реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Г.В. Шершеневич и его теория права

реферат

Г.В. Шершеневич и его теория права

РЕФЕРАТ

по курсу «История»

по теме: «Г.В. Шершеневич и его теория права»

Содержание

  • Введение
  • 1. Г.Ф. Шершеневич как выразитель идей юридического позитивизма
  • 2. Основные положения труда Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права»
  • Заключение
  • Список источников
  • Введение
  • Школа русского юридического позитивизма, представленная именами известных юристов составила важный этап в развитии буржуазной правовой мысли в России. Сформировавшись к началу 80-х годов XIX в., эта школа была вызвана потребностями капиталистического развития России. Ее появление было связано со стремлением буржуазии закрепить буржуазные правовые принципы путем разработки позитивного правового материала и создать стабильную правовую систему. Эти задачи определили социальную функцию юридического позитивизма в условиях превращения России в буржуазную монархию.
  • Наиболее видным представителем школы юридического позитивизма был Г.Ф. Шершеневич. Его научному труду «Общая теория права» и посвящена данная работа.
  • 1. Г.Ф. Шершеневич как выразитель идей юридического позитивизма
  • Профессор Шершеневич происходил из польской дворянской семьи и родился 1 января 1863 года в Херсонской губернии. Среднее образование он получил в Казани во второй гимназии, а затем здесь же окончил в 1885 году юридический факультет Казанского университета, со степенью кандидата юридических наук, по представлению работы «Акционерные компании». В том же году он оставляется для приготовления к профессорскому званию на кафедре торгового права, сдает в 1887 году магистрантский экзамен, а в 1888 году чтением двух пробных лекций: «О праве замужней женщины на производство торговли» (по собственному желанию) и «О чеках» (по назначению факультета) начинает преподавательскую деятельность в качестве приват-доцента на кафедре торгового права. Будучи позднее утвержден на кафедре гражданского права в Казанском университете, Г.Ф. Шершеневич дважды возвращался к преподаванию торгового права с 1896 по 1898 и с 1900 по 1904-1905 учебных годов. Тот же предмет Г.Ф. Шершеневич читал и в Московском университете после своего перемещения в Москву в 1906 году.
  • Степень магистра гражданского права Г.Ф. Шершеневич получил в 1888 году в Московском университете после защиты диссертации «Система торговых действий. Критика основных понятий торгового права». После защиты в Казани докторской диссертации: «Авторское право на литературные произведения» в декабре 1891 года, Г.Ф. Шершеневич в следующем году был назначен профессором Казанского университета на кафедре торгового права и торгового судопроизводства, а в 1896 году он перемещается на кафедру гражданского права и судопроизводства. С тех пор преподавательская деятельность Г.Ф. Шершеневича продолжается до конца 1905 года, когда он покидает профессуру.
  • Страстный пропагандист знаний о праве и справедливости, Шершеневич нередко выступал против порядков в царской России. Одно из таких выступлений - его брошюра «О порядке приобретения ученых степеней», изданная в Казани в 1897 году.
  • В 1905 году наступает пора политической деятельности Г.Ф. Шершеневича, приводящая его к избранию депутатом от города Казани в Первую Государственную Думу. Почти одновременно, по представлению юридического факультета, Совет Московского университета постановил ходатайствовать о перемещении Г.Ф. Шершеневича в качестве экстраординарного профессора на кафедру торгового права, но в виду последовавшей уже отставки и принятия Г.Ф. Шершеневичем депутатских полномочий, могло состояться назначение его лишь сверхштатным профессором Московского университета на указанной кафедре. В этом звании он остается до 28 февраля 1911 года, когда, согласно прошению, увольняется из Московского университета. Последний год жизни Г.Ф. Шершеневич преподавал гражданское и торговое право в Московском коммерческом институте. 31-го августа 1912 года Г.Ф. Шершеневич скончался.

Г.Ф. Шершеневич был ярко выраженным представителем течения в отечественном праве, известного под названием юридического позитивизма. В России развитие общей теории права было вызвано практическими потребностями систематизации законодательства вследствие осуществления в 60-е годы Х1Х в. реформ Александра II. Необходимо было в первую очередь разработать теорию государственного права (права, создаваемого государством). Данное обстоятельство хронологически совпало с фазой усиления позитивистских настроений общества и ослабления духовной (идеациональной по терминологии П.А. Сорокина) культуры, что и обусловило развитие теории права на основе правового этатизма, уделяющего основное внимание изучению правовых норм, как они выражены в нормативных актах государства. Само право понималось как совокупность таких норм, установленных и защищаемых государством. Подобное понимание права называется в литературе также юридическим позитивизмом и юридической догматикой.

Представители юридической догматики, основываясь на позитивистской гносеологии, ограничивались формально-логической обработкой нормативного материала путем его эмпирического обобщения, классификации и систематизации и на этой базе создавали различные юридические конструкции. В общей теории права сторонники данного подхода видели науку, занимающуюся исследованием общих понятий, лежащих в основе всякого положительного права. Философия права и энциклопедия права при этом или отрицались, или рассматривались как подготовительные стадии на пути формирования теории права, за которой только и признавалось научное значение. Науке во второй половине ХIХ в. придавался высший ценностный смысл, служение науке рассматривалось русской интеллигенцией как служение Истине в ее религиозном значении, в науке видели панацею от всех социальных неустройств. Это был период научной романтики, своеобразного «научного» идеализма.

Для правовой теории русского юридического позитивизма характерна чрезвычайно тесная связь с философским позитивизмом. Быть позитивистом в юриспруденции значило для представителей этого направления быть последователем позитивной философии. Они неоднократно подчеркивали свое стремление «обосновать объяснение действительных юридических явлений на научных требованиях так называемого научного позитивизма». Характерные черты позитивной философии - агностицизм, феноменализм, крайний релятивизм - обусловили и соответствующий подход к правовым явлениям ее последователей в области юриспруденции. Так, А.X. Гольмстен писал: «Мы берем известные явления, производим над ними дифференцирование и интегрирование, а, делая это, мы не только находим общие свойства и соотношения, но и систематизируем» Пяткина С.А. О правовой теории юридического позитивизма. // Правоведение. 1964. №4.. «Математический элемент, - указывал С.В. Пахман, - лежит в основе всей юридической науки в собственном смысле», - так как «все отношения, рассматриваемые правом, могут быть рассматриваемы только с точки зрения меры, т. е, пространства, объема, величины и т. п. как отмеренная сфера свободы» Пяткина С.А. О правовой теории юридического позитивизма. // Правоведение. 1964. №4..

Видными представителями юридического позитивизма, оказавшими большое влияние на формирование общей теории права в России, были также Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, М.Н. Капустин, Н.И. Палиенко, С.В. Пахман, Н.К. Ренненкамф, А.А. Рождественский. Многие из них не довольствовались «чистым» позитивизмом и, пытаясь избежать его крайностей, стремились использовать в правовой теории также некоторые социологические идеи и принципы историзма. Все они рассматривали анализ, синтез, классификацию, юридическую конструкцию и создание определений как основные приемы при разработке правового материала. По существу они тем самым стремились доказать, что догматический метод изучения правовых явлений должен быть ведущим в юриспруденции. Ведь стремление к логико-математическим операциям при анализе нормативного материала, отвлечение от конкретно-исторического анализа и составляют содержание этого метода.

Исследуя правовые явления с подобных методологических позиций, русские юристы-позитивисты рассматривали право в полном отрыве от экономического базиса. Они объявили, что формальные признаки права, а не его постоянно изменяющееся содержание должны быть предметом изучения.

Связь права с экономической основой общества, его политической структурой, нравственностью устранялась как метаюридическая, якобы не имеющая отношения к изучению его чисто юридического содержания. Наиболее откровенно сформулировал это самый ортодоксальный из позитивистов С.В. Пахман: «Совершенно справедливо, что юридическая наука не объясняет жизненных основ права. Это вовсе не ее дело. Она заключается в исследовании внутренней природы права и, следовательно, лишь в логической конструкции юридических понятий, она не выходит за пределы этих понятий, имея в виду лишь выяснение внутреннего, логического между ними соотношения» Пяткина С.А. О правовой теории юридического позитивизма. // Правоведение. 1964. №4.. Чисто внешнее описание правового материала, искоренение в нем логических противоречий и его систематизация, создание комплекса правовых понятий составило ту «чисто юридическую область», в которой замкнулась теория юридического позитивизма. В интерпретации ее сторонников наука о праве становилась дисциплиной столь же формальной, как, например, логика и математика.

Юридическая оболочка общественных явлений изучалась как нечто автономное. Догматическая юриспруденция оборонялась от всего мета-юридического, от экономических отношений в особенности.

Свое «второе дыхание» юридический позитивизм обрел в трудах Г.Ф. Шершеневича - последнего выдающегося представителя этого направления в дореволюционной России. Ярко выражен он и в его труде «Общая теория права».

2. Основные положения труда Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права»

Произведение Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права» включает в себя следующие основные разделы:

· Философия права.

· Человек и его потребности.

· Общество.

· Правила общежития.

· Государство.

· Право.

· Формы права.

· Образование права.

· Система права.

· Юридическое отношение.

· Нарушение права.

· Применение права.

· Методология юридических наук.

Рассмотрим основные положения этого фундаментального научного труда.

Прежде всего, отметим, что немалое внимание в своем научном труде Г.Ф. Шершеневич уделил теории власти. Он, в частности, писал: «Юридическое определение не только не способно объяснить реального существа того, что мы называем государством, но оно кроет в себе опасность затемнить перед нами истинную сущность явлений, происходящих в государстве.

Понятие о государстве только одно - социологическое. Характеризующий понятие о государстве момент власти, по своей важности и сложности, требует особого рассмотрения. Самостоятельность государственной власти, которой она отличается от других властей, в своем раскрытии обнаруживает свойства государственной власти. Самостоятельность характеризует государственную власть как независимую, высшую, неограниченную и неделимую. Ни одно из этих свойств в отдельности не покрывает собою понятие о государственной власти».

Во втором томе рассматриваемого труда Шершеневич подробно говорил о власти в связи с характеристикой публичного и частного права.

Г.Ф. Шершеневич считал, что этот процесс образования государства непременно нужно рассматривать, как минимум, в двух плоскостях. С одной стороны, важно исследовать, каким образом впервые в недрах общества зародилось государство, иными словами, как протекало формирование государственных институтов на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных явлений - это одна плоскость, одно восприятие процесса возникновения государства. С другой же стороны, должен изучаться вопрос, каким образом в настоящее время, когда почти все человечество живет в государственном состоянии, возможны новые государственные образования. Необходимость такого дифференцированного подхода к исследованию процесса возникновения государства обусловливается тем, что и в том и в другом случае существуют разные условия, далеко не одинаковые причины, значительно различающиеся закономерности его становления и последующего развития.

Отсутствие в науке единого взгляда на процесс первоначального возникновения государства российские либералы объясняли рядом причин. Во-первых, сложностью самого процесса и объективно существующими при этом трудностями его адекватного восприятия. Во-вторых, неизбежностью субъективной составляющей в трактовке данной проблемы ввиду несовпадения, а порой и противоречивости взглядов самих исследователей. В-третьих, преднамеренным искажением процесса происхождения государства в силу конъюнктурных и иных соображений. И, наконец, смешением в ряде случаев процесса возникновения государства с другими, сопредельными, соотносящимися с ним процессами. Обращая внимание на последнее обстоятельство, Г. Ф. Шершеневич указывал, что вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом «об обосновании государства». Логически эти вопросы совершенно различны, но «психологически они сходятся общими корнями»: вопрос о том, почему нужно повиноваться государственной власти тесно связан с вопросом, каково ее происхождение. Таким образом, в теоретическую проблему о возникновении государства вносится политический момент: «Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод». Отсюда, заключал он, множественность и неоднозначность теорий возникновения государства.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.