p align="left">Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФК); Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации; Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации; Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации; Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации; Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования; Муниципальные ценные бумаги; Муниципальные гарантии; Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг; Государственные федеральные облигации (ГФО) ; Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации. Классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены такие виды как: Государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего Союза ССР; Задолженность Правительства Российской Федерации по кредитам, полученным от Центрального банка Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета в 1991 - 1994 годах, включая задолженность по процентам; Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом; Государственные казначейские векселя; Задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком Российской Федерации странам СНГ; Задолженность Пенсионному фонду Российской Федерации по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий; Задолженность предприятиям топливно - энергетического комплекса и другим отраслям промышленности. Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав внутреннего государственного долга. 3.2 Государственный долг субъектов Российской ФедерацииНекоторые оценки объема накопленных долгов субъектов Федерации Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов - занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах). Подобное положение сохраняется и в настоящее время, хотя ситуация несколько изменилась в связи с принятием Бюджетного кодекса (который, однако, все еще не введен в действие). Кодексом установлен предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации - 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования - 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Фактически из вышеприведенного следует, что средства, аккумулируемые с помощью заимствований, не могут направляться на финансирование расходов по обслуживанию ранее сформированного долга, а также не могут быть использованы на погашение долга субъекта Федерации. В известной степени данное положение противоречит статье 105, определяющей процесс реструктуризации долга как погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий и сроков их погашения. 3.3 Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояниеВ последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора: - высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; - неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению; - высокая доходность государственных ценных бумаг. Состояние внутреннего государственного долга (Таблица3) Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд руб. В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 декабря составляют ОФЗ-АД - 372,26 млрд руб. (на 2,35 млрд больше, чем на 1 ноября). Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (на 9,03 млрд меньше, чем на 1 ноября);
ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);
ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);
ГКО - 2,72 млрд руб. (на 2,47 млрд руб. меньше, чем на 1 ноября).
В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 5,86 млрд руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб. Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб. Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб. (08.01.04 11:01:00)
Департамент управления государственным внутренним долгом Минфина сообщает, что по состоянию на 1 января сумма государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) составила 663,53 млрд руб. и увеличилась за месяц на 3,16 млрд руб.
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 января составляют ОФЗ-АД - 375,42 млрд руб. (на 3,16 млрд больше, чем на 1 декабря). Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (+0,0002);
ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);
ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);
ГКО - 2,72 млрд руб. (без изменений).
В целом за год государственный внутренний долг увеличился на 9,02 млрд руб., или на 1,4 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб. Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд руб.
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 марта составляют ОФЗ-АД - 405,093 млрд руб. (на 13,6 млрд больше, чем на 1 февраля). Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 187,693 млрд руб. (-3,624 млрд);
ОФЗ-ПД - 50,471 млрд руб. (-0,005 млрд);
ОФЗ-ПК - 24,100 млрд руб. (-0,001 млрд);
ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);
ГКО - 6,649 млрд руб. (+3,927 млрд) Финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд руб.ОФЗ-ФК - 10,7 млрд рублей, ОФЗ-АД - 21,0 млрд рублей, ОФЗ-ПД - 1,7 млрд рублей. В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе ОФЗ-ФК - на 0,07 млрд рублей, ОФЗ-АД - на 0,79 млрд рублейОФЗ-ПД - на 0,56 млрд рублей и составили 31,9 млрд рублей. Кроме того, за отчетный период были произведены выплаты процентов по векселям АПК в сумме 0,6 млрд. рублей. Таким образом, кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации составили 32,6 млрд рублей. Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г составил порядка 850 млрд руб против 756,82 млрд руб на 1 января 2005 г В 2006 г Минфин планирует привлечь посредством выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд руб, чистое привлечение в 2006 г составит 170 млрд руб. Общее привлечение в 2007 г составит 290 млрд руб, чистое привлечение - 200 млрд руб. Общее привлечение в 2008 г составит 340 млрд руб, чистое привлечение - 230 млрд руб. Таким образом, общее привлечение за период 2006-2008 гг составит 870 млрд руб, чистое привлечение за этот период - порядка 600 млрд руб. Говоря о размещении государственных облигаций в 2006 г Минфин будет размещать новые выпуски десятилетних ОФЗ с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги - в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд руб, 15-летних - до 90-100 млрд руб. Кроме того, Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11 месяцев 2005 г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе которых было привлечено средств 103,2 млрд руб, и осуществил доразмещение на сумму 46,3 млрд руб.Глава4. Внешний государственный долг По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объем ее внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные показатели в таких странах - экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций. (Таблица 4) Несмотря на увеличение доходов российского бюджета в % от ВВП, в долларовом выражении они только сейчас выходят на докризисный уровень. (Схема 1 и 2) До кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему курсообразованию сделали, с одной стороны, объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми в рублевом выражении. Состояние внешнего государственного долга (Таблица 5) Государственный внешний долг РФ за 2004 год снизился на 9,2 млрд.. долл. и составил на 1 января 2005г. 110,5 млрд. долл. При расчетах в евро российский госдолг за минувший год снизился на 14,6 млрд. евро - до 81,1 млрд. евро. Согласно предварительной информации Минфина РФ, задолженность странам-участницам Парижского клуба за год снизилась на 4,6 млрд. долл. с 47,7 млрд. долл. (38,2 млрд. евро) и на 1 января 2005 года составила 43,1 млрд. долл. (31,7 млрд. евро). Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, уменьшилась на 0,4 млрд. долл. - с 7 млрд. долл. (5,6 млрд. евро) до 6,6 млрд. долл. (4,9 млрд. евро). Коммерческая задолженность РФ за 2004 год снизилась на 0,9 млрд. долл. - с 3,8 млрд. долл. (3,1 млрд. евро) до 2,9 млрд. долл. (2,1 млрд. евро). Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась на 2,4 млрд. долл. - с 12,1 млрд. долл. (9,6 млрд. евро) до 9,7 млрд. долл. (7,1 млрд. евро). Задолженность перед Международным валютным фондом (МВФ) уменьшилась на 1,6 млрд. долл. - с 5,1 млрд. долл. (4,1 млрд. евро) до 3,5 млрд. долл. (2,6 млрд. евро), перед Всемирным банком - на 0,6 млрд. долл. - с 6,6 млрд. долл. (5,3 млрд. евро) до 5,7 млрд. долл. (4,2 млрд. евро), долг ЕБРР по сравнению с началом 2004 год не изменился и составил 0,4 млрд. долл. (0,3 млрд. евро). Госдолг России, выраженный в еврооблигациях за 2004 год, сократился на 0,3 млрд. долл. - до 35,4 млрд. долл. (долг в евро не изменился и составил 25,9 млрд. евро). Госдолг в ОВГВЗ не изменился в долларовом исчислении и составляет 7,3 млрд. долл., но уменьшился на 0,5 млрд. евро - до 5,3 млрд. евро. Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России, снизилась на 0,7 млрд. долл. - с 6,2 млрд. долл. (5 млрд. евро) до 5,5 млрд. долл. (4 млрд. евро).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|