реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

реферат
p align="left"> 2. Трудовое законодательство: настоящее и будущее

2.1 Государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства (о новой концепции главы 57 ТК РФ)

Такие правовые понятия, как «государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства... » и защита государственными органами либо иначе - государственная защита трудовых прав и свобод, неоднозначны.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (статья 45).

В статье 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на эффективность правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, к числу которых относятся трудовые права и свободы работников и работодателей.

В соответствии со статьей 352 Трудового кодекса РФ основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

- самозащита работниками трудовых прав;

- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

- государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- судебная защита.

Логично, что статья 352, как и глава 56. Общие положения, закреплены в разделе XIII Трудового кодекса РФ «Защита трудовых прав и свобод...» И в этом контексте в большей мере согласуется с указанными принципиальными нормами Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Однако название указанного третьего основного способа защиты и аналогичное название главы 57 Трудового кодекса РФ, а также группа отношений по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) над соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 1 ТК РФ), не совсем соответствуют основополагающим положениям и названию раздела XIII Трудового кодекса РФ.

Более того, представляется, что такие правовые понятия, как «государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства... » (глава 57 ТК РФ) и защита государственными органами либо иначе - государственная защита (во внесудебном порядке трудовых прав и свобод, неоднозначны.

Прежде всего, содержание понятия «защита трудовых прав и свобод» (как и вообще защита прав и свобод человека и гражданина должна включать в качестве обязательного (конститутивного) признака - восстановление нарушенного права либо устранение препятствий для его реализации.

Другим обязательным признаком защиты трудовых прав и свобод должна быт деятельность юрисдикционных органов, профсоюзных и иных некоммерческих организаций (представителей работников и работодателей) либо самого человека и гражданина, то есть самозащита.

И последним обязательным признаком защиты трудовых прав и свобод является наличие определенных процессуальных форм защиты (за исключением, пожалуй, самозащиты).

Нельзя не учитывать и этимологическое значение терминов «надзор» и «контроль», «Надзор» - это орган, группа лиц для наблюдения за кем/чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил.

«Контроль» - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. Контроль над работой. Лица, занимающиеся этим делом, - контролеры.

Тогда как термин «защита» означает то, что защищает, служит обороной; защищающая сторона в судебном процессе и т.д.

С учетом этого рассмотрим последовательно нормы главы 57 Трудового кодекса РФ и определимся в принципиальном смысле: являются они или не являются нормами о защите трудовых прав и свобод работников и работодателей.

Так, статья 353 Трудового кодекса РФ предусматривает органы государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К ним относятся:

- федеральная инспекция труда;

- иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по надзору и контролю над соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;

- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления (внутриведомственный государственный контроль);

- Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры (государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства).

Уместно подчеркнуть, что часть 2 статьи 353 ТК РФ несколько не согласуется с ее названием, а, по сути, она ближе к институту охраны труда (раздел X Кодекса). Не случайно статья 210 Трудового кодекса РФ закрепляет в качестве основного направления государственной политики в области охраны труда «государственный надзор и контроль над соблюдением государственных нормативных требований охраны труда» (см. также статью 216 ТК РФ).

Исходя из указанных принципиальных положений Конституции Российской Федерации, Европейской конвенции, раздела XIII и статьи 352 Трудового кодекса РФ и основных признаков понятия защиты трудовых прав и свобод, вызывает недоумение закрепление в главе 57 Кодекса не только статьи 353, но и целого ряда иных статей и норм.

В частности, статья 354 ТК РФ предусматривает, что федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащие нормы трудового права, главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. [6]

Естественно, возникает вопрос: какое отношение имеют нормы статей 353 и 354 ТК РФ к защите трудовых прав и свобод и к трудовому праву вообще?! Нормы этих статей со всей очевидностью должны быть отнесены к другой отрасли российского права - административному праву.

В рассматриваемом контексте несколько солидаризуются с концепцией защиты трудовых прав и свобод нормы статьи 355 Трудового кодекса РФ, в которой предусмотрены принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда.

В соответствии с этой статьей деятельность федеральной инспекции труда и должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

- обеспечение соблюдения и зашиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, содержание этой, безусловно, важной статьи все же выходит за пределы предлагаемой концепции, ибо только первая задача федеральной инспекции в большей мере соответствует замыслу основополагающей статьи 352 ТК РФ.

В целом создается впечатление, что глава 57 Трудового кодекса РФ направлена не на защиту трудовых прав и свобод, а является правовой основой деятельности государственных инспекций труда в качестве функции исполнительной власти, то есть содержит административно-правовое начало.

В данном аспекте классическим примером является статья 356 Кодекса. Так, в соответствии с возложенными на нее задачами, федеральная инспекция труда реализует следующие полномочия:

- осуществляет государственный надзор и контроль над соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составлении протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры к их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

- осуществляет надзор и контроль над соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

- анализирует состояние и Причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

- принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применения технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

- запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; а осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового прав ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

- готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

- иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. [3]

В большей мере к административному праву относится статья 357 Трудового кодекса РФ, предусматривающая основные права государственных инспекторов труда "определяющая их административно-правовой статус.

Так, государственные инспектора труда при осуществлении государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.