Государство и политические партии
2 ОГЛАВЛЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ | 3 | | 1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ. | 6 | | 1.1. Понятие государства и его признаки. | 7 | | 1.2. Сущность государства. | 10 | | 2. ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | 14 | | 2.1. Понятие политической партии. | 14 | | 2.2. Функции политических партий. | 19 | | 2.3. Типология партии и партийных систем | 23 | | 2.4. Правовое закрепление партий. | 27 | | 2.5. Возникновение и развитие партий. | 30 | | 3. ГОСУДАРСТВО И ПАРТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. | 44 | | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 53 | | БИБЛИОГРАФИЯ | 57 | | Приложение 1. Схема классификации партий по классовой природе | | | Приложение 2. Схема классификации партий по типу организационной структуры | | | Приложение 3. Схема классификации партий по месту и роли в политической системе общества | | | Приложение 4. Схема классификации партий по отношению к форме государственного устройства | | | Приложение 5. Схема классификации партий по отношению к идеологии | | | Приложение 6. Схема классификации партий по отношению к общественному строю | | | Приложение 7. Схема классификации партий по отношению к средствам политической деятельности | | | |
9 ВВЕДЕНИЕ Темой для выпускной квалификационной работы я выбрал "Государство и политические партии", на мой взгляд эта тема наиболее актуальна именно сейчас. Так как политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или много партийные системы. Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга. Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан. Часто сталкиваясь с такой позицией я начал задумываться о том: Что такое политическая партия на самом деле? Как она взаимодействует с обществом и государством? Действительно ли партия представляет интересы большого количества членов общества? Каковы ее конечные цели? Может ли гражданское общество напрямую управлять государством, не прибегая к посредничеству партий и др. Чтобы ответить на эти вопросы и высказать свою позицию на роль политических партий в государстве я и выбрал данную тему. Во время подготовки к написанию данной работы, я изучил большое число нормативно-правовых актов, литературы (как учебной, так и научной следующих авторов: Чудаков М.Ф.; Черниловский З.М.; Федоров В.А.; Павленко Н.И. и др. ) по этой теме, а также беседовал с представителями партий по этим вопросам. В своей работе я попытаюсь проследить в мировом масштабе этапы становления политических партий и возможное с моей точки зрения их будущее, а также каковы были взаимоотношения партий и государства. 1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ. 1.1. Понятие государства и его признаки. С точки зрения науки теории государства и права, государствопредставляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. Такое или близкое к нему определение можно встретить как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В этом определении следует выделить следующие ключевые моменты. 1. Государство - это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой иной организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно является организацией политической власти. 2. Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами (классами, если они есть и явно выделяются). Любое общество объективно плюралистично по своей структуре и по образу жизни и мысли проживающих в нем людей. В любом обществе всегда возникают трения между носителями различных интересов. Как найти их согласование и увязку? Социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов. 3. Есть до духсот различных определений власти, но все авторы сходятся на том, что - это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство при необходимости вмешивается в общественные процессы, воздействует на общественные отношения. Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской и пр.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств. 4. Государство есть организация политической власти определенного общества. "Государство вообще", как известно, бывает лишь в теории, в обобщении. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ. Нельзя, конечно, умалять значение государственно-правовых обобщений. Именно из обобщений деятельности конкретных государств выводятся параметры наиболее совершенного государства, и с этих позиций оцениваются конкретные государства. Однако, когда речь идет о государстве как организации политической власти, следует иметь в виду и параметры общества, на обслуживание интересов которого оно нацеливается. От уровня развития конкретного общества зависит и степень зрелости государственных институтов. Осмысливая понятие государства, необходимо сосредоточить внимание на его признаках, на том, что оно из себя представляет и чем отличается от других организаций в обществе. Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками набор которых различен (в зависимости от точки зрения автора). 1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства. 2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти. 3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. 4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной "машины" необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять. 5. Государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. 6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. 7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающиеся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право - без государстваТеория государства и права курс лекций /По д.ре д.Мату зова Н.И. и Малько А.В.. -М.:2001г. . Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением. В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу, организации обороны страны. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, совершенствования его механизма, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране. 1.2. Сущность государства. Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения, служебной роли и исторической цели. Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшими признаками, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, история которой исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии. Политическая, или государственная, власть - это разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|