Гарантии и защита прав местного самоуправления
2 Содержание Введение………………………………………………...………………….2 1. Гарантии местного самоуправления………….……..………………5 1.1. Понятие и сущность гарантий местного самоуправления….………5 1.2. Виды гарантий самоуправления и их содержание………..…………7 2. Защита прав местного самоуправления……………...……………11 Заключение……………………………………………………………….17 Список использованной литературы…………………………………19 Введение Местное самоуправление является одним из важнейших институтов развитого демократического общества. С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации стало активно развиваться как федеральное, так и региональное законодательство, затрагивающее различные аспекты построения и функционирования системы местного самоуправления в России. В 2003 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который решил ряд проблем в области местного самоуправления. Вместе с тем, наряду с положительными моментами проводимых реформ имеют место и негативные процессы. До сих пор еще не решены проблемы с финансово-экономической основой деятельности органов местного самоуправления, созданием условий для их самостоятельной и плодотворной работы. В федеральном законодательстве нормативно не закреплен термин «гарантии местного самоуправления», что негативно сказывается на развитии местного самоуправления. Имеют место также случаи ущемления прав граждан и органов местного самоуправления при разработке и принятии правовых актов органами государственной власти, о чем свидетельствует целый ряд судебных споров. В такой обстановке особое значение приобретают гарантии и защита прав местного самоуправления, без которых реальное самоуправление просто невозможно. В представленной контрольной работе будет исследована тема - «Гарантии и защита прав местного самоуправления». Цель работы - исследовать гарантии и защиту прав местного самоуправления с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи: - исследовать понятие и сущность основных гарантий местного самоуправления с точки зрения современного законодательства РФ; - рассмотреть классификацию гарантий местного самоуправления, описать виды указанных гарантий и раскрыть их основное содержание; - изучить понятие и сущность защиты прав местного самоуправления в свете последних изменений российского законодательства; - проанализировать возможные методы защиты прав местного самоуправления на современном этапе развития российского государства; - подвести итоги исследования выбранной темы, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы в контрольной работе. Объектом исследования данной контрольной работы является местное самоуправление, как форма осуществления власти народом. Предмет исследования контрольной работы - гарантии и защита прав местного самоуправления в современных условиях развития российского государства. Исследование выбранной темы - «Гарантии и защита прав местного самоуправления» - осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод познания объекта и предмета исследования, метод анализа и метод синтеза; сравнительно-правовой метод, логический метод исследования, а также метод обобщения полученных знаний и материалов по теме. Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и учебные пособия таких авторов, как М.В. Баглай, В.А. Баранчиков, Ю.А. Дмитриев, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев, Н.В. Постовой и др. Также в данной работе были использованы теоретические и практические материалы следующих Интернет-ресурсов - http://www.rg.ru/, http://garant.ru/. Законодательной основой представленной контрольной работы выступают - Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 декабря 2003 года, и другие нормативные правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений в России. Поставленные цели и задачи обусловили структуру представленной работы. Контрольная работа состоит из введения, теоретической части из двух разделов и заключения, включает в себя список использованной литературы. Работа изложена на 19 страницах, при подготовке использовано девять научных источников, среди которых два составляют законы и нормативно-правовые акты. 1. Гарантии местного самоуправления 1.1. Понятие и сущность гарантий местного самоуправления Согласно п. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местное самоуправление (см. рис. 1) - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Рис. 1 - Структура местного самоуправления в Российской Федерации Необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления в Российской Федерации является обеспечение реализации и защиты прав местного самоуправления, создание гарантий подлинной независимости и самостоятельности местного самоуправления. Обеспечение государственных гарантий местного самоуправления на сегодня является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Система гарантий местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право РФ / Ю.А. Дмитриев. - М.: Издательство Юристъ, 2005. - с. 115 В современном муниципальном праве Российской Федерации сложились различные понимания гарантий местного самоуправления: - гарантии понимаются, как реально существующие условия и средства, обеспечивающие реализацию местного самоуправления; - гарантии понимаются, как совокупность правовых норм, гарантирующих осуществление местного самоуправления; - гарантии местного самоуправления рассматриваются в первых двух смыслах сообща, это точка зрения большинства ученых. Гарантии местного самоуправления определены Конституцией РФ, Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т.д. Гарантии местного самоуправления также закреплены в уставах соответствующих муниципальных образований и иных нормативно-правовых актах органов местного самоуправления. 1.2. Виды гарантий самоуправления и их содержание Гарантии нашли свое закрепление в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления. Так, Конституция РФ гарантирует - осуществление гражданами права на местное самоуправление; гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов. В ст. 133 Конституции РФ закреплены такие гарантии местного самоуправления как право на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, законами. Из этого следует - гарантии местного самоуправления делят на экономические, организационные и правовые. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, ст. 113 Экономические гарантии местного самоуправления заложены в непосредственном становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий. Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией РФ, законодательством о местном самоуправлении, другими нормативно-правовыми актами. Организационные гарантии местного самоуправления создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии. Таким образом, граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний, сходов, на обращение в органы местного самоуправления. Правовые гарантии представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Цель этих актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления. Следует сказать, что гарантии измеряются силой принимаемых нормативных правовых актов, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащее исполнение. Ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, и органами местного самоуправления и гражданами Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебное пособие. / В.А. Баранчиков. - М., 2007. -с.139-140 Одной из правовых гарантий является обязательность рассмотрения органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и принятия по ним решений. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении наделяют представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. При этом законодательная инициатива гарантирует решение задач местного значения путем принятия законов, приближенных к интересам граждан и жизненной ситуации и учитывающих местные условия и национальные особенности. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право РФ. / Ю.А. Дмитриев. - М.: Издательство Юристъ, 2005. - с. 118. Не менее важной является гарантия судебной защиты местного самоуправления. Согласно ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, также общественных объединений. Деятельность местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать позитивное и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые: служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления; обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления; создают реальные возможности для более полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления
Страницы: 1, 2
|