Иностранные предприятия как субъекты налогообложения
33 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 1.1. Налогоплательщики как участники налоговых правоотношений 1.2. Принципы налогообложения иностранных предприятий ГЛАВА 2. НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ И ДОХОДЫ ИНОСТРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2.1. Налог на прибыль иностранных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство 2.2. Налог на доходы иностранных предприятий, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы курсовой работы. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы. Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной ''кровеносной артерией'' финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: - работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; - хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образам, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. А.Смит в своем классическом сочинении ''Исследование о природе и причинах богатства народов'' считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать ''средства к достижению цели общества или государства'' каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Важность и выгодность соразмерности податей умели ценить еще во времена Римской империи. Один из губернаторов писал Тиберию, что он легко может увеличить налоги в своей провинции. Тиран отвечал, что хороший пастырь должен стричь овец своих, но не резать. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источники и объекта налогообложения, однократности обложения. Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании налоговой системы Республики Беларусь. Тема курсовой работы: «Иностранные предприятия как субъекты налогообложения». Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют работу налогообложение иностранных предприятий. Предметом исследования курсовой работы являются иностранные предприятия как субъект налогообложения. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсовой работы. Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: - дать понятие и определить сущность налоговых правоотношений в Республике Беларусь; - рассмотреть налоги на прибыль и доходы иностранных предприятий в Республике Беларусь. Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с налогообложением иностранных предприятий в Республике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, Ханкевич Л.А., Маньковский И.А., Василевская Т.И., Фисенко М.К. и др. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Применялся системно-структурный метод изучения темы. С его помощью объект исследования первоначально был рассмотрен как единое правовое явление, а после рассматривались его структурные части. Основным частнонаучным методом является метод сравнительного анализа, который использовался при изучении практически каждого элемента исследуемого объекта. Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, две главы, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 32 листах компьютерного текста. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 1.1. Налогоплательщики как участники налоговых правоотношений Плательщики налогов и сборов являются основны-ми субъектами в структуре налоговых правоотноше-ний. Не случайно главная юридическая обязанность этой категории участников правовых отношений в на-логовой сфере в виде обязанности по уплате налогов, пошлин и иных платежей имеет конституционное за-крепление (ст. .56 Конституции Республики Беларусь). Плательщиками налогов, сборов (пошлин) при-знаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплатить налоги, сборы (пошлины) (п. 1 ст. 13 НК). При этом под организациями понимаются: - юридические лица Республики Беларусь; - иностранные юридические лица и международ-ные организации; - простые товарищества (участники договора о со-вместной деятельности); - хозяйственные группы (п. 2 ст. 13 НК). Выступающие в налоговых правоотношениях в ка-честве плательщиков налогов, сборов (пошлин) орга-низации подразделяются на белорусские и иностранные. Белорусской организацией признается организа-ция, местом нахождения которой является Республика Беларусь (п. 1 ст. 14 НК). Иностранной организацией, соответственно, признается организация, местом на-хождения которой не является Республика Беларусь (п. 2 ст. 14 НК). Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источ-ников в Республике Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Бела-русь, так и за ее пределами. Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Бе-ларусь и несут налоговую обязанность только по дея-тельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Рес-публики Беларусь [6, с. 43]. Среди налогоплательщиков-организаций выделя-ются также пользующиеся существенными налоговы-ми преференциями (как правило, в виде полного осво-бождения от уплаты ряда налогов и сборов) организа-ции, финансируемые из бюджета (бюджетные органи-зации). В соответствии с п. 1 ст. 16 НК под организа-цией, финансируемой из бюджета (бюджетной орга-низацией), признается организация, созданная государ-ственным органом, в том числе местным Советом де-путатов, исполнительным и распорядительным орга-ном, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сме-ты, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и ве-дет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установ-ленном порядке. В соответствии с п. 3 ст. 13 НК, филиалы, пред-ставительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и те-кущий (расчетный) либо иной банковский счет, ис-полняют налоговые обязательства этих юридических лиц. Таким образом, вышеуказанные структурные подразделения юридических лиц с формальной точ-ки зрения не выступают в качестве самостоятельного субъекта налогового отношения, выступая в роли его представителя, т.е. в юридическом плане налогопла-тельщиком в данной ситуации выступает само юри-дическое лицо. Участники простого товарищества, на которое в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение, дел этого то-варищества либо который получает выручку по этой деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняя налоговое обязательство этого товарищества (п. 4 ст. 13 НК). Хозяйственная группа осуществляет налоговые платежи в лице центральной компании (головного предприятия) либо участника хозяйственной группы. Пункт 5 ст. 13 НК предусмотрено, что головная орга-низация (центральная компания) либо участник хозяй-ственной группы, который в соответствии с законода-тельством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняют налоговое обяза-тельство этой хозяйственной группы. Под физическими лицами в соответствии с п. 6 ст. 13 НК понимаются: - граждане Республики Беларусь; - граждане либо подданные иностранного государ-ства; - лица без гражданства (подданства). Исходя из приведенной выше легальной классифи-кации, выступающие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков физические лица под-разделяются на два вида: - физические лица - налоговые резиденты Респуб-лики Беларусь; - физические лица - налоговые нерезиденты Рес-публики Беларусь. Физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии с п. 1 ст. 17 НК признаются физические лица, которые фактически на-ходились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году. Физические лица - нере-зиденты Республики Беларусь - лица, находящиеся на территории Республики Беларусь менее 183 дней в ка-лендарном году. В развитии данной нормы следует констатировать, что требования по уплате налоговых платежей могут быть предъявлены к нерезидентам Республики Беларусь (граждане либо подданные ино-странного государства, а также лица без гражданства (подданства), которые фактически находились на тер-ритории Республики Беларусь менее 183 дней в кален-дарном году) лишь в части доходов, полученных из источников, находящихся на ее территории. Налогооб-ложение же доходов, полученных нерезидентами из других источников, выходит за рамки компетенции Республики Беларусь [5, с. 86]. Следует обратить внимание, что в качестве физиче-ского лица как субъекта налоговых отношений НК вы-деляет индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 19 НК). Для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям отнесены и частные нотариусы. В соответствии с действующим законодательством плательщики имеют следующие права (ст. 21 НК): - получать от налоговых органов по месту поста-новки на учет бесплатную информацию о дейст-вующих налогах, сборах (пошлинах), актах налого-вого законодательства, а также о правах и обязанно-стях плательщиков, налоговых органов и их должно-стных лиц; - получать от налоговых органов и других уполно-моченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налого-вого законодательства; - представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя; - использовать налоговые льготы при наличии ос-нований и в порядке, установленных налоговым зако-нодательством; - на зачет или возврат излишне уплаченных, а так-же излишне взысканных сумм налогов, сборов (по-шлин), пеней в порядке, установленном налоговым за-конодательством; - присутствовать при проведении налоговой про-верки; - получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок; - требовать от должностных лиц налоговых орга-нов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении платель-щиков;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|