p align="left">Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг являются одной из основных региональных программ социальной поддержки населения в каждом субъекте РФ. В полномочия органов власти субъектов РФ входит определение набора региональных стандартов: максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в доходах граждан, нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг. По сравнению с другими регионами в Москве применяется достаточно низкая максимальная норма расходов на оплату ЖКУ, дифференцированная в зависимости от размера среднедушевого дохода. При среднедушевом доходе свыше 2 500 руб. в месяц максимально допустимая доля расходов на ЖКУ составляет 10% (на федеральном уровне установлена планка - 22%). Это означает, что установленные в программе правила участия способствуют вхождению в нее большего числа получателей. На реализацию данной программы в 2008 г. было направлено более 9 млрд (13% расходов на адресные меры), а получателями жилищных субсидий в первом полугодии 2008 г. стали 472,4 тыс. или около 12% домохозяйств в Москве. Стоит отметить, что жилищные субсидии - это лишь часть целого комплекса социальных программ, направленных на снижение расходов населения на оплату ЖКУ. К ним также относятся льготы для отдельных категорий населения (семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, ветераны труда, реабилитированные лица) и компенсации всему населению части расходов на ЖКУ. Из городского бюджета финансируются расходы на эксплуатацию жилищного фонда, субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых тарифов и др. Благодаря этим весьма дорогостоящим программам (более 80 млрд руб., или 17% расходов по Программе) возмещение затрат за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги жителями Москвы составляет только 59% от реальной стоимости, и это самый низкий уровень данного показателя в стране. Объемы финансирования и масштабы охвата свидетельствуют о том, что адресные программы для граждан с низкими доходами, действительно, составляют приоритет региональной социальной политики. В отличие от большинства субъектов РФ, которые ограничиваются ежемесячными пособиями для семей с детьми и жилищными субсидиями, Москва осуществляет и поддержку неработающих пенсионеров. Однако в городе нет программы государственной социальной помощи, которой могли бы воспользоваться другие нуждающиеся граждане, не принадлежащие к категории пенсионеров или семей с детьми. Таким образом, проведенный анализ структуры расходов в «Комплексной программе мер социальной защиты жителей г. Москвы» 2008 г., позволил выявить основные приоритеты развития социальной сферы столицы. В области социальной политики Москвы как региона, не испытывающего жестких ограничений бюджетных средств, главная ставка делается на реализацию масштабных социальных программ, охватывающих большое число получателей и требующих значительных объемов финансирования. К приоритетным направлениям развития системы социальной поддержки граждан в Москве относятся: *Комплекс социальных программ, способствующих снижению затрат населения на оплату жилья и коммунальных услуг. *Минимальная монетизация натуральных льгот при расширенном перечне льготных категорий граждан, социальная поддержка которых относится к полномочиям региональных органов государственной исполнительной власти. *Программы для малообеспеченных граждан, которые активно развиваются и финансируются наряду с многочисленными мерами социальной поддержки, основанными на категориальном принципе вхождения участников. Важнейшая среди адресных программ по охвату получателей и объему ресурсов - поддержка доходов неработающих пенсионеров и инвалидов, призванная компенсировать недостатки в системе пенсионного обеспечения, регулируемой на федеральном уровне. Расходы на компенсационные доплаты неработающим пенсионерам постоянно увеличиваются и существенно превышают суммы выплат семьям с детьми. Преимущественный доступ представителей старшего поколения к денежным трансфертам и натуральным льготам при меньшем участии в них детей и семей с детьми. Последние являются основными пользователями социальных услуг (в основном образовательных), предоставляемых учреждениями социальной сферы, содержание которых наиболее дорого обходится бюджету. Молодежь получает минимальную социальную поддержку, которая концентрируется в сфере получения профессионального образования. 1.2 Социальная благотворительность Есть такие замечательные категории, понятия, свойства людей как «доброта», «сострадание», «сочувствие», «отзывчивость», «участие в чужой беде». Принято считать, что человек отличается от животных наличием разума. Но, кроме того, не менее важного для человека как высшего существа наличие чувства любви к ближнему. Недаром одна из важнейших заповедей христианства гласит: « Люби ближнего своего яко самого себя». Самые благородные и уважаемые в мире люди утверждали, что счастье человека заключено в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей, что давать приятнее чем брать. Если и провозглашались иногда социалистические заклинания типа «человек человеку - друг, товарищ и брат», то ничего, кроме формального лозунга в них не содержалось. В итоге в обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других людях - забота государства, а каждый должен заботится только о себе, своей семье близких и родных. Это не означает, что доброта, взаимопомощь были вообще изъяты из обихода. Сердобольные люди всегда были и оставались в любом обществе, милосердие проявлялось во многих жизненных ситуациях. Но наблюдалось оно от случая к случаю и никоим образом не было государственно почитаемым образом и стилем поведения. Такова была и во многом остается социальная нравственность. Следует хорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственных форм социальной помощи справится с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границей официальной узаконенной, обязательной государственной помощи будут находится тысячи людей, котором способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно. Поэтому социальная благотворительность, проявляющаяся в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим, чем могут: деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением, утешением самый яркий признак благородства, совести человека. Отсюда вовсе не следует, что надо обязательно помогать вся и всем, подавать, образно говоря, каждому, кто протягивает руку. Это даже при желании просто невозможно. Каков же критерий разумных действий в этом отношении? Обращаться в подобных ситуациях нужно не только к разуму, но и к сердцу. Зов души, совесть, внутреннее убеждение подскажут вам, когда нельзя пройти миом, следует проявить сочувствие, оказать помощь, если ваша душа не очерствела. Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне, оно должно проистекать из собственной воли, желания внутреннего позыва. Глава 2. Система социальной поддержки госслужащих в России Необходимость существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ. Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода. Вполне оправдано одной из приоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защиты государственных служащих. Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, где свыше 30 процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в нашей стране. Необходимо отметить, что социальная защита государственных служащих отличается от социальной защиты населения в целом. Изучение этой проблемы находится на начальной стадии. Не много на заданную тему и научных разработок. Прежде чем перейти к вопросу о социальной защите государственных служащих, необходимо понять, что есть социальная защищенность населения вообще. Понятие “социальная защищенность человека” отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования командно- административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и тому подобным. Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средств существования и создание условий для активного включения населения в социально полезную деятельность. Таким образом, эффективная система социальной защиты населения должна быть рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты. Было бы неправильным подходить к социальной защите государственных служащих аналогично социальной защите всего населения. Дело в том, что здесь существуют два принципиальных различия. Отождествлять социальную защиту социально уязвимых слоев населения, живущих ниже черты прожиточного минимума, нельзя в связи с тем, что нищий чиновник, перебивающийся “от зарплаты до зарплаты” и самостоятельно не защищенный, не сможет эффективно защищать других, так как просто не будет достаточно работоспособен для этого. Кроме того, социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей, а социальная защита государственных служащих - не только первичных, но и вторичных, более существенных потребностей: Исследование, проведённое Информационно-социологическим центром РАГС при президенте РФ показывает, что среди стимулов успешной работы аппаратов органов власти на первом месте оказываются социально-психологические условия в коллективах, а также вопросы рациональной организации труда госслужащих. “Они работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей - не главное. И таких работников немало, что подтверждают данные исследований.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|