реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственный контроль (общая характеристика и особенности в Украине)

реферат
p align="left">Рассмотренные нормативно-правовые акты можно отнести к регулирующим сферу государственного контроля, поскольку их содержания отвечают определению государственного контроля, который является проверкой уполномоченным на то субъектом соответствия (несоответствия) объекта контроля тем законным требованиям, которые к нему предъявляются. Шульга А.М. Теория государства и права. (Учебное пособие для подготовки к государственному экзамену). -- Х.: НУВД, 2006. -- с. 67. Присутствуют все составляющие определения: объект контроля; субъект, его контролирующий; и требования, предъявляемые к объекту.

Классификация и принципы государственного контроля

Рассматривая государственный контроль как общее теоретическое понятие следует выделить основные критерии, с помощью которых можно характеризовать тот или иной вид контроля. В частности, существует разделение контроля во времени, то есть наличие определенных стадий контроля, следующих одна за другой и взаимозависимых. Первая временная стадия любой контрольной деятельность - информационная, то есть сбор, получение информации об объекте контроля. Здесь следует сказать, что получение сведений может быть активным, когда субъект государственного контроля самостоятельными усилиями получает информацию об объекте, или пассивным, когда объект контроля (надзора) сам предоставляет информацию о себе субъекту, его контролирующему. Причём, эта обязанность - передавать информацию субъекту контроля, закреплена законодательно, например, налоговая администрация проводит информационную стадию контроля на основании обязательных отчетов предпринимателей Закон України “Про державну податкову службу в Україні”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 6, ст. 37. (стаття 11 “Права органів державної податкової служби”).. Данная стадия контроля соответствует таким видам деятельности как аудит и мониторинг, целью которых, в том числе, является получение информации об объекте аудита или мониторинга, а для аудита - ещё и определение выводов, то есть оценочная стадия контроля или анализ. Таким образом, можно сказать, что мониторингу соответствует первая временная стадия контроля - информационная, аудиту - первая и вторая стадия (информационная и оценочная). Говоря о надзоре, мы обычно включаем в это понятие как сбор информации (информационная стадия), так и анализ (оценочная стадия). Что же касается третьей стадии контроля - то применительно к надзору, следует сказать, что «надзирающий» субъект тоже может выполнять регулятивную функцию, однако в этом случае она имеет пассивную форму, так как объект надзора не подчинен непосредственно субъекту, невозможно активное влияние субъекта надзора на объект. В качестве примера приведём прокурорский надзор: прокурор не может отменить действие нормативно-правового акта местных властей, но в его компетенции - подать протест, представление или обратится в суд по этому поводу Закон України “Про прокуратуру”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 53, ст. 793. (стаття 20 “Полномочия прокурора”)., например, прокурор Харьковской области опротестовал решение горсовета о присвоении русскому языку особого статуса. Газета «Вечерний Харьков». 31 мая 2006 г. №58. //<http://vecherniy.kharkov.ua/print.php?Division=authority&id=4299> Заключающей стадией контроля (собственно практическая реализация) является регулятивная стадия. В этой стадии субъект контроля оказывает регулирующее воздействие на объект контроля, целью которого является установление соответствия объекта тем правомерным требованиям, которые к нему предъявляются. Шульга А.М. Теория государства и права. (Учебное пособие для подготовки к государственному экзамену). -- Х.: НУВД, 2006. -- с. 67. Таким образом, регулятивная стадия характерна только для контроля (в отличие от надзора, мониторинга, аудита), однако включающего и другие стадии, предшествующие регулятивной фазе (схема 1).

Схема 1. Временны?е стадии государственного контроля

Стадии государственного контроля

1. Информационная

2. Оценочная

3. Регулятивная

пассивная форма (косвенное воздействие)

активная форма (прямое воздействие)

мониторинг

анализ

аудит

Надзор

контроль

ось времени

В демократических государствах основополагающим при осуществлении государственного контроля является принцип верховенства права. Принцип верховенства права - основополагающий принцип демократического государства, является выражением идей примата права над государством, приоритета прав человека в обществе, проявляется в верховенстве Конституции и правовых законов. Шульга А.М. Теория государства и права. (Учебное пособие для подготовки к государственному экзамену). -- Х.: НУВД, 2006. -- с. 84. В сфере государственного контроля этот принцип определяет преимущество, первоочередность прав человека по отношению к желаемым результатам контроля. В качестве примера можно привести рассмотренный выше закон “Об административном надзоре над лицами, освобожденными с мест лишения свободы”: цели надзора, установленные этим законом не могут достигаться в ущерб правам лиц, являющихся объектом надзора. Обязательным при осуществлении государственного контроля является принцип законности. Правовая законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. -- М.: Издательство НОРМА, 2002. -- с. 530. Применительно к государственному контролю, например, можно говорить о недопустимости противопоставления законности и целесообразность, когда достижение результатов контроля важнее, чем соблюдение законов, регулирующих контрольную деятельность. Презумпция добропорядочности, по аналогии с презумпцией невиновности, означает предположение о законопослушности, добропорядочности лица до тех пор, пока не доказано обратное. В данном контексте презумпция добропорядочности должна применяться по отношению к объекту контроля. В противном случае все объекты контроля будут «подозреваемыми», а сам контроль может свестись к поиску «виноватых», что скорее характерно для тоталитарных «полицейских» государств и недопустимо для демократических. функции («коммуникативная», «сигнальная», «превентивная»)

Субъектная классификация государственного контроля

В следующей части данной работы государственный контроль будет рассмотрен как деятельность уполномоченных на проведение контроля субъектов. Следует сказать, что разделение видов контроля по субъектам с учетом объектов контроля является условным, так как один субъект может оказывать контролирующее воздействие в разных сферах. И в то же время, один объект могут контролировать несколько субъектов. Контрольными структурами Украины являются: Президент, Кабинет Министров, Конституционный суд, Уполномоченный по правам человека, прокуратура, Счетная палата законодательного органа, аудиторские структуры Центрального банка Украины, налоговая администрация и др. Контрольную деятельность осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, однако она производится как в разном объеме, так и в различных вопросах и сферах правового регулирования. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. -- Харьков: Консум; Университет внутренних дел, 2000. -- С. 551. Рассмотрим основные субъекты государственного контроля в Украине (схема 2).

Схема 2. Субъекты государственного контроля Украины

Верховная Рада Украины, являясь единственным законодательным органом, осуществляет общий государственный контроль в рамках своих полномочий (статья 85 Конституции Украины), как-то: принятием законов (пункт 3), контроль над деятельностью Кабинета Министров (п. 13), установлением руководящего кадрового состава государственных органов (п. 17-21). Исходя из этого, можно сказать, что парламент осуществляет контроль над деятельностью исполнительной власти. Также важным есть то, что парламент Украины является субъектом инициирования конституционного контроля. Согласно закону «О Конституционном Суде Украины» субъектами права на конституционное представление («подання») по вопросам конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады АРК являются (в парламенте) не менее 45-ти народных депутатов, а также Уполномоченный Верховной Рады по правам человека (омбудсмен). Закон України “Про Конституційний Суд України”. Газета “Голос України” від 22.10.1996. Что касается омбудсмена, то украинский вариант этого органа (Уполномоченный Верховной Рады по правам человека) относится к так называемым «законодательным» омбудсменам, назначается парламентом, причём такая практика действует в большинстве стран. Марцеляк О.В. Інститут омбудсмана: теорія і практика. Монографія. -- Х.: Видавництво Національного університету внутрішніх справ, 2004. -- С. 349. Поэтому деятельность отечественного омбудсмена можно отнести к парламентскому контролю. Это также устанавливается статьей 101 Конституции: «Парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека». Юридическим результатом контрольно-надзорной деятельности омбудсмена являются акты реагирования Уполномоченного - конституционные представления и представления. Конституционное представление - «акт реагирования в Конституционный Суд Украины относительно решения вопроса о соответствии Конституции Украины закона Украины или другого правового акта…». Представление Уполномоченного - «акт, который вносится Уполномоченным в органы государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий...для принятия соответствующих мер...для устранения установленных нарушений прав и свобод человека и гражданина». Закон України “Про Уповноваженного Верховної Ради з прав людини”. Газета “Голос України” від 20.01.1998.

Парламентский контроль также охватывает такую важную сферу государственной жизни как бюджетная. Статья 98 Конституции Украины гласит, что: «Контроль от имени Верховной Рады Украины за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием осуществляет Счетная палата. Таким образом, можно сказать, что парламентский контроль в бюджетной сфере осуществляет специальный орган в структуре высшего законодательного органа Украины - Счетная палата. Этот орган, подотчётный Верховной Раде осуществляет такие функции как: контроль над исполнением Государственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ; контроль эффективности управления средствами Государственного бюджета Государственным казначейством Украины. Закон України “Про Рахункову палату”. Газета “Голос України” вiд 29.10.1996 - № 204.

Являясь гарантом Конституции (ст. 102 Конституции Украины), Президент Украины имеет право обращения в Конституционный Суд по вопросам конституционности нормативно-правовых актов. Таким образом, Президент инициирует конституционный контроль. Кроме того, президент назначает или вносит представления о назначении руководства ряда государственных органов, деятельность которых связана с государственным контролем в разных сферах, например: Генеральный прокурор, половина состава Совета НБУ, Главы СБУ и т.д. (статья 106 Конституции Украины).

Важным субъектом, осуществляющим надзорную деятельность в Украине, является прокуратура. Объектами прокурорского надзора согласно закону «О прокуратуре» являются: Кабинет министров, центральные органы исполнительной власти, органы государственного и хозяйственного управления и контроля, местные Советы, военные части, политические партии, гражданские организации, предприятия, учреждения, организации, граждане и др. Среди надзорных функций прокуратуры также можно выделить: а) надзор над соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность; б) надзор над соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах; в) надзор над соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (статья 121 Конституции Украины). Фактически, можно сказать, что прокурорский надзор за соблюдением и правильным использованием законов относится к деятельности всех юридических и физических лиц в Украине.

Согласно Конституции Украины (статья 116) Кабинет Министров Украины «направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти». Закон «О Кабинете Министров Украины» уточняет, что он также «контролирует деятельность этих органов». Закон України “Про Кабінет Міністрів України ”. Газета “Голос України” від 02.02.2007, № 19. Таким образом, Кабинет Министров осуществляет в Украине государственный контроль в сфере исполнительной власти. В свою очередь, в системе исполнительной власти существуют органы, основной деятельностью которых является контроль, например: налоговая администрация, контрольно-ревизионное управление и т.д. Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти. Она осуществляет контроль над своевременностью, достоверностью, полнотой расчета и уплаты налогов и сборов, контроль над валютными операциями, над соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке, а также контроль наличия свидетельств о государственной регистрации и лицензий; контроль над соблюдением исполнительными комитетами поселковых и сельских советов порядка принятия и учета налогов и т.д. Закон України “Про державну податкову службу в Україні”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 6, ст. 37. В составе исполнительной власти можно привести пример еще одного органа, основной деятельностью которого является контроль - Главное контрольно-ревизионное управление (КРУ) при Министерстве финансов Украины. Главными функциями КРУ являются: ревизии финансово-хозяйственной деятельности, использования и сохранения финансовых средств; государственный финансовый аудит исполнения бюджетных программ, деятельности бюджетных заведений, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики. Закон України “Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні”. Газета “Голос України” від 02.03.1993. Из этого можно сделать вывод, что если Счетная палата осуществляет общий контроль над поступлениями в бюджет, распределением доходов, то КРУ контролирует использование финансовых ресурсов. Государственный финансовый контроль осуществляется КРУ в формах государственного финансового аудита и инспектирования.

Важную роль для развития конкурентоспособной рыночной экономики в Украине играет Антимонопольный комитет Украины (АМК) - государствен-ный орган со специальным статусом, целью которого является государственная защита конкуренции в предпринимательской деятельности. АМК подконтролен Президенту Украины и подотчетен Верховной Раде. Основными заданиями АМК являются: государственный контроль над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; контроль над концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен на товары, которые производятся субъектами природных монополий. Закон України “Про Антимонопольний комітет України”. Газета “Голос України” від 21.12.1993.

Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надзор соответственно положениям Конституции Украины, Закона Украины «О Национальном банке Украины», других законодательных актов и нормативно-правовых актов Национального банка Украины. Согласно статье 100 Конституции Украины: «Совет Национального банка Украины разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль над её проведением». Согласно закону «О Национальном банке Украины» Национальный банк Украины является центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления. Национальный банк Украины является экономически самостоятельным органом, который осуществляет расходы за счет собственных доходов в пределах утвержденной сметы, а в определенных законом случаях - также за счет Государственного бюджета Украины. Национальный банк является юридическим лицом, имеет отдельное имущество, которое является объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении. Национальный банк не отвечает по обязательствам органов государственной власти, а органы государственной власти не отвечают по обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно берут на себя такие обязательства. Закон України “Про Національний банк України”. Відомості Верховної Ради України від 23.07.1999 - 1999 р., № 29, ст. 238. Таким образом, Национальный банк Украины осуществляет контролирующее воздействие в сфере денежно-кредитных и финансовых отношений в государстве.

Обязательным условием сохранения демократии в государстве является соблюдение законодательства, регулирующего волеизъявление народа. Специальным государственным органом, обеспечивающим контроль в этой сфере, является Центральная избирательная комиссия (ЦИК). В компетенцию данного органа входят обеспечение организации подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине; обеспечение реализации и защиты конституционных избирательных прав граждан Украины. Закон определяет такие полномочия ЦИК как: контроль над соблюдением требований законодательства Украины о выборах и референдумах вообще, и контроль над соблюдением этого законодательства субъектами избирательного процесса (например, политическими партиями) в частности. Также ЦИК контролирует целевое использование бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, порядок поступления, учета и использования средств избирательных фондов политических партий. Закон України “Про Центральну виборчу комісію”. Газета “Голос України” від 09.07.2004. № 125.

Кроме того, можно выделять государственные органы, объектом контроля которых являются правопорядок - милиция; государственная безопасность - СБУ.

Список использованных источников и литературы

1. Андрійко О.Ф. Державний контроль в Україні: організаційно - правові засади. -- К.: Наукова думка, 2004.

2. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 7, 3-е издание. Гл. ред. Прохоров А.М. -- М.: издательство «Советская энциклопедия», 1972.

3. Большой юридический словарь /[В.А.Белов, В.В.Бойцова, Л.В.Бойцова и др.]; Под ред.: А.Я.Сухарев, В.Е.Крутских . -2-е изд., перераб. и доп. -- М. :ИНФРА-М, 2003.

4. «Вечерний Харьков», газета. 31 мая 2006 г. №58. //<http://vecherniy. kharkov.ua/print.php?Division=authority&id=4299>

5. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т.2/ Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. -- М.: «Статут», 2002.

6. Гроші та кредит: підручник. За заг. ред. М.І. Савлука. 3-е видання. -- К.: КНЕУ, 2002.

7. Декрет Кабінету Міністрів України “Про державний нагляд за додержанням стандартів, норм і правил та відповідальність за їх порушення”. Відомості Верховної Ради, 1993, № 23, ст. 247.

8. Закон України “Про адміністративний нагляд за особами, звільненими з місць позбавлення волі”. Відомості Верховної Ради, 1994, № 52, ст. 455.

9. Закон України “Про Антимонопольний комітет України”. Газета “Голос України” від 21.12.1993.

10. Закон України “Про державний контроль за використанням та охороною земель”. Відомості Верховної Ради, 2003, № 39, ст. 350.

11. Закон України “Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні”. Газета “Голос України” від 02.03.1993.

12. Закон України “Про державну податкову службу в Україні”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 6, ст. 37.

13. Закон України “Про Кабінет Міністрів України ”. Газета “Голос України” від 02.02.2007, № 19.

14. Закон України “Про Конституційний Суд України”. Газета “Голос України” від 22.10.1996.

15. Закон України “Про Національний банк України”. Відомості Верховної Ради України від 23.07.1999 - 1999 р., № 29, стаття 238.

16. Закон України “Про прокуратуру”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 53, ст. 793.

17. Закон України “Про Рахункову палату”. Газета “Голос України” вiд 29.10.1996 - № 204.

18. Закон України “Про Уповноваженного Верховної Ради з прав людини”. Газета “Голос України” від 20.01.1998.

19. Закон України “Про Центральну виборчу комісію”. Газета “Голос України” від 09.07.2004. № 125.

20. Законодательная база информационной системы Верховной Рады Украины (http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi)

21. Конституція України. Відомості Верховної Ради України від 23.07.1996 - 1996 р., № 30, стаття 141.

22. «Корреспондент», журнал. 2 декабря. 2005 г. - <http://www.kor-respondent.net/ main/137992>

23. Марцеляк О.В. Інститут омбудсмана: теорія і практика. Монографія. -- Х.: Видавництво Національного університету внутрішніх справ, 2004.

24. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. -- М.: Издательство НОРМА, 2002.

25. Новий тлумачний словник української мови. У 4 т. 2 т. -- К.: Аконіт, 1999.

26. Опенышев С.П., Жуков В.А. Доктрина государственного контроля. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 11, 1999 г. // Официальный сайт Счетной палаты РФ. - <http://www.ach.gov.ru/bulletins/1999-11.php>.

27. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. -- Харьков: Консум; Университет внутренних дел, 2000.

28. Словарь русского языка. Под ред. Ожегова С.И. 4-е изд. -- М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1960.

29. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.М. . -- М.: издательство «Советская энциклопедия», 1990.

30. Шульга А.М. Теория государства и права. (Учебное пособие для подготовки к государственному экзамену). -- Х.: НУВД, 2006.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.