реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственный арбитраж в СССР

реферат
н заключается в том, что дело может быть передано на рассмотрение арбитража лишь после принятия сторонами мер в установленном порядке. Данный порядок предусмотрен в ряде нормативных актов и подлежит обязательному соблюдению. Арбитраж не вправе рассматривать исковые заявления, если заявитель не обратился с претензией к контрагенту.

Следующим принципом выступает арбитрирование.

Под арбитрированием как принципом арбитражного процесса понимается активное участие представителей сторон не только в рассмотрении дела, но и в его разрешении, т.е. принятии вместе с арбитром решений по делу.

Нормативную базу принципа арбитрирования составляют Ст. 14 и Ст. 18 закона “ О Государственном арбитраже в СССР” и Ст. 5 и Ст. 7 Правил рассмотрения хозяйственных споров Госарбитражем.

Принцип арбитрирования действует в полную силу и в случае, если представители сторон не приходят к соглашению по существу спора, либо в ходе разбирательства дела они принимали участие в принятии множества промежуточных решений, оформляемых определениями: об отложении дела, его приостановлении, привлечении второго ответчика или истца, истребовании дополнительных доказательств, назначении экспертизы, сверки расчётов и др. Арбитр и представители сторон совместно не только исследуют, но и оценивают доказательства, выслушивают заключения по делу других участников процесса и совершают иные действия.

Принцип состязательности заключается в том, что основным адресатом его являются главные участники спора - стороны, одна из которых заявляет требование в форме претензии, иска, другая возражает против него. Принцип состязательности определяет объём, направленность действий участников арбитражного процесса по установлению необходимых для принятия решения фактов и обстоятельств.

Быстрота, экономичность процесса-ещё один принцип. Сущность данного принципа состоит в наделении органов арбитража и иных органов, разрешающих хозяйственные споры процессуальным порядком, обеспечивающими правильное решение споров, защиту прав и интересов организаций, народного хозяйства в целом экономически правовыми средствами и в максимально короткие сроки. Там же., С.123

Одним из важнейших принципов является принцип активного воздействия при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения, организации в целях укрепления законности в их деятельности. Суть принципа - активное воздействие арбитража при решении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации в целях обеспечения ими соблюдения социалистической законности, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, искоренение проявлений местничества и ведомственности в хозяйственной деятельности, неуклонное применение установленных законом или договором мер имущественной ответственности за нарушение государственной дисциплины, допускаемое при нарушении плановых и договорных обязательств.

6. Рассмотрение споров органами государственного арбитража.

Необходимо уяснить процессуальный порядок рассмотрение споров.

Условия возникновения права на обращение в органы государственного арбитража.

В соответствии в положениями о Госарбитражах союзных республик, “Правилами рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража” и другими нормативными актами Госарбитраж может принять к своему производству спор лишь при соблюдении сторонами определённых условий.

Каковы же условия возникновения права на обращение в Госарбитраж?

По общему правилу возбуждение дела в арбитраже возможно по заявлению заинтересованной стороны. Кроме того дело может быть рассмотрено по предложению вышестоящих органов по отношению к непосредственно заинтересованным в разрешении дела учреждениям и предприятиям, а также по поручению Совета Министров и исполкомов местных Советов, при которых состоят арбитражи и по указанию вышестоящего Госарбитража. Кроме того арбитражи вправе возбудить дела и по своей инициативе, если в их распоряжении имеются документальные данные о нарушении учреждениями, предприятиями и организациями плановой, договорной или финансовой дисциплины.

Под заинтересованной стороной понимается правоспособная организация, полагающая свои права оспоренными или нарушенными. Следовательно, прежде всего при приёме заявления органы Госарбитража должны проверять наличие правоспособности и юридического интереса у заявителя.

При приёме заявления о возбуждении арбитражного производства необходима проверка подведомственности спора арбитражу.

Важным условием возбуждения дела в арбитраже является предварительное принятие заявителем мер к непосредственному урегулированию возникшего спора, в целях предотвращения необоснованного обращения в органы арбитража. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.87

Подготовка дела к рассмотрению.

В целях обеспечения своевременного и правильного разрешения спора арбитра совершает все необходимые действия при подготовке дела к рассмотрению. Однако предварительная подготовка - наиболее слабый участок деятельности арбитража. Практика показала, что большинство случаев отложения дела связано с ненадлежащей их подготовкой к рассмотрению.

Трёхдневный срок, установленный для предварительной подготовки дела, исчисляется со дня предъявления иска

Подготовка дела к рассмотрению состоит из двух основных частей - тщательное изучение арбитром материалов дела и совершение им действий, направленных на восполнение недостатков исковых материалов и дополнение их новыми данными. В процессе предварительной подготовки дела должны быть выявлены все обстоятельства, обосновывающие основание и размер заявленных требований и возражений против них.

Также в стадии подготовки дела к рассмотрению арбитра обязан тщательно исследовать представленные доказательства и использовать только те из них, которые допущены в качестве доказательств соответствующими нормами права.

В стадии подготовки дела может быть назначена экспертиза. Представляется, что этот вопрос следует окончательно решать только в том случае, если арбитр располагает как исковыми материалами, так и возражениями ответчика. Экспертиза может проводится с участием сторон, эксперт вправе требовать от них необходимые материалы и доказательства, стороны несут расходы по экспертизе. Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968. С.108

Разбирательство дела.

По твёрдо устоявшейся практике в начале заседания арбитр выясняет, кто из сторон и других участвующих в деле лиц явился, и проверяет полномочия каждого из них.

При неявке ответственного представителя истца, возбудил спор (если он просил рассмотреть дело в его отсутствие), арбитр вправе либо прекратить дело производством, либо отложить его слушанием. Неявка без уважительных причин ответчика не препятствует рассмотрение спора по существу.

Как правило разбирательство дела по существу начинается с изложения обстоятельств дела истцом и обоснования им своих требований; затем выслушиваются возражения ответчика (или ответчиков). Если в деле участвует эксперт, то его заключение обычно заслушивают после объяснений сторон.

В разрешении хозяйственных споров существенное значение принадлежит исследованию и оценке доказательств. Исследовано и оценено должно быть любое представленное сторонами доказательство. Ни одно из них не может быть признано имеющим большую доказательственную силу только по формальным признакам. Для того чтобы был сделан правильный вывод необходимо оценивать все доказательства в совокупности путём сопоставления одного с другим. Нельзя, например, считать бесспорно установленными факты, подтверждённые актом экспертизы.

Итог арбитражного разбирательства -вынесение решения по делу. Однако возможно окончание процесса и без разрешения спора сторон.

Существуют три основные формы окончания дела без вынесения решения: прекращение производством, отложение слушанием и приостановление производства по делу.

К основаниям прекращения дела производством отнесен: а) удовлетворение ответчиком требований истца после предъявления иска; б) неявка в арбитражное заседание истца, либо непредоставление им без уважительных причин затребованных доказательств, если это препятствует разрешению спора и др.

К наиболее типичным случаям отложения следует отнести: а) необходимость привлечения предприятия, организации или учреждения к участию в деле в качестве стороны; б) неполучение истребованных доказательств; в) назначение экспертизы; г) неявка ответственных представителей сторон. Вообще исчерпывающего перечня случаев отложения дела не существует.

Обстоятельства приостановления дела производством обозначены в законе : а) когда дело не может быть решено до разрешения другого дела в суде, арбитраже, третейском суде или иных органах следствия; б) в случае направления Госарбитражем дела в органы следствия для расследования. Там же., С.124

Постановления арбитража по делу.

Решения и определения арбитража.

Резолютивная часть протокола арбитража в зависимости от её содержания может иметь характер решения или определения.

Решением арбитража окончательно ликвидируется спор между сторонами; в этом акте отражается вся предшествующая деятельность по исследованию и оценке доказательств, установлению юридических фактов, применяются правовые нормы к возникшему спору и ликвидируется неопределенность во взаимоотношениях сторон. Принуждая стороны к выполнению возложенных на них законом или договором обязанностей, арбитраж осуществляет активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепление хозяйственного расчёта.

К решению арбитража предъявляются определённые требования: а) решения арбитража должны быть обоснованными и законными; б) в решении должны быть указаны мотивы, по которым арбитр пришёл к тому или иному выводу, законы и подзаконные акты, основные условия и договоры, которыми руководствуется арбитр, вынося решение, изложение фактических обстоятельств дела производится в полном соответствии с имеющимися материалами; в) решения должны содержать конкретные ответы относительно всех возникших между сторонами споров.

Решение вступает в силу, если срок в нём особо не указан, в день вынесения решения, а при указании срока исполнения - в день наступления этого срока.

Действие решения арбитража, вступившего в силу, распространяется только на те организации и учреждения, которые были привлечены к рассмотрению спора. Вынесенное решение должно быть оформлено и разослано сторонам не позднее 48 часов с момента его вынесения.

Определениями арбитража являются все его постановления по вопросам, возникающим в связи и по поводу разбирательства спора сторон. Часть определений по своему характеру очень близка к решению, к ним относятся определения, оканчивающие рассмотрение дела без разрешения спорного вопроса по существу (отказ истца от иска, утверждение соглашения сторон и т. д. Большинство же определений касается вопросов частных, связанных с удовлетворением ходатайств сторон, привлечением к делу новых участников, отложением, приостановлением дела и т. д.

Порядок вынесения определений арбитража, их обязательные реквизиты и значение совершенно не регламентированы в правилах арбитражного производства. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961. С.165

Пересмотра решений и определений арбитража.

Для отмены и изменения неправильных решений арбитража установлен своеобразный, не похожий ни на какие аналогичные гражданско- процессуальные институты.

Надзорными инстанциями являются главный арбитр арбитража, вынесшего решение, его заместитель и тот орган, при которым состоит арбитраж, рассматривавший дело.

Надзорное производство может быть возбуждено по заявлению сторон, по инициативе главного арбитра или органа или органа, при котором состоит арбитраж. Просить о пересмотре решения в порядке надзора может также руководитель вышестоящей организации в ведении которой находится учреждение или предприятие - сторона по делу.

Причинами отмены и изменения решений арбитража могут быть: нарушение законов и постановлений правительства, местных органов власти, приказов и инструкций министерств и ведомств, нарушение правил рассмотрения дел и др. Там же., С.198.

Заявление о пересмотре решений оплачиваются госпошлиной в размере 50% ставки, установленной для исковых заявлений. Главный арбитр обязан рассмотреть поданное заявление в течение месяца со дня поступления. Вызов сторон для участия в рассмотрении жалобы не обязателен. Но если это Главный арбитр сочтёт это необходимым, он может вызвать ответственных представителей сторон и рассмотреть жалобу с их участием.

Представляется, что под изменением решения следует понимать все вносимые поправки, не меняющие основной вывод об отказе в иске или его удовлетворении. Эти изменения могут касаться размера присужденных сумм, мотивов, по которым арбитр пришёл к выводу, применённых нормативных актов и т. п. Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968. С.155

7. Арбитраж по новой Конституции СССР 1977 года.

В условиях планового характера народного хозяйства СССР и превращение советской экономики в единый народнохозяйственный комплекс, в управлении которым сочетается централизованное руководство с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий и объединений, большое значение имеет укрепление законности в этой сфере государственной жизни. Поэтому существенно возрастает и роль органов Государственного арбитража, призванных разрешать хозяйственные споры между организациями, учреждениями и предприятиями. С учётом этого правовая регламентация деятельности государственного арбитража поднята на конституционный уровень. Настоятельная потребность в обеспечении единообразного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров, в усилении роли арбитражных органов в деле укрепления хозяйственного расчёта и повышения активности общественного производства продиктовали необходимость централизации системы органов государственного арбитража и более чёткой развёрнутой регламентации полномочий органов государственного арбитража. Это и было осуществлено постановлением Совета Министров СССР “О дальнейшем совершенствовании и деятельности органов государственного арбитража” от 17 января 1974 г. За № 60.

Отныне система органов государственного арбитража включает в себя: Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при советах министров союзных республик, государственные арбитражи при исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов. Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. М., “Знание”, 1978. С.27

Согласно закону о Совете Министров СССР Государственный арбитраж СССР является подведомственным ему органом. Аналогично решён вопрос о государственных арбитражах при правительствах союзных республик.

Однако законно существенно выделяет Госарбитраж из иных подведомственных правительству Союза ССР и союзных республик органов. Будучи союзно-республиканским органом Госарбитраж СССР руководит порученной ему сферой деятельности как правило, через подчинённые ему органы союзных республик. Последние осуществляют руководство Госарбитражами автономных республик, краёв, областей.

Большие и ответственные задачи возложены на органы Госарбитража. В соответствии со Ст.2 закона “О государственном арбитраже в СССР” основными задачами являются:

-обеспечение прав и охраняемых законом интересов предприятия, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров;

-активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации в целях обеспечения ими социалистической законности, выполнения плановых заданий и договорных обязательств;

-обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985. С.12

Конституция СССР подняла на высший законодательный уровень регламентацию задач органов государственного арбитража. “Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, - сказано в ст. 163, - осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.

Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР”.

Принадлежность арбитража к числу органов государственного управления определяет и принципы организации и деятельности арбитражных органов. В отличие от судей арбитры не избираются, а назначаются; дела решаются ими как правило единолично; решения арбитров исполняются государственным банком либо судебными исполнителями на основании приказа Госарбитража, выдаваемого взыскателю одновременно с вынесением самого решения.

Законодательное подтверждение на конституционном уровне сыграло большую роль в развитии арбитражного законодательства.

Заключение.

Итак, Государственный арбитраж является важнейшим органом в системе правового регулирования того времени. На современном этапе развития общества выше рассмотренные обстоятельства и принципы могут показаться недемократичными и не соответствующими рыночной экономике. Однако не стоит заострять свое внимание, как это было принято в середине 90-х годов, и, к сожалению эта тенденция наблюдается у некоторых авторов и по сей день, сугубо на отрицательных признаках работы арбитражной системы того времени. Так, прежде всегда необходимо помнить, что структура государственной власти и уровень развития права всегда соответствует требованиям эпохи и потребностям конкретного общества.

С другой стороны, даже социалистический опыт может дать много полезного современной правовой системе, особенно, если его учитывать.

Список используемой литературы.

Нормативные акты:

1. Арбитраж в СССР / Под ред. А.Ф.Клейнмана. -М.: Изд-во Московского университета. 1960.

2. Арбитраж в СССР / Под ред. К.С. Юндельсона. М., 1984.

3. Арбитражный процесс в СССР / под ред. А.А.Добровольского-М., Московский университет. 1973.

4. Арбитраж :Комментированный сборник важнейших

постановлений Правительства и ведомственных распоряжений по

вопросам арбиража /Сост. Л. И. Марголин, А. С. Серебриер ;

Под общ. ред. и с вступит. ст. И. Гамбурга. -М. :Советское

законодательство,1935.

5. Арбитраж в советском хозяйстве :Комментированный сборник

важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбиража

/Сост. : И. К. Гамбург, В. Н. Можейко, З. И. Шкундин ; Под

общ. ред. И. К. Гамбурга. -М. :Советское законодательство,

1936. .

6. Вопросы советского гражданского права в практике суда и

Арбитража /Под общ. ред. И. Б. Новицкого ; Московский

государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Юридический факультет. -М. :Изд-во МГУ,1959.

7. Государственный арбитраж в социалистических странах /Авт

кол. : С. Брайков, А. Рац, Нгуен Ниен и др. ; Отв ред. Т.Е. Абова ; АН СССР. Ин-т

гос-ва и права. -М. :Наука,1982.

8. Инструктивные указания Государственного арбитража при

Совете Министров СССР :Систематизированный сборник /Отв. за

вып. В. П. Ефимочкин, Ф. Х. Либерман. -М. :Юрид. лит.,1964.

9. Комментарий арбитражной практики. Всесоюзный научно-

исследовательский институт советского законодательства ;

Отв. ред. Е. В. Анисимов. Выпуск 14 / -М. :Юрид. лит.,1981.

10. Комментарий арбитражной практики.Всесоюзный научно-

исследовательский институт советского законодательства ;

Отв. ред. Е. В. Анисимов.Выпуск 11 / -М. :Юрид. лит.,1978.

11. Сборник важнейших постановлений и распоряжений по вопросам арбитража / Под ред. И.К.Гамбурга. М., Советское законодательство, 1936.

---------------------

12. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., Изд-во “Наука”. 1985.

13. Абова Т.Е., Тадевосян В.С. Разрешение хозяйственных споров. М., “Юридическая литература”, 1968.

14. Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. М., “Знание”, 1978.

15. Каллистратова Р.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М., Государственное издательство юридической литературы. 1961.

16. Кипнис, С. С., Петров, И. Н.,

Разрешение хозяйственных споров госарбитражем /Отв. ред.

И. Н. Петров. -М. :Юрид. лит.,1979.

17. Логинов, П. В.

Сущность государственного арбитража. -М. :Изд-во МГУ,

1968.

18. Можейко В.Н.Шкудин.З.И. Арбитраж в советском хозяйстве: Сборник важнейших постановлений и распорояжений с вводной статьей “Арбитраж и арбитражное рассмотрение споров”. М., Юридиздат НКЮ СССР, 1941.

19. Шалюпа, М. П., Донде, Я. А.

Государственный арбитраж в СССР. -2-е изд., переаб. и

доп. -М. :Госюриздат,1959.

20. Конституция (Основной закон) Союза Советских

Социалистических Республик. -М.,1977.

21. Положение об арбитражных комиссиях и правила

Производства дел в арбитражных комиссиях. -М. ;Л. :Рабочий

суд,1926.

22. Собрание постановлений Правительства РСФСР.N 17. -M.:

Юридическая литература,1980.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.