реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государство и рыночная экономика

реферат
p align="left">Это означает, что любая фирма, если она этого пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли, и никакого давления со стороны других производителей фирма не испытывает.

В гносеологическом аспекте знаменитый лозунг "laissez fair" -принцип экономического невмешательства и свободной конкуренции был выдвинут французским классиком политэкономии П.Буагильбером. Однако этот принцип теоретически был обоснован великим английским экономистом А.Смитом, экономические взгляды которого формировались под влиянием учения о "естественном порядке".

"Классической" же в экономической науке считается теория совершенной конкуренции французского экономиста Л.Вальраса, основанная им во второй половине XIX века. Теорию совершенной конкуренции Вальрас связывал с постоянством технических коэффициентов, под которыми понимают величину затрат того или иного фактора производства на выпуск единицы продукции. При этом производственная функция имеет линейный и однородный вид, выражается уравнением первой степени, т.е. изменение затрат факторов прямо пропорционально влияет на выпуск продукции.

Если стабильность производственной функции и технических коэффициентов нарушается, имеет место несовершенная конкуренция. Она объединяет особенности трех укрупненных типов несовершенно конкурентных рынков: монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Само слово "монополия" происходит от греческого "monopolien" - единственный продавец. Это ситуация, когда отдельная фирма или предприятие являются единственным производителем товара, не имеющим заменителя, и вследствие этого могут контролировать выпуск товаров всей отрасли. Такое предприятие или фирму называют монополистом.

Интересны взгляды А.Маршалла относительно объективного (двоякого) подхода к оценке роли производственных монополий. А.Маршалл, выделив, с одной стороны, негативные для общества последствия деятельности данных монополий, с другой он дал представление о позитивной роли монополистов для общества в связи с их заботой о развитии производства и удовлетворении интересов потребителей.

Такая интерпретация двуединой характеристики монополий А.Маршалла сыграла определенную роль в формировании взглядов на монополию ученых западной экономической мысли. Стараясь сохранять объективность, многие известные экономисты уделяли внимание и анализировали в своих исследованиях и негативные, и позитивные стороны в деятельности монополистических предприятий. Таким образом, явление монополии становилось многогранным и все более емким по содержанию. Свидетельством этому являются работы американского экономиста Дж. Б. Кларка "Проблемы монополий" и "Сущность экономической теории, который в круг монополий, играющих все более важную роль в экономической жизни развитых стран, наряду с производственными фирмами впервые включил и профсоюзы. Производственные монополии Дж.Б.Кларк считал носителями технического прогресса, а характеристику монополий как средства грабежа и тормоза прогрессивных изменений в технике и технологии фактически целиком относил к профсоюзам.

Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеются достаточно свободные вход и выход.

Однако (эта черта присуща монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром, она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.

Дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары и достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, и достаточно несхожие, чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара. Следовательно, теорию монополистической конкуренции можно свести к следующим положениям: фирме предоставляется возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде, так как на рынке продаются другие товары-субституты, производимые другими фирмами; свобода входа в отрасль и выхода из нее. Соответственно, в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю; в отрасль входит достаточно большое количество конкурирующих фирм, поэтому каждая фирма имеет возможность проводить собственную ценовую политику, не особо считаясь со своими конкурентами.

На практике третье условие выполняется не всегда. Например, во многих отраслях США имеется небольшое число (от 3 до 12) доминирующих фирм, которые определяют ценовую политику, вместе с тем в отрасли присутствует достаточное количество конкурентов, поэтому выделяют рыночную структуру - олигополию.

Для олигополии характерны следующие основные признаки: в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной; правила свободной конкуренции не действуют; в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой неминуемо вызывает реакцию конкурентов.

Сама структура производства фирм-олигополистов предполагает способность удерживания цен в краткосрочном периоде, прогнозируя свое развитие, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса. Для описания действий фирм-олигополистов в долгосрочном периоде необходимо точно знать ответные реакции конкурентов на возможные изменения цен.

Как было указано, именно исследования итальянского экономиста В.Парето помогают определить роль монополии и ее влияние на ценовой механизм. Разработанный им аппарат кривых безразличия, а также приоритетная роль дифференциации продуктов на рынке позволяют более полно выяснить причины монополизации. Именно эти исследования были использованы в теории олигополии Э. Чемберлина. Невозможно оставить без внимания исследования Й.Шумпетера, автора теорий эффективной конкуренции и эффективной монополии. Возможность эффективного развития экономики Й.Шумпетер связывал с конкуренцией, под которой он понимал тип конкурентной борьбы, базирующейся на непрерывном потоке нововведений, "взламывающих" статические ситуации в экономике. Й.Шумпетер был одним из первых исследователей, кто стал оценивать производственные монополии не в порядке противопоставления их конкуренции, а в их непрерывном взаимодействии с конкуренцией, когда монополии являются составным и необходимым элементом конкурентного процесса.

Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина основывается на выводах Й.Шумпетера и находит свое дальнейшее отражение и развитие. Э.Чемберлин исходит в основном из того, что в реальной жизни редко встречаются ситуации совершенной конкуренции или абсолютной монополии. Как правило, исследователь имеет дело с кругом явлений, лежащих между этими полюсами. Это состояние олигополии и монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция между олигополистами способна привести к улучшению качества товаров, что выгодно потребителю. Более того, не ценовая конкуренция, а именно борьба между олигополистами за потребителя с помощью улучшения качества продукции ведет, по его мнению, к ограничению ценовой конкуренции, что опять идет только на пользу потребителю.

При характеристике монополии Э.Чемберлин главное внимание уделял дифференциации продукта. Тем не менее отнюдь не сводил к этому фактору причины образования фирм с монополистической властью. В качестве таких причин Чемберлин выделял также патентные права или исключительно высокую репутацию торговой марки каких-либо фирм, наличие каких-либо невоспроизводимых особенностей у того или иного индивидуального предприятия, фактор естественной ограниченности предложения (в частности, земельных участков в пределах того или иного конкретного района). Не исключал он также возможность явных или тайных сговоров картельного типа, выделяя в структуре развитых рынков возможность возникновения таких ситуаций, когда предложение какого-либо блага сосредоточено в руках небольшой группы компаний, т. е. олигополии.

Процесс становления рыночного механизма и разновидностей конкуренции представляет интерес для исследования анализа и совершенствования комплекса антимонопольных экономических отношений.

2.2 Формирование рыночной экономики РФ в совершенной конкуренции

В странах с развитыми рыночными механизмами имеет место управляемая конкуренция, которая регулируется комплексом антимонопольных экономических отношений. Антимонопольные экономические отношения представляют собой экономико-правовой каркас рынка, т.е. определенные правовые нормы, в рамках которых действуют спрос и предложение. Современный рынок связан с управляемой конкуренцией, представляющей механизм, с помощью которого хаотическое взаимодействие разных видов производства и потребления превращается в оперативно действующую многомерность. Этот механизм определяет предельную продуктивность, ниже которой производство должно быть прекращено.

Конкурентная экономика - это экономика, регулируемая и направляемая антимонопольными экономическими отношениями. Именно антимонопольные экономические отношения, с помощью которых направляется деятельность монополистов на дальнейшее развитие конкуренции, а следовательно, и на совершенствование научно-технического прогресса в целом, используют монополии для служения обществу, предотвращают монополизм - сугубо негативное явление.

Содержание антимонопольных экономических отношений определяется экономическими критериями, которые поддерживают управляемый баланс между монополией и конкуренцией. Благодаря действию эффективного механизма антимонопольных экономических отношений в значительном большинстве отраслей мирового хозяйства сложился олигополистический тип экономики. Именно этот тип экономики служит мощным стимулом к появлению более новых, прогрессивных производств. Монополии (олигополии), как правило, обеспечивают своим работникам более благоприятные условия труда, строят красивые, комфортабельные офисы и надежные более безопасные производственные предприятия.

Суть антимонопольных экономических отношений, которые обеспечивают потребительский суверенитет, составляет принцип, в основе которого лежит тезис, что ни одна фирма не может обладать властью диктата, что бизнес не может навязывать свою волю ни тем, кого нанимает, ни тем, кого обслуживает. В современном мире с его несовершенной конкуренцией эти вопросы полностью не решены. Более того, их решение сегодня увязывается с интернационализацией капитала, с властью многонациональных корпораций, черпающих запасы сырья в одной части света, размещающих производственные мощности в другой и продающих свою продукцию в третьей.

Содержания антимонопольных экономических отношений необходимо увязать с государственным антимонопольным регулированием, высветить экономические критерии, лежащие в основе этого процесса. Антимонопольное законодательство является одним из основных рычагов воздействия на процессы монополизации и конкуренции. Используя его, государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создает условия для воспроизводства такого экономического процесса, как конкуренция. Необходимость антимонопольного регулирования заключается в том, что концентрация производства в некоторых сферах экономики ведет к установлению монополий и потому требует государственного вмешательства. Во всех странах с развитой рыночной экономикой фактически нигде не придерживаются курса на полное предотвращение всех монополистических образований и союзов. Но, учитывая объективный характер функционирования самой монополии, все развитые страны проводят антимонопольную политику, что позволяет этим странам развиваться.

Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.

Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.

На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис, не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.