Функции государства
2 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра государственно-правовых дисциплин Дисциплина Теория государства и права Рефератпо теме: «Фукции государства»Подготовил: Слушатель 454 группыЗайцев А.А.Белгород 2008 г.ПланВступительная часть1. Понятие, признаки и классификация функций государства2. Основные внутренние функции современного государства3. Основные внешние функции государства.4. Формы и методы осуществления функций государстваЗаключительная часть (подведение итогов)Введение Значимость рассматриваемой темы обусловлена тем, что для теории государства и практики его функционирования вопрос о функциях государ-ства и формах их реализации - один из наиболее фундаментальных и значи-мых. Это объясняется, во-первых, тем, что в функциях проявляются сущ-ность государства, его социальное назначение. Как явление социальной жиз-ни, государство характеризуется чрезвычайным многообразием непосредст-венно наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это определено как раз-нообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни об-щества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществле-ния государственной деятельности. Поэтому исследование функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру, т.е. способы, зако-номерности организации элементов государства как сложной системы.Исследование функций государства помогает реальной оценке его воз-можностей, способствует более глубокому пониманию механизма его взаи-модействия с иными структурами общества в решении наиболее важных по-литических, экономических, социальных, экологических, культурных и дру-гих задач. Оптимальность его организации самым непосредственным обра-зом зависит от того, насколько полно и четко выявлены функции государства и определены формы реализации этих функций.1. Понятие, признаки и классификация функций государстваПонятие “функция государства” - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения. В частности, таким вопросом является определение функции государства.Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.1. Традиционно в юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне-главная задача военного ведомства.Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.Иногда в юридической литературе встречаются отождествления понятий “функция государства” и “деятельность государства”, “функция государства” и “социальное назначение государства” и др. Однако категория “функция государства” (как, впрочем, и любое понятие) имеет право на существование лишь в том случае, если будет иметь свойственный лишь ей смысл. Поэтому, раскрывая понятие “функция государства”, необходимо отграничить эту категорию от смежных понятий.В литературе предлагаются различные варианты деления функций на ви-ды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и клас-совые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).Проф. М.И. Байтин полагает, что существуют функции основные и нео-сновные. Такое деление, однако, вызывает сомнение, ибо (исходя из традици-онного определения функций государства, которого Байтин и придерживает-ся) получаем в итоге «неосновные основные направления деятельности государства».Еще 200 лет назад Адам Смит в книге «Исследование о природе и причи-нах богатства народов», обосновывая максимальную свободу человека, живу-щего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:1) оборону;2) определение меры свободы каждого посредством установления одина-ковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения соци-альных конфликтов между членами общества;3) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.По мнению проф. Л. И. Спиридонова, существует генеральная функция го-сударства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосыл-ки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внут-ренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и эколо-гическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения об-щественного порядка (охрана предпосылок существования человека); эконо-мическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональ-ных экономических программ и т. п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).К внутренним функциям современного российского государства в литера-туре (Л.А. Морозова) относят следующие:- функцию обеспечения народовластия;- экономическую функцию;- социальную функцию;- функцию налогообложения и финансового контроля;- экологическую функцию;- функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.К внешним функциям:- функцию интеграции в мировую экономику;- обороны страны;- поддержки мирового правопорядка;- сотрудничества с другими государствами в решении глобальных про-блем современности. 2. Основные внутренние функции современного государстваПолитическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отме-тить, что все функции государства носят политический характер, од-нако в сфере политических отношений действует целая система поли-тических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государ-ственной власти, в том числе обеспечение народовластия.Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством кото-рых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возмож-ность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание по-литической функции в демократическом обществе составляет обеспе-чение народовластия. Это предполагает:1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государственных решениях;2) обеспечение государственного суверенитета, определение пра-вового положения конкретных территорий и управление ими;3) создание условий для самоорганизации и самоуправления наро-да, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собствен-ными делами;4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от обще-ства и ответственность перед ним;5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например, Конституционным Судом), а также непосредст-венно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.Функция государства в политической сфере имеет своей стратеги-ческой направленностью создание жизнеспособного демократическо-го общества.Однако одних демократических институтов недостаточно для осу-ществления подлинного народовластия, так как демократические ин-ституты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании большин-ства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов различных соци-альных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав чело-века, интересов меньшинства во имя общего блага.Деятельность государства в политической сфере сложна, много-гранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно разви-ваться другим направлениям деятельности государства.Экономическая функция государства зависит от того, осуществля-ется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государствен-ной собственности государство монопольно регулирует экономичес-кие отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго центра-лизованную систему управления экономикой.
Страницы: 1, 2, 3
|