реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Исполнительная власть в административном праве

реферат
p align="left">Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три группы:

Первая охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно (референдум, выборы, участие в работе органов власти), так и через избираемых представителей.

Новой нормой в Конституции является право граждан на равный доступ к государственной службе - статья 32 Конституции РФ, т.е. равенство всех при поступлении на государственную службу. Особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Вторая группа прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Это право регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Право на проведение подобных публичных мероприятий предоставляется только гражданам Российской Федерации. Организаторами мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает письменное уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информация о времени, целях публичного мероприятия.

Часть 3 статьи 17 Конституции РФ провозглашает, что осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц. В частности запрещается использовать право на проведение уличных шествий и демонстраций для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды войны.

Статья 22 Конституции закрепляет право граждан на свободу и личную неприкосновенность, где под личной неприкосновенностью понимается гарантированная государством личная безопасность и свобода человека, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на физическую, нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность.

Статья 25 Конституции закрепляет право граждан на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда.

Статья 53 Конституции РФ провозгласила ответственность государства перед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти и их должностных лиц.

Новым в гражданском законодательстве России стало включение в Гражданский кодекс РФ самостоятельной главы по защиты личных неимущественных прав и нематериальных благ, принадлежащих гражданам. Гражданско-правовая защита личного неимущественного права осуществляется в порядке искового производства. Статья 151 ГК предусматривает компенсацию морального вреда, статья 152 ГК решает вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Имущественная ответственность за причиненные гражданину убытки в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов предусмотрена в статье 16 ГК РФ, такие убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Третья группа прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связана с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например добровольных народных дружин.

Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданами прав, но и выполнением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.

Важной обязанностью граждан является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Среди административно-правовых обязанностей граждан выделяются абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (соблюдение законов, уплата налогов). Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность автовладельца платить налог на автомобиль). И выделяются еще обязанности, которые порождаются неправомерными действиями Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М., 2003..

Итак, подведем итог сказанному.

Основным гарантом прав граждан выступает закон, который должен соответствовать политической, экономической ситуации в стране, содержит в себе механизмы реализации его положений, предусматривает ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан.

Все гарантии прав личности делятся на политические, экономические и организационно-правовые. Именно организационно-правовые являются специальными гарантиями прав граждан и включают в себя не только правовые нормы об охране прав и интересов граждан, но и деятельность различных государственных органов по охране прав человека.

3. Практическое задание

Проанализировать юридическую природу следующих отношений:

1. Правительство отменило приказ министра.

Правительство в своей деятельности руководствуется Федеральным Конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» О правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. N 51. Ст. 5712., так согласно со статьей 12 данного закона Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность и соответственно уполномочено отменять акты министерств, иных федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ч. 7 ст. 12 ФКЗ).

2. Президент подписал указ о награждении Ненашева орденом «За личное мужество»

В данном случае следует руководствоваться статьей 89 Конституции Российской Федерации, регламентирующей полномочия Президента РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 89 Президент РФ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

3. Министерство путей сообщения обратилось в Министерство здравоохранения с предложением об увеличении количества врачей, подготавливаемых для медицинских учреждений ж/д транспорта.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №321 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321 // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. N 28. Ст. 2898.. Пунктом 5 п.п. 5.2. Положения установлено, что Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

- п.п.п. 5.2.2. квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства;

- п.п.п. 5.2.21. порядок допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам;

- п.п.п. 5.2.24. порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий.

Нормативный правовой акт, принимаемый Минздравсоцразвития в виде номенклатуры специальностей включает в себя в том числе и такие специальности, как врачебные должности линейных больниц на железнодорожном транспорте, эвакопунктов на железнодорожном транспорте, следовательно, решение вопроса об увеличении количества врачей, подготавливаемых для медицинских учреждений железнодорожного транспорта вполне можно отнести к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития.

4. Отдел юстиции зарегистрировал Устав общественного объединения.

При решении вопроса о государственной регистрации общественного объединения, следует обратиться к Закону Российской Федерации от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. N 21. Ст. 1930., в соответствии со статьей 21 которого, решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Итак, для государственной регистрации общественного объединения и занесения записи об этом в единой государственный реестр юридических лиц необходим устав.

Регистрирующим органом в соответствии со статьей 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1315 Вопросы федеральной регистрационной службы: указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315 // Собрание законодательства РФ. 18.10.2004. N 42. Ст. 4110., выступает Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), осуществляющая функции в сфере государственной регистрации, в том числе общественных объединений, а также занимающаяся ведением единого государственного реестра.

Росрегистрация подведомственна Минюсту России.

5. Верховный суд Республики Коми отменил решение Сыктывкарского городского суда

Право суда кассационной инстанции отменить решения суда первой инстанции установлено в Гражданском процессуальном кодексе РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. N 46. Ст. 4532., так согласно со статьей 362 основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

6. Прокурор Сыктывдинского района санкционировал административное выселение Петровых из жилого помещения, грозящего обвалом

В действующем законодательстве Российской Федерации правом выселения граждан из жилых помещений наделен только суд, никакой другой орган власти не уполномочен осуществлять такие действия. Жилищный кодекс Российской Федерации Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 14., вступивший в силу с 1 марта 2005 года предусматривает только судебную процедуру выселения.

Однако раньше, до 1 марта 2005 года действовал Жилищный кодекс РСФСР Жилищный кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983. Утратил силу с 01.03.2005, в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ // Ведомости ВС РСФСР. 1983. N 26. Ст. 883..

В соответствии со статьей 90 ЖК РСФСР допускалось выселение в административном порядке с санкции прокурора лиц, проживающих в домах, грозящих обвалом.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская газета. №237, 1993.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. №1 (часть 1). Ст. 14.

3. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Российская газета. №256, 2001.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. №46. Ст. 4532.

5. Жилищный кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983. Утратил силу с 01.03.2005, в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ // Ведомости ВС РСФСР. 1983. №26. Ст. 883.

6. Вопросы федеральной регистрационной службы: указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1315 // Собрание законодательства РФ. 18.10.2004. №42. Ст. 4110.

7. О правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. №51. Ст. 5712.

8. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №321 // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. №28. Ст. 2898.

9. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. №21. Ст. 1930.

10. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М., 2003.

11. Бобылев К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. №2.

12. Административное право: учебник / под ред. Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов. ЗАО Юстицинформ. 2007.

13. Административное право: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.

14. Административное право России: Учебник: В 3 ч. Ч. 2 / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Щит-М, 2001.

15. Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы. // «Журнал российского права», №2, 2006.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.