Имущественные права несовершеннолетних и их охрана в гражданском праве
51 Содержание ВведениеГлава 1. Имущественные права несовершеннолетних1.1 Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних1.2 Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходамиГлава 2. Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних2.1 Способы защиты права собственности и иных вещных прав несовершеннолетних2.2 Способы защиты прав несовершеннолетних распоряжаться своими доходамиЗаключениеСписок использованных источниковВведениеСемейное законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье не так много внимания, как того требуют жизненные реалии, посвящая им одну статью. А Конвенция ООН «О правах ребенка» Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993. вообще ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, никакого упоминания о его праве собственности в ней нет. Вместе с тем ст. 60 СК не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство.Несмотря на то, что проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют, и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах. Это подтверждается современными российскими реформами, получающими прямое отражение в законодательстве и практике его применения. Существует огромный разрыв между содержанием Конституции РФ и реальными возможностями людей по их реализации. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 г. // <http://detirossii.ru/Libr_st_doc230304.htm>. Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве утверждает, что "сегодня в России государство не признает приоритетными проблемы защиты прав детей, поскольку законодательные инициативы федеральных органов власти 2004 года и принятые ими в конце 2004 года нормативные акты не учитывают интересы детей и отказываются от какого-либо значимого участия в установленной ст. 38 Конституции РФ защиты государством семьи, материнства и детства. С принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации, внесением изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации Уполномоченный по правам ребенка в г.Москве прогнозировал очередной рост беспризорности, сравнимый по масштабам с волной беспризорности после Великой Отечественной войны... Совершенно непростительно для государства то, что непродуманные, необоснованные, не принятые обществом реформы значительно понизили уровень защиты прав детей, то есть будущего России" Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 г. // <http://sovetpamfilova.ru/text/770/?parent=49>..Таким образом, налицо актуальность темы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны имущественных прав несовершеннолетних, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.Целью работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы охраны имущественных прав несовершеннолетних, проведенный по следующим направлениям: всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны имущественных прав несовершеннолетних; рассмотрение проблем применения права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних. В рамках данных направлений предполагается рассмотреть: выявление тенденций развития норм об охране имущественных прав несовершеннолетних в российском законодательстве с учетом опыта других стран; определение содержания охраны имущественных прав несовершеннолетних согласно действующему законодательству и правоприменительной практике; рассмотрение проблем реализации норм и принципов международного права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних. Данная работа посвящена изучению имущественных прав несовершеннолетних. В первой главе рассматриваются наиболее важные, на наш взгляд, аспекты правового статуса несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, такие как правосубъектность несовершеннолетних, право собственности несовершеннолетних, их права в области жилищного законодательства, а также вопросы осуществления и защиты указанных прав. Вторая глава посвящена анализу проблем практической реализации и охраны прав несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, а также проблемам судебной защиты их прав. Глава 1. Имущественные права несовершеннолетних1.1 Право собственности и иные вещные права несовершеннолетнихИмущественные права несовершеннолетних регулируются нормами гражданского, семейного и жилищного законодательства. Особое место среди имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество. Рассмотрение этого вопроса затруднено тем, что нормы действующего законодательства не всегда достаточно четко корреспондируются по регулированию прав несовершеннолетних в имущественных правоотношениях.Например, неясно, какое содержание следует вкладывать в понятие «имущественные права несовершеннолетних» в контексте со ст. 128 ГК. Проведем анализ имущественных прав лиц, не достигших 18 лет, комплексно сформулированных в ГК РФ.Обобщенно они могут быть представлены в следующем виде. Несовершеннолетний имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК, т.е. в зависимости от объема его дееспособности. Королев Ю. А. Семейное право России. - М., 1999. - С.. 169.При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные ст. 37 ГК (п. 1 в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ) в отношении распоряжения имуществом подопечного, т.е. полученные доходы расходуются в интересах несовершеннолетнего лица. Например, полученные в наследство жилое помещение или автомашина, которые родители сдают внаем и извлекают доходы. При этом будет неправомерно, если эти доходы никак не отражаются на улучшении благосостояния несовершеннолетнего собственника этого имущества, хотя его нужда в этом очевидна. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М., 2000. - С..184.Однако поименованный перечень имущественных прав несовершеннолетних, которыми наделяется каждый гражданин с момента его рождения, не дает полного представления об их объеме (ст. 18 ГК РФ).По нашему мнению, это происходит от отождествления понятий «имущественные права» и «право собственности на имущество».Согласно ст. 128 ГК, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.Перечисленные в ГК РФ имущественные права несовершеннолетних очень часто остаются лишь правами без реального обладания имуществом.Поэтому право собственности на конкретное имущество, которым несовершеннолетний фактически владеет, пользуется и распоряжается (самостоятельно или через своих законных представителей), существенно отличается от своего имущественного права. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. - М.., 2004. - Т. 1. - С. 140.В собственности несовершеннолетних граждан может находиться имущество, приобретенное ими на различных основаниях (наследование, дарение, покупка за счет собственных доходов, приобретательской давности и др.), в виде вещей (недвижимых и движимых), включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.Имущество, используемое в жизни несовершеннолетнего человека в качестве повседневных потребительских вещей, весьма разнохарактерно (жилье, дача, авто- и моторные средства, продукция сельскохозяйственного производства, получаемая на принадлежащих гражданам участках, и т.п.). Данное имущество в любой его части может находиться в собственности несовершеннолетнего, и он им владеет и пользуется самостоятельно в объеме его дееспособности или совместно с родителями по взаимному с ними соглашению. Королев Ю. А. Семейное право России. - М., 1999. - С. 160.Дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профобразования, на все время прохождения службы в рядах Вооруженных сил РФ, а также на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении и учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение 3 месяцев равноценным ранее занимаемому ими (или их родителями) жилым помещением не ниже установленных социальных норм.В апреле 2008 г. был принят Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 апр. Кроме того, внесены изменения в Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы РФ, а также в ряд иных законов: ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 апр. Законы вступают в силу с 1 сентября 2008 г., так давно необходимый для урегулирования единого механизма управления имуществом несовершеннолетних граждан, обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей, посредством законного представительства и содействия дееспособных лиц. Однако анализ положений названного нормативного акта, а также тех изменений, которые внесены в Гражданский, Жилищный и Семейный кодексы РФ, не позволяет отметить их положительное значение для защиты прав и интересов несовершеннолетних в гражданских, семейных и жилищных отношениях. Более того, новые законы упрочивают тенденцию ухода государства - Российской Федерации от непосредственного решения проблем детей, как имеющих, так и не имеющих родительского попечения. Если Федеральные законы N 122-ФЗ и N 258-ФЗ закрепили реализацию всех государственных гарантий в отношении детей в качестве функций и обязанностей регионов, Закон об опеке и попечительстве пошел по пути освобождения от этих функций и обязанностей даже субъектов РФ, ограничив в том числе их расходные обязательства. Так, защита и обеспечение прав детей осуществляется преимущественно за счет их родителей. Реализация прав детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться теперь за счет самих детей, а не преимущественно за счет государства. Новый Закон об опеке и попечительстве предусматривает возможность выплаты вознаграждения опекунам и попечителям за счет доходов от имущества детей, предоставления его в пользование опекунам (попечителям) в интересах последних (ст. 16). Таким образом, Закон об опеке и попечительстве принят в полном противоречии с положениями ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 дек. и без учета данного Закона, который предусматривает полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 1), независимо от формы их устройства - специализированная организация, опекун (попечитель), приемная семья и др. В Закон N 159-ФЗ не было внесено никаких изменений в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве, что свидетельствует об отсутствии системности в вопросах регулирования правоотношений с участием несовершеннолетних, обеспечения гарантий их прав.Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).Снятие этих детей с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.Требования законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяются также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равное с собственником либо нанимателем право.В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность (ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ действует до 01.03.2010г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|