реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственное управление в пограничной сфере

реферат
p align="left">Во-первых, ст. 67 (ч. 1) Конституции уже дает определение территории России, воспроизведение которого в федеральном законе (особенно в искаженном виде, как это имеет место в статье 1 Закона о границе) не несет никакой правовой нагрузки и не отвечает принципу нормативной экономии.

Во-вторых, из определения государственной границы изъято указание на то, что она определяет "пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации". Так, в соответствии с частью первой статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, эти районы морских пространств признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 года N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" названный международный договор ратифицирован и на основании ст. 15 (ч. 4) Конституции стал составной частью правовой системы России. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 2 Конвенции ООН по морскому праву, государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а государственный суверенитет России имеется. Вполне возможно, что аналогичным образом может быть разрешен вопрос и на Каспийском море.

Впервые в российском праве законопроектом раскрывается содержание понятия "статус государственной границы", под которым понимается правовое положение государственной границы, обусловленное пространственным пределом действия государственного суверенитета России, а также правилами установления, обозначения, режима и защиты государственной границы.

Особенностью законопроекта является отсутствие в нем понятия "охрана государственной границы". Это обусловлено тем, что действующая Конституция Российской Федерации, в отличие от Конституции (Основного Закона) СССР, принятой 7 октября 1977 г. (пункт 8 статьи 73), применительно к однородной правовой ситуации использует термин "защита государственной границы", а не "охрана государственных границ", как это имело место ранее. Сохранение же искусственной конструкции, созданной в части пятой статьи 3 Закона о границе, где охрана границы признается составной частью ее защиты, невозможно, поскольку в российском праве понятие "охрана" по своему содержанию шире понятия "защита". Это, в частности, вытекает из положений ст. 80 (ч. 2) и 82 (ч. 1) Конституции.

Существенные изменения претерпело понятие содержания режима государственной границы. Согласно законопроекту статус государственной границы обусловливают правила ее установления, обозначения и режима. Как известно из теории права, правовой режим имеет, в известной мере, подчиненное значение по отношению к статусу. В отличие от статуса, правовой режим дает определение юридической природы предмета отношений и содержит требования и принципы поведения субъектов в определенной правовой ситуации. Именно этим обстоятельством и обусловлено включение правил режима государственной границы в раздел законопроекта, посвященный ее статусу. При этом законопроект подчеркивает, что режим государственной границы устанавливается именно в целях обеспечения соблюдения статуса государственной границы.

Согласно законопроекту режим государственной границы включает правила содержания государственной границы, ее пересечения, а также разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением первых двух видов правил. Законопроект предполагает, что конкретное содержание правил режима государственной границы будет определять Правительство Российской Федерации по представлению ФСБ России с учетом требований федеральных законов и международных договоров Российской Федерации.

Представляется, что предложенное законопроектом решение обеспечит большую оперативность и адекватность реагирования на динамично меняющуюся обстановку на конкретных участках государственной границы, а также позволит достичь оптимального соотношения между публичными и частными интересами в вопросах пограничной безопасности.

Отдельная глава законопроекта регулирует вопросы контроля пересечения государственной границы, имеющего первостепенное значение в деле обеспечения соблюдения статуса государственной границы. Впервые в отечественном праве в законопроекте воплощен принцип выборочности пограничного контроля. Согласно этому принципу при осуществлении пограничного контроля пограничные органы вправе ограничиваться проведением только тех мероприятий, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства о статусе и защите государственной границы.

Подобный подход продиктован, в частности, необходимостью реализации поручений Президента и Правительства Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации и Государственной пограничной комиссии об упрощении процедур пограничного контроля российских судов, ведущих промысел водных биоресурсов, связанный с пересечением государственной границы, а также о совершенствовании организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и товаров с целью создания максимально благоприятных условий для пересечения государственной границы.

Впервые в отечественном законодательстве в законопроекте раскрыты формы пограничного контроля, применяемые пограничными органами федеральной службы безопасности. К их числу отнесены проверка документов и сведений, устный опрос, получение пояснений, наблюдение, осмотр транспортных средств и грузов, досмотр транспортных средств и грузов, личный досмотр, осмотр помещений и территорий. Это обусловлено тем, что Конституция и международные договоры России в области прав человека определяют общие принципы установления возможных ограничений его прав и свобод, обязательные для законодателя. Так, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (ст. 8) допускает вмешательство государства в частную жизнь в интересах безопасности в демократическом обществе только тогда, когда это предусмотрено законом. Раскрывая названные понятия, Европейский Суд по правам человека констатировал, что наблюдение за частной жизнью допустимо в тех случаях, если существуют процедуры, гарантирующие соответствие мер наблюдения установленным законом условиям.

При разработке законопроекта учтены также решения Совета Безопасности Российской Федерации и Государственной пограничной комиссии о необходимости сокращения количества государственных контрольных органов, действующих в пунктах пропуска.

Специальная глава законопроекта регламентирует порядок установления пограничных зон и режима в них. Определяется, что пограничные зоны предназначены для создания условий для поддержания режима государственной границы.

Изменения, внесенные в Закон о границе Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусматривают, что пограничные зоны и режим в них определяются "уполномоченными федеральными органами исполнительной власти". Однако этим Федеральным законом не определено, каким именно федеральным органам исполнительной власти дано такое право. Учитывая, что защиту государственной границы на суше и на море осуществляют пограничные органы, установление пограничных зон и их режимов должно осуществляться ФСБ России по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Формулировка понятия "защита государственной границы" в законопроекте подверглась некоторому уточнению по сравнению с Законом о границе (статья 3). Согласно законопроекту, защита государственной границы есть деятельность государственных органов, направленная на недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы. В законопроекте впервые раскрыты принципы осуществления указанной деятельности.

Кроме того, к числу новых положений законопроекта следует отнести вводимое понятие вооруженной защиты государственной границы, которую осуществляют Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. При этом законопроектом предусмотрены рамочные положения об основаниях и порядке применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники в ходе защиты государственной границы, положения которых должны получить свою конкретизацию в соответствующих актах Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем совершенствование правовых основ пограничной деятельности не может исчерпываться лишь принятием нового федерального закона о статусе и защите государственной границе.

Пограничная деятельность должна найти свое адекватное отражение и в новой редакции федерального закона о федеральной службе безопасности.

В рамках совершенствования правовых основ пограничной деятельности надлежит ускорить разработку проектов федеральных законов "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации" и "О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации". В этих законопроектах необходимо предусмотреть четкое разграничение полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества.

Наряду с подготовкой новых законопроектов важно обеспечить необходимую преемственность в вопросах правового регулирования. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. В этой связи в ходе совершенствования правовых основ деятельности пограничной службы представляется важным воздержаться от чрезмерно поспешных "революционных" преобразований и отказа от прежнего опыта, из которого следует извлечь максимальную пользу. Основную роль, по нашему мнению, должен играть принцип систематизации положительно зарекомендовавших себя подходов и наработок, сложившихся еще в рамках Пограничной службы Российской Федерации. Выстроенную таким образом систему следует подвергать постоянному мониторингу и при обнаружении в ней элементов разбалансированности, неадекватности современным угрозам и вызовам оперативно реагировать на выявленные недостатки Концепция развития российского законодательства в целях обеспечения единого правового пространства в России ("Журнал российского права", N 6, июнь 2002 г.).

В целом необходимы разработка и осуществление комплекса последовательных, строго выверенных мер по совершенствованию правовых основ деятельности пограничной службы, предполагающих формирование единой системы законодательства в пограничной сфере.

Заключение

Завершая изучение проблематики курсовой работы, хотелось бы акцентировать внимание на подводимых ниже итогах. Считаю, что целесообразно их рассматривать в логической последовательности, соответствующей содержанию курсовой работы. Итак:

1. Государственное управление -- организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом выполнении функций государства и др. Основным направлением ее является проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство). Государственное управление и осуществляющие его функции, государственные органы - есть составная часть единого механизма государственной власти.

3. Понятие "государственное управление" - более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производная от государственного управления. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

4. Государственное управление базируется на основных положениях -- принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управления. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, процесс управления. Принципы управления образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены. В системе управленческой, исполнительной деятельности они делятся на общие (социально-правовые) и организационные принципы.

Общими принципами являются: объективность, конкретность, активность, сочетание централизации и децентрализации, эффективность и дисциплина.

Организационные принципы управления, исполнительной деятельности, включают в себя две группы. К первой группе относятся принципы: отраслевой, территориальный, линейный, функциональный, двойного подчинения. Во вторую группу организационных принципов входят: рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности, ответственность субъектов этой деятельности за результаты их работы, сочетание единоначалия и коллегиальности.

5. Государственное управление в Пограничной сфере далеко от совершенства, что обязывает ответственных должностных лиц систематизировать данные пограничных отделений, региональных управлений и, пользуясь правом законодательной инициативы, выступать с предложениями в нормотворческой сфере.

Таким образом, мы завершаем изучение данной темы. Однако рассмотренные выше вопросы актуальны и на сегодняшний день, поэтому целесообразно шире и активнее участвовать в разработке названных выше проблем специалистам в области теории государства и государственного управления, политологии и социологии, экономики; конституционного и других фундаментальных отраслей права - финансового, гражданского, уголовного, а также комплексных правовых отраслей.

Список нормативных актов и литературы

Список нормативных актов:

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г., информационная правовая система «Консультант +».

2. ФКЗ «О Правительстве РФ», СЗ РФ 1997 г., № 51. информационная правовая система «Консультант +»;

3. ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» от 31.07.1995 г. информационная правовая система «Консультант +»;

4. «Кодекс РФ об административных правонарушениях», 26.12.2001 г. с изменениями и дополнениями. информационная правовая система «Консультант +»;

5. «Гражданский кодекс РФ»,21.10.1994г. в ред. ФЗ № 182 от 23.12.2003 г. информационная правовая система «Консультант +»;

6. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями и дополнениями). Информационная правовая система «Консультант +»;

7. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти". Информационная правовая система «Консультант +»;

Список учебной и научной литературы:

1. А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М. Козлов «Административное право РФ», 3 изд., исправленное и дополненное, МГУ, М-«Зерцало» 2003 г..

2. А.П.Алехин, Ю.М. Козлов «Административное право РФ»,ч. 1.,МГУ, М-«Теис» 2003 г..

3. Ю.А. Тихомиров. «Курс административного права и процесса», Москва-«Юринформцентр», 2007 г..

4. Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов «Административное право»,МГЮА, М-«Юрист» 2006 г..

5. М.В. Баглай «Конституционное право РФ», М-«Норма-Инфра», 2003 г..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.