епосредственное руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный штаб Вооруженных Сил, другие органы управления.Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны. Оно является также центральным органом военного управления.Правовой статус Минобороны России закреплен в Федеральном законе "Об обороне", а также в Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. Свою деятельность Минобороны России осуществляет под руководством Президента РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минобороны России.В соответствии с названными правовыми актами Минобороны России разрабатывает и принимает меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организует и осуществляет мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивает финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвует в осуществлении военного строительства в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину.Минобороны России участвует в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине РФ; готовит Президенту РФ предложения по вопросам обороны; осуществляет контроль за состоянием Вооруженных Сил и др. См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)Основными задачами Министерства обороны являются: · разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;· организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации;· обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил;· координация деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны;· участие в осуществлении военного строительства в Российской Федерации;совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил;· разработка мер, направленных на повышение авторитета и престижа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций;· участие в международном сотрудничестве по военным вопросам и др. См.: ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2005 N 1049)Функции Министерства обороны состоят в следующем:§ разработка предложений по расходам на оборону;§ контроль состояния Вооруженных Сил;§ организация эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах;§ организация научных исследований в целях обороны;§ заказ и финансирование производства, закупки и ремонта вооружения и военной техники;§ обеспечение разведывательной деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;§ обеспечение защиты государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;§ организация прохождения военной службы военнослужащими;§ участие в разработке государственных стандартов в области обязательной подготовки граждан к военной службе;§ участие в переговорах по проблемам безопасности;§ оказание в установленном порядке иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала;§ организация работы по созданию и ведению баз данных в области обороны и др. См.: ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2005 N 1049)Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности органов военного управления, других войск и воинских формирований по выполнению задач в области обороны.Генеральный штаб осуществляет стратегическое планирование примененияВооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов военного управления; проводит мероприятия, связанные с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; осуществляет координацию деятельности по проведению в РФ мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы; организует разведывательную работу в целях обороны - собирает сведения о возможной военной агрессии против России и ее союзников, обрабатывает данные об иностранных вооружениях, разработках оружия массового поражения и комплексов противоракетной обороны; разрабатывает предложения по основным вопросам, касающимся подготовки страны к обороне, военной доктрины РФ, структуры, состава, численности, дислокации, задач Вооруженных Сил и т.д.В организации обороны и управлении Вооруженными Силами значительное место отводится военным советам, которые создаются Президентом РФ. Они действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, группах войск, на флотах, в армиях, на флотилиях. В процессе своей деятельности военные советы разрабатывают рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством и развитием Вооруженных Сил, с выполнением мероприятий по поддержанию боевой готовности войск, с организацией обеспечения правопорядка, воинской дисциплины.Военные советы тесно взаимодействуют с органами государственной власти по вопросам обеспечения выполнения правовых актов в области обороны, социально-правовой защиты военнослужащих, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и т. д.Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, Других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота Российской Федерации. Руководит военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и службы.В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами.Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., они создаются Минобороны России и являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных округов (управление флота). Военные комиссариаты отчитываются о своей деятельности перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных округов.На военные комиссариаты возлагается проведение призыва людских ресурсов,поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом; обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в Вооруженные Силы и другие войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу; содействие образовательным учреждениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил лицам.В соответствии со статьей 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной службы в Вооруженных Силах РФ.Организация комплектования Вооруженных Сил определяется двумя основными законами: "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной службе".Установлено, что все мужчины - граждане РФ - обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ. В отдельных случаях, предусмотренных законом, вместо военной службы граждане могут пройти альтернативную службу, правовые основы организации и прохождения которой, к сожалению, еще не получили достаточно полного своего закрепления. На военную службу могут быть приняты граждане женского пола на основе принципа добровольности (по контракту) и при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 28 марта 1998 года (в ред. от 06.07.2006 N 103-ФЗ)Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" закреплена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту). На сегодняшний день Вооруженные Силы комплектуются в основном за счет призыва граждан на военную службу. Служба по контракту только сейчас начинает получать должную степень распространения.Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" так же определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских формированиях, а также в соответствующих органах. Порядок организации и прохождения военной службы в Вооруженных Силах закрепляется не только упомянутым законом, но и Законом "Об обороне", Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и другими нормативными актами органов государственной власти.Военную службу могут проходить лишь граждане РФ. Она подразделяется на действительную службу и службу в запасе.Действительная военная служба - это служба в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских формированиях и органах. Граждане, проходящие действительную военную службу, являются военнослужащими, правовое положение которых определяется Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также другими законами и подзаконными актами.Прохождение действительной военной службы предполагает исполнение военнослужащими воинских обязанностей, к которым относятся: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства (боевой службы); участие в походах и учениях; нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени и т.п. См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 28 марта 1998 года (в ред. от 06.07.2006 N 103-ФЗ) Президент Российской Федерации определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, и утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эту работу, как и издание нормативных правовых актов в области гражданской обороны и организации разработки проектов федеральных законов в области гражданской обороны осуществляет Правительство РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. И в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления наделены определенным комплексом полномочий в области управления обороной, которые реализуются ими в пределах подведомственной территории и в тесном взаимодействии с органами военного управления. Они так же проводят ряд мероприятий по подготовке к защите населения и ценностей при ведении военных действий на территории Российской Федерации. Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение подобных мероприятий опирается на силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы. См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 12 февраля 1998 года (в ред., от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Деятельность органов местного самоуправления в этом направлении предполагает, прежде всего, обеспечение ими на своей территории соблюдения и исполнения законодательных и других правовых актов в области обороны. См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|