p align="left">В отношении детей, лишенных родительского попечения, согласие на усыновление дается их опекунами или попечителями, приемными родителями или руководителями детских учреждений, в которых находится ребенок. Получение согласия этих лиц необходимо исключительно в целях защиты интересов ребенка, поэтому в тех случаях, когда их отказ в даче согласия представляется необоснованным, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о вынесении решения об усыновлении без их согласия Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник для вузов / 4-е изд., перераб. / Л.М. Пчелинцева. - М.: Норма, 2008. - 445 с.. Если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, необходимо также согласие на усыновление его супруга, который не является усыновителем, поскольку этот супруг также будет принимать участие в воспитании ребенка в качестве его отчима или мачехи. Необходимость в получении согласия супруга усыновителя отпадает, если супруги прекратили супружеские отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Для обеспечения усыновителям и усыновляемым равных условий и облегчения контроля за усыновлением, дети, подлежащие усыновлению, и лица, желающие усыновить ребенка, регистрируются отдельно. В соответствии с законодательством введена система централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, неизвестны («подкидыши»), лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания и содержания своих детей и т.п. При этом должно быть установлено отсутствие родительского попечения в отношении обоих родителей. Сведения о таких детях ставятся на централизованный учет в случае, если эти дети еще не устроены на воспитание в семьи или находятся в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Дзугаева, А.З. Усыновление детей в РФ / А.З. Дзугаева // Юридический мир. - 1997. - № 8. - С. 12.. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется в журнале первичного учета («муниципальный уровень»), и в течение месяца со дня регистрации орган опеки и попечительства предпринимает попытки к устройству такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью) Арутюнян, Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации / Г.В. Арутюнян // Гражданин и право. - 2002. - № 3. - С. 86.. В случае невозможности устройства такого ребенка в семью, орган опеки и попечительства передает сведения о нем в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Такой банк данных формируется в каждом из регионов России. Как правило, его ведет соответствующий отдел органа управления образованием субъекта Российской Федерации или Центр по усыновлению, опеке и попечительству. Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, переданные в региональный банк данных, незамедлительно передаются в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который находится в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Инструктивно-методические рекомендации Министерстве образова-ния РФ № 8 от 20.02.1995 // СПС Консультант плюс. В течение не менее трех месяцев с момента поступления данных в федеральный банк региональные службы и Отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства, осуществляют попытки к устройству детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьиСправочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ: порядок, условия, правовые последствия. - М.: МЦФЭР, 2004. - 134 с.. По заказу Министерства разработана компьютерная программа «Надежда», которая связывает федеральный и региональные банки данных о детях и позволяет при помощи модемной связи и электронной почты оперативно получать и использовать сведения о детях. То есть, кандидату в усыновители нет необходимости ехать в Москву для получения сведений о том, где можно усыновить «мальчика двух-трех лет с голубыми глазами и темными волосами»; ему достаточно обратиться в свой региональный банк данных и, если такого ребенка нет в регионе, региональная служба связывается с федеральным банком данных, и в течение пяти минут выявляется регион, в котором такой ребенок есть. Таким образом, развеян «миф» о том, что усыновить ребенка очень трудно и различные бюрократические структуры чинят в этом препятствия гражданам. Сейчас в банке данных около 40 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей и, если кто-то не смог найти ребенка на усыновление в своем районе, городе, он может обратиться в региональную службу, в федеральный банк данных для подбора ребенка Беспалов, Ю. Усыновление как способ защиты прав ребенка / Ю. Беспалов // Российская юстиция. - 1997. -№ 7. - С. 27.. В федеральном банке данных отсутствует «очередь» на усыновление. При этом складывается парадоксальная ситуация - люди, желающие усыновить ребенка, готовы стоять на учете в своем регионе не один год и не хотят выехать для усыновления в другой край, область, в то время, как иностранные граждане прилетают в Россию с целью усыновить ребенка с другого конца света - из США, Канады, даже из Новой Зеландии Кабышев, О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: Учебное пособие / О.А. Кабышев. - М.: Норма, 2001. - 125 с.. На наш взгляд, прежде всего, это связано со сложившейся трудной социально-экономической ситуацией в стране, когда небольшое число граждан может позволить себе такую «роскошь», как усыновление ребенка. Второй причиной является недостаточная информированность граждан о существовании федеральной и региональных служб по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. В настоящее время порядок учета потенциальных усыновителей регулируется Положением «О порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам» утвержденным постановлением Правительства от 15 сентября 1999г. № 917. Лица, желающие усыновить ребенка, подают заявления с приложением необходимых документов в муниципальный орган управления образованием по месту своего жительства. На основании этих документов в соответствии с пунктом 17 названного Положения указанный орган готовит заключение о том, может ли данное лицо быть усыновителем. Если заключение является положительным, лицо, желающее стать усыновителем, ставится на учет в качестве кандидата на усыновление. Лицам, зарегистрированным в качестве кандидатов на усыновление, подбираются дети, подлежащие усыновлению, и предоставляется возможность получить информацию о них и познакомиться с самими детьми. Если кандидату на усыновление не удается подобрать ребенка по месту его жительства, он может обратиться в орган управления образованием субъектов Российской Федерации или в Министерство образования и науки РФ Положение «О порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федера-ции и иностранным гражданам», утвержденное постановлением Правительства № 917 от 15.09.1999 // СПС Консультант плюс.. Иностранные граждане и лица без гражданства, намеренные усыновить ребенка, подлежат централизованному учету на уровне субъекта Российской Федерации или Федерации в целом. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. Косова, О. Особенности международного усыновления / О. Косова // Законность. - 2001. - № 1. - С. 16. Таким образом, формируются банки данных, на основании которых производится подбор лиц, желающих стать усыновителями, и детей. Если усыновление производится родственниками ребенка или супругом его родителя, оно происходит помимо указанной системы учета. После того как конкретным усыновителям подобран конкретный ребенок, органы опеки и попечительства решают вопрос о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усыновителем. Принимается во внимание также отношение ребенка к будущему усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения, которое органы опеки и попечительства предоставляют суду Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ: порядок, условия, правовые последствия. - М.: МЦФЭР, 2004. - 134 с.. С момента введения судебного порядка установления усыновления прошло пять лет. За это время судами было рассмотрено значительное количество дел об усыновлении. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 4 июля 1997 года № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», содержащее руководящие разъяснения по этим вопросам. На страницах юридической печати и в средствах массовой информации нередко обсуждаются правовые, социальные, этические проблемы усыновления Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 4.07.1997 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» // БВС РФ. - № 9. - 1997.. Однако целый ряд процессуальных вопросов остается спорным или нерешенным. Попытаемся проанализировать некоторые из них. В первую очередь, следует сказать о необходимости существования самого института усыновления. Тем более что в литературе высказано мнение: разрешить усыновлять можно только родственников и детей супруга Антокольская, М.В. Лекции по семейному праву / М.В. Антокольская. - М.: Юристь, 2002. - 238 с.. Все прочие случаи усыновления объявляются не соответствующими интересам ребенка, поскольку чужие по крови люди никогда не смогут заменить ребенку родителей. Автор ратует за расширение иных форм воспитания детей в семье, в частности тех из них, которые подразумевают договорные отношения, поскольку в этом случае возможно конкретизировать права и обязанности приемных родителей, а также обязанности органов опеки и попечительства по отношению к приемной семье Кузнецов, В.А. История развития института усыновления (удочерения) в России / В.А. Кузнецов. - М.: Норма, 2006. - С. 140. . Утверждения о том, что «новые родственники никогда не подадут руки» и «инстинкт материнства чужд мачехе», на наш взгляд, необоснованны. Безусловно, неродным родителям и ребенку сложнее наладить прекрасные семейные отношения, чем родным. Но отсюда нельзя сделать вывод, что усыновление не нужно. Необходимо найти юридические механизмы, психологические, генетические методы, позволяющие с максимальной вероятностью определять, насколько усыновленный и усыновитель способны создать счастливую семью. Конечно, инстинкт материнства «срабатывает» отнюдь не всегда. В России, по разным данным, от одного до четырех млн. детей, оставшихся без попечения родителей Косова, О. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы // Российская юстиция. - 2001. - № 2. -С. 46.. Но отнюдь не все эти дети - сироты. Родные матери и отцы порой не только не протягивают руку помощи, но, напротив, поднимают руку на ребенка. Подтверждение тому - печальная статистика. В 1993 году более 90 тыс. детей, воспитывающихся в различных типах государственных учреждений, имели живых родителей, которые уклонялись от воспитания, были лишены родительских прав, находились в местах лишения свободы Лахова, Е. Проблеме детства - первоочередное внимание // Конвенция о правах ребенка и реальность детства в России: Материалы первоначального доклада комитету по правам ребенка / Е. Лахова. - М.: Институт государства и права РАН, 1993. - С. 16.. Многие дети поступают в государственные учреждения ослабленными, имеют серьезные патологии. За время пребывания в государственных учреждениях почти каждому третьему ребенку оформляется инвалидность. Эти факты свидетельствуют о необходимости в первоочередном порядке принимать меры к укреплению семьи Карелова, Г.Н. Реализация прав детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации. В сб.: Социальное законодательство России и Великобритании / Г.Н. Карелова. - М., 2000. - С. 144.. Следовательно, институт усыновления как способ обеспечения права детей жить и воспитываться в семье необходим. Поэтому перейдем к анализу процессуальных проблем, возникающих при рассмотрении дел об установлении усыновления. Большинство дел об усыновлении - это усыновление пасынков и падчериц мачехами и отчимами (60 - 64 процента от общего числа усыновлений) Косова, О. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы // Российская юстиция. - 2001. - № 2. -С. 44.. Изучая судебную практику одного из московских судов, мы обнаружили аналогичную ситуацию, несмотря на то что на территории района находится Дом ребенка. В 1998 году было вынесено 33 решения об установлении усыновления. Из них трое детей усыновлены из Дома ребенка и четверо - ближайшими родственниками. Из 25 дел, по которым в 1999 г. было вынесено решение об установлении усыновления, 24 случая - усыновление пасынков и падчериц. Как правило, сама постановка вопроса об усыновлении ребенка в какой-то мере свидетельствует о сформировавшейся благоприятной для него семейной среде и соответствии усыновления его интересам. Проживание с ребенком одного из родителей - важная гарантия защиты интересов ребенка. Однако нельзя согласиться с мнением, что оформление правовой связи в рассматриваемом случае не нуждается в государственной санкции в виде судебного решения, а для ее оформления достаточно административного акта Там же. - С. 47.. Общепризнано, что судебная форма защиты права - наиболее совершенная, обеспечивающая соблюдение прав и законных интересов гражданина. При рассмотрении дел об усыновлении должны соблюдаться не только права и интересы усыновляемого, но и усыновителей, родителей Нечаева, А.М. Судебная защита прав ребенка: Учебно-практическое пособие / А.М. Нечаева. - М.: Экзамен, 2005. - 70 с..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|