламентом, монархом и др.) или всенародно и его высшая юридическая сила, проявляющаяся в невозможности отмены закона другим органом, кроме издавшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

Конституция обладает наивысшей юридической силой, и законы, ей противоречащие, недействительны. В правовых государствах существует специальный механизм проверки их соответствия конституции конституционными судами.

В свою очередь, законы обладают высшей юридической силой, по сравнению со всеми остальными актами государства.

Закон имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы Абдуллаев М.И. Теория государства и права. Учебник - М., 2006 - С. 398. Во-первых, закон имеет название, указывающее на предмет правового регулирования, т. е. на круг регулируемых общественных отношений. Во-вторых, закон должен содержать наименование органа, принявшего данный нормативно-правовой акт. Юридическая сила данного закона зависит: 1) от его места в иерархической структуре системы законодательства и 2) от органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего нормативного акта. В-третьих, каждый закон имеет номер и дату его принятия, которые помогают индивидуализировать законы и определить их место в иерархии нормативных правовых актов. В-четвертых, закон имеет нормативно-правовое содержание. Закон обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права (правила предписания). Статьи имеют нумерацию и могут быть объединены в главы и разделы. В-пятых, закон должен быть подписан соответствующим должностным лицом (федеральный закон - Президентом Российской Федерации).

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.