реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

реферат
p align="left">Ввиду установления исчерпывающего перечня документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также императивного правила п. 4 ст. 9 Закона о том, что "регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом", становится проблематичным применение норм иных федеральных законов, которые устанавливают необходимость представления других документов для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Иными словами, если считать, что в первую очередь должны применяться нормы Закона в сравнении с нормами законов об отдельных видах юридических лиц, то на сегодняшний день при регистрации создаваемых путем реорганизации хозяйственных обществ необходимость представления доказательств уведомления кредиторов хозяйственных обществ о проводимой реорганизации отпала, поскольку помимо документов, предусмотренных Законом, требовать другие документы прямо запрещено.

Именно поэтому, в силу положений Закона, в дальнейшем представляется неправомерным требование регистрирующего органа о представлении документов, являющихся доказательством уведомления кредиторов о реорганизации хозяйственных обществ.

По замыслу законодателя, такие "документы - доказательства" не нужно представлять, поскольку в заявлении о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно содержаться подтверждение, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.

Необходимость представления других документов (помимо установленных ст. 14 Закона) законодатель предусмотрел лишь в отношении тех видов юридических лиц, для которых федеральными законами предусмотрен специальный порядок регистрации. Таковыми, например, являются кредитные или общественные и религиозные организации. В любом случае указанные документы представляются не в регистрирующий орган, а в другой уполномоченный орган, который в соответствии с законом принимает решение о регистрации того или иного юридического лица.

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно быть составлено по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, утверждена в числе прочих форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 об утверждении форм документов (приложение N 2 к названному Постановлению). Утвержденная форма включает: непосредственно форму самого заявления, которое должно содержать необходимые для включения в государственный реестр сведения о самом создаваемом юридическом лице, сведения о заявителе, необходимые в силу Закона подтверждения, удостоверительную надпись нотариуса; форму сведений об учредителях (участниках) - юридических и физических лицах; формы сведений о реорганизуемых юридических лицах; форму расписки в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

Заявление помимо засвидетельствования соответствующего волеизъявления о регистрации юридического лица содержит "своего рода декларацию о подтверждении определенных данных"11 Сарбаш С. Комментарий основных положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" // Хозяйство и право. 2002. N 1. С. 26 - 27.. Кроме указанного выше подтверждения о том, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации, заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно содержать также подтверждения того, что, во-первых, учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица соответствующей организационно - правовой формы; во-вторых, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; в-третьих, что передаточный акт или разделительный баланс содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; в-четвертых, что в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления.

Касаясь случаев, когда законом установлено, что вопросы реорганизации юридического лица должны быть согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления, следует отметить, что, например, ст. 17 Закона о конкуренции предусматривает необходимость получения согласия антимонопольного органа на слияние или присоединение объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), а также на слияние или присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 000 минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 17 данного Закона).

При этом п. 8 ст. 17 Закона о конкуренции императивно определяет, что государственная регистрация юридических лиц, возникающих при реорганизации, в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 17, осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно быть подписано надлежащим заявителем. Таковым может быть только уполномоченное лицо. Круг лиц, которые могут быть уполномоченными для представления документов в регистрирующий орган, а также требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, определены в п. 1 ст. 9 Закона.

При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, надлежащими заявителями будут являться физическое лицо - учредитель юридического лица, создаваемого путем реорганизации, либо руководитель (исполнительный орган) юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица. Если у регистрируемого юридического лица, создаваемого путем реорганизации, несколько учредителей, то по смыслу п. 1 ст. 9 Закона заявление должно быть подписано всеми учредителями создаваемого юридического лица или их полномочными представителями.

В предусмотренных федеральными законами случаях могут быть прямо названы лицо или орган, которые должны осуществлять действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В силу таких указаний данное лицо или орган являются уполномоченными на подписание заявления о регистрации. Так, при слиянии обществ с ограниченной ответственностью "единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества" (п. 4 ст. 52 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). При преобразовании общества с ограниченной ответственностью участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования (п. 3 ст. 56 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Безусловно, самыми важными для создаваемого юридического лица документами - и юридические лица, создаваемые путем реорганизации, здесь не исключение, - являются учредительные документы данного юридического лица, поскольку именно на основании учредительных документов юридическое лицо действует после его создания и регистрации (ст. 52 ГК РФ). Исключение составляют лишь случаи, когда законом предусмотрено, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Именно поэтому вместе с заявлением о регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, при этом необходимо представить подлинники или нотариально удостоверенные копии данных документов. Следовательно, если участниками учредительного договора, например, общества с ограниченной ответственностью, являются только граждане, то нотариус удостоверит копию только договора, который как сделка удостоверен нотариально, поскольку вряд ли возможна ситуация, когда подписи участников учредительного договора будут удостоверены, например, директором жилищно - эксплуатационной организации.

В законодательстве предусмотрены особые правила в отношении учредительных документов юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме слияния. Закон об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 52) предусматривает, что при слиянии обществ с ограниченной ответственностью договор о слиянии является, наряду с уставом, учредительным документом создаваемого в результате слияния общества и должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью к учредительному договору. Данное правило отсутствует в отношении договора слияния акционерных обществ, заключение которого также предусмотрено при слиянии акционерных обществ (ст. 16 Закона об акционерных обществах), поскольку законодательством определено, что единственным учредительным документом акционерного общества является его устав (п. 3 ст. 98 ГК РФ, ст. 11 Закона об акционерных обществах).

Представляется, что независимо от того, какие учредительные документы предусмотрены законодательством для того или иного вида юридического лица, в том случае, если такое юридическое лицо создается путем реорганизации, его учредительные документы (наряду с передаточным актом и разделительным балансом) должны содержать положения о правопреемстве по всем правам и обязательствам юридических лиц, в результате реорганизации которых данное юридическое лицо создано.

Наряду с другими документами, представляемыми для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем преобразования, слияния, разделения, выделения в регистрирующий орган представляется решение о реорганизации юридического лица.

Указанное решение может быть представлено в виде протокола коллегиального органа реорганизуемого юридического лица, в виде соответствующего приказа (распоряжения, постановления) уполномоченного на то иного органа реорганизуемого юридического лица или решения собственника (учредителя, участника) реорганизуемого юридического лица, в

зависимости от того, к чьей компетенции относится принятие данного решения в отношении того или иного вида юридического лица.

Помимо добровольной реорганизации законодательством предусмотрены случаи принудительной реорганизации в форме выделения или разделения. Такая реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п. 2 ст. 57 ГК РФ). Так, ст. 19 Закона о конкуренции предусматривает случаи принудительного разделения или выделения юридических лиц, занимающих доминирующее положение на рынке и совершивших два или более нарушений антимонопольного законодательства. Если таковое имеет место, то это является основанием для принятия антимонопольным органом решения о принудительном разделении. Такое решение может быть принято при наличии возможностей для организационного или территориального обособления структурных подразделений общества и при отсутствии между ними тесной технологической взаимосвязи.

В решении о принудительном разделении или выделении, принимаемом уполномоченным органом, устанавливается срок для проведения такой реорганизации. Если учредители (участники) юридического лица или уполномоченный на реорганизацию орган не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица, он выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Как уже отмечалось, при реорганизации должны составляться передаточный акт или разделительный баланс (в зависимости от способа реорганизации), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Вопросы правопреемства при реорганизации в конечном счете закон связывает именно с передаточным актом и разделительным балансом (ст. 58 ГК РФ).

Обязательность представления передаточного акта или разделительного баланса для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц установлена подп. "д" п. 1 статьи 14 Закона в соответствии с п. 2 ст. 59 ГК РФ.

Передаточный акт и разделительный баланс должны утверждаться учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц (о соответствующих нормах в отношении отдельных видов юридических лиц см., например: п. 4 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 5 ст. 41 Закона о сельскохозяйственной кооперации; п. 4 ст. 39 Закона о садоводческих объединениях).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.