реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственное регулирование коммерческой деятельности

реферат
p align="left">Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется главным образом с помощью средств бюджетной политики.

Косвенные методы:

кредитно-денежная политика,

таможенная политика,

налоговая политика.

Одной из важных форм регулирования является денежно-кредитная. Вопросы денежно-кредитной политики и ее нацеленности на возобновление экономического роста путем рассмотрения факторов, влияющих на денежную массу (деловой оборот, его структура, цены, скорость обращения денег, резервные требования Центрального банка РФ и т.д.), исследованы рядом авторов: Роговой О.Л., Семенищевым С.А., Сенчаговым В.К.10

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Изучение причин кризиса 2008 года показало, что они свелись, с одной стороны, к грубейшим ошибкам проводимого экономического курса, а, с другой, -- к полнейшей неурегулированности кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушению всей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему.

Резко снизился жизненный уровень населения. Резкое обострение экономического кризиса показало неадекватность либерально-монетаристской модели рыночного реформирования реалиям российской экономики, привело к разрушению многих институтов инфраструктуры рынка.

Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

Главным инструментом мобилизации финансовых средств являются налоги. Они в государственном регулировании торговой деятельности играют двоякую роль: с одной стороны, -- это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, -- это инструмент регулирования.

Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании. Западными экономистами разработаны различные методы определения оптимальных размеров налоговых ставок. «Кривая Лаффера» показывает, что превышение размера налогов выше оптимального на 30% ведет к снижению деятельности и сокращению поступлений в бюджет.

В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства.

В современной теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.

Стратегия налогового регулирования зависит от политической ситуации в стране и регионе, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства и региона, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.

Проведенный учеными анализ использования в России налогового регулирования в управлении экономикой показывает, что к настоящему времени еще не сформирована структура налогового механизма, в результате на уровне субъекта этот инструмент из регионального механизма управления практически исключается11.

Мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Механизм государственного регулирования коммерческой деятельности может быть осуществлен и с помощью организационно-административных методов регулирования. Административное регулирование реализуется посредством прямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности.

Административный механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.

Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности

Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности :

Торговопромышленная палата РФ, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей страны

Основные регулирующие органы: Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП), Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП),

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,

Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства),

Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.

Органы, контролирующие все стороны коммерческой деятельности и их функции: Госторгинспекция, Госстандарт России, ГНС РФ, Министерство здравоохранения РФ, ГТК РФ. Взаимодействие ГТК с Госторгинспекцией с целью осуществления контроля за товарооборотом.

Контролирующие органы, проверяющие отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:

Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции),

Министерство финансов РФ(осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими),

Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров),

Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).

Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом

Одним из направлений деятельности государства является антимонопольное регулирование. Материальный ущерб от монополизма исчисляется, по оценкам специалистов, десятками миллиардов рублей в год, зачастую вредные последствия наступают, спустя некоторое время, в виде инфляции, общего спада экономического роста, ухудшения благосостояния населения.

Направления антимонопольной и конкурентной политики в областях:

контроль за экономической концентрацией на товарных рынках,

регулирование в сфере естественных монополий,

демонополизация внешнеэкономической деятельности,

предотвращение недобросовестной конкуренции.

Принятый в 1991 г. Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) России проводит политику, направленную на развитие товарных рынков и конкуренции, а также предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Данный закон определяет организационные и правовые основы борьбы с монополизмом и направлен на создание условий для активного развития товарных рынков.

Запрещаются следующие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые могут ограничить конкуренцию и ущемить интересы других хозяйствующих субъектов:

· изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

· навязывание контрагенту (потребителю) условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;

· включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

· согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован;

· создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

· нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен;

· сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

· необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Запрещаются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих или могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения ограничивают конкуренцию и направлены на:

· установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

· раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

· ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

· отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Заключение

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

На трудном пути к рынку мы подошли к черте, когда старые структуры, унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не могут состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым структурам

Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности.

В целях снижения высокой стоимости товаров и услуг требуется осуществление мер по регулированию цен на товары первой необходимости, стимулирование конкурентной среды на рынке товаров и услуг, регулирование тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий и др. В связи с этим нужно изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности.

Литература

1. Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. -- 1997. -- №2. -- с. 19--21.

2. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства.//Хозяйство и право. -- 1993. -- №4. -- с. 59--67.

3. Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. -- В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. -- Воронеж, 1996. -- С. 50--51.

4. Клейменов А., Головина О. Рычаги антикризисного управления в регионе.//Проблемы теории и практики управления. -- 1996. -- №4. -- с.60--62.

5. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. -- М.: Русская Деловая Литература, 1999. -- с. 12--17.

6. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. -- М.: Экономика, 1997. -- с. 20--21

7. Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. -- М.: Экономика, 1996. -- с. 209--210, 230, 248--249.

8. Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. -- М.: Изд-во МГУ, 1995. -- с. 334--335.

9. Экономическая безопасность: Производство -- Финансы -Банки/Под ред. В.К. Сенчагова -- М.: ЗАО Финстатинформ, 1998. -- гл. 15--22.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.