Государственное управление конфликтными ситуациями в республике Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИИВЕРСИТЕТ Кафедра экономики РЕФЕРАТ На тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» МИНСК, 2008 ХХ век ушел в историю не только как век атома, космоса, мировых войн, катастроф и стихийных бедствий. Прогресс науки и развитие технологической сферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем развитие техносферы сегодня выступает как необходимое условие выживания человечества. Доказано, что человечество для развития обладает огромными ресурсами. Даже при существующих сельскохозяйственных технологиях Земля может прокормить более 10 млрд человек. И то, что четверть населения Земли в определенные годы голодает, что сотни тысяч людей страдают от чрезвычайных ситуаций, связаны не с пороками техносферы как таковой, а с выбранным вариантом стратегии и принятой обществом шкалой ценностей. Анализ мировой динамики позволяет выделить две ключевые тенденции: взрыв человеческой активности, изменивший мир; глобализация проблем и поиск способов их решения в рамках мирового сообщества. Более 10 лет назад Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию определила концепцию устойчивого развития как путь социального, экономического и политического прогресса, позволяющий удовлетворить нужды настоящего поколения, не подрывая способности будущих поколений удовлетворять их нужды. Данная концепция является в настоящее время основой Декларации по окружающей среде и устойчивому развитию (выработана и подписана на Всемирном форуме по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992г., созванном по инициативе ООН), включающей основные принципы управления экономической деятельностью и поведения в области охраны окружающей среды с целью достижения глобальной устойчивости. Иерархия целей, преследуемых при обеспечении безопасного развития социальной системы, выглядит следующим образом (рис.1) Устойчивое развитие Качество жизни Безопасность Экономика Образование Права Здоровье Социаль- Природа человека ная среда Рис. 1. Иерархия целей, преследуемых при обеспечении безопасного развития социальной системы Развитие цивилизации характеризуется изменениями в благосостоянии человека, в производственной, социальной, интеллектуальной и духовной сферах, а также в природной среде под влиянием человеческой деятельности. При переходе к устойчивому развитию важнейшую роль призваны сыграть все перечисленные факторы. В Республике Беларусь -- первой из стран СНГ -- разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), которая была одобрена в первом квартале 1997г. Национальной комиссией по устойчивому развитию и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь. В НСУР определены модель устойчивого развития нашей страны, национальные ресурсы и социально-экономический потенциал, направления, механизмы и средства осуществления устойчивого развития. Особое внимание уделено сохранению и рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. В качестве важнейших компонентов модели устойчивого развития рассматриваются следующие блоки: геополитические и социально-экономические особенности Республики Беларусь; экологический императив и другие требования устойчивого развития; критические элементы и потенциальные угрозы устойчивому развитию; стратегические и тактические цели устойчивого развития Беларуси. Так, в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000г. в качестве перспективной была принята модель социально ориентированной рыночной экономики. Важнейшее значение для перехода к устойчивому развитию имеет экологический потенциал, который характеризует возможность страны в сохранении природных ландшафтов и рациональном использовании всех компонентов биосферы в интересах человека. При переходе к устойчивому развитию общества необходимо учитывать сложившуюся и прогнозируемую демографическую ситуацию в стране. За последние годы в Республике Беларусь определился ряд неблагоприятных демографических тенденций: снижение рождаемости, рост смертности и как следствие -- сокращение общей численности населения. Чернобыльская катастрофа усилила и без того неблагоприятные демографические тенденции, повлияла на здоровье и воспроизводство будущих поколений, внесла серьезные изменения в миграционные процессы. Выезд большого количества населения из зон загрязнения изменил характер расселения на территории страны, деформировал сложившуюся структуру миграционных потоков. Переход Республики Беларусь к устойчивому развитию предопределяет необходимость обеспечения стабильности и эффективности социально-экономического развития, роста национального богатства страны и повышения благосостояния населения. При этом должны быть гарантированы высокая социальная защищенность населения, сведены к минимуму уровень и масштабы бедности. Главная цель социальной политики -- обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения. Политика доходов населения должна быть направлена на создание условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства. Для этого необходимо повысить значение зарплаты в составе доходов населения. Для решения жилищной проблемы потребуется наращивание объемов строительства жилья преимущественно за счет средств населения. Следует ускорить формирование рынка жилья, обеспечить переход жилищно-коммунального хозяйства на безубыточное финансирование. Последовательно осуществляются меры по государственной поддержке и сохранению систем образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Требуется дальнейшее развитие сети учреждений торговли, общественного питания, сферы платных услуг главным образом за счет увеличения количества мелких и средних предприятий, открытия предприятий с высоким уровнем обслуживания. В обеспечении устойчивого развития Беларуси важное значение придается региональным и местным инициативам. К числу направлений стратегического характера, прежде всего, относятся: разработка и осуществление мер по достижению рационального природопользования в регионах, преобразование городских и сельских поселений в направлении обеспечения полноценной среды обитания в рамках единой градостроительной политики страны; создание юридических, правовых, экономических и иных условий, регламентирующих развитие в регионах экологически опасных видов деятельности; широкое привлечение населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местной жизни. Для реализации Национальной стратегии устойчивого развития Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» предусмотрено, что НСУР входит в систему государственных прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу и разрабатывается каждые пять лет на 15-летний период. На основе НСУР разрабатываются Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет, строится государственная демографическая политика, политика размещения производительных сил и использования природных ресурсов, составляются республиканские и региональные программы. Управленческая деятельность государства по своей природе направлена на регулирование и разрешение общественных противоречий и конфликтов между общими и частными интересами. Поэтому в теории государственного управления конфликтологический подход является объективно обусловленным. Конфликт служит формой выражения жизненных противоречий и проявляется в столкновении, противоборстве сторон. Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение длительного времени неразрешенных экономических, социальных форм общественных противоречий. Конфликт включает несколько стадий -- от зарождения до разрешения. В случае возникновения конфликта нельзя рассчитывать на его саморазрешение -- замораживание ситуации создает угрозу нового обострения, взрыва и повышает вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, преодолеть последствия которой всегда намного труднее. Вмешательство на предконфликтной стадии позволяет его предупредить и снизить возможные негативные последствия. Конфликт считается урегулированным, если стороны достигли определенного баланса интересов. Однако часто, при определенных условиях (например, при ненадлежащем руководстве) конфликтная ситуация обостряется и перерастает в чрезвычайную. Управление чрезвычайными ситуациями -- важнейшая функция государства, так как обеспечение безопасности человека, общества и природной среды представляет собой сложную социальную проблему. Решение последней требует высокой мобилизационной способности, которая обеспечивается только на уровне государства. - Согласно Закону Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация -- это «обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
- Чрезвычайные ситуации можно классифицировать по различным параметрам:
а) по масштабам сферы действия (межгосударственные, общегосударственные, региональные и т.д.); б) по времени, динамике развития и ликвидации последствий (медленнотекущие, быстротекущие и др.); в) по виду нанесенного ущерба (чрезвычайные ситуации с прямым и косвенным ущербом); г) по причине возникновения (природные, техногенные, экологические, демографические, экономические, социально-биологические, социально-политические, культурные, этико-моральные и др.). Чрезвычайные ситуации, основой которых являются общественные противоречия, не только уменьшают ресурсный потенциал общества, но и угрожают существованию государственной системы, экономическому и социальному устройству общества. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций подобного рода государство выявляет наиболее вероятные угрозы национальной безопасности; образует специальные органы управления государственной безопасностью; разрабатывает количественные параметры безопасности; обеспечивает устойчивое функционирование объектов, гарантирующих безопасность. Первостепенное значение уделяется экономической и военной безопасности. Так, Министерство экономики ежегодно доводит до всех органов исполнительной власти прогнозы социально-экономического развития страны и критерии пороговых показателей экономической безопасности (способность экономически функционировать в режиме расширенного воспроизводства, состояние импорта, уровень внешнего и внутреннего долга, возможность его погашения и т.д.). Меры по выходу из чрезвычайной ситуации принимаются в зависимости от ее сложности, продолжительности, территориального охвата. Наиболее радикальным способом выхода из чрезвычайной ситуации является введение чрезвычайного положения в качестве временной меры. На территории, где введено чрезвычайное положение, могут применяться особые формы управления с наделением органов чрезвычайными полномочиями, формироваться специальные временные органы и т.д. При мобилизационной экономике главное -- сформировать инвестиционный механизм, внутренний рынок, обеспечить приоритет общенациональных интересов над частными, корпоративными, увеличить государственное потребление. Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определяющая характер деятельности государственных органов, утверждается законами, в частности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и в самом общем случае включает: 1) политику по ликвидации чрезвычайной ситуации, включающую разработку планов аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайной ситуации и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов; 2) политику по предупреждению чрезвычайных ситуаций, включающую разработку различных комплексов мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет республиканские и местные исполнительные и распорядительные органы, а также предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Страницы: 1, 2
|