реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления

реферат

Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления

3

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

Курсовая работа

по конституционному праву Российской Федерации

на тему

«Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления»

Архангельск

2009

Содержание

Введение

Глава 1. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления

1.1 Местный референдум. Муниципальные выборы

1.2 Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

1.3 Территориальное общественное самоуправление

1.4 Сход граждан

Глава 2. Осуществление местного самоуправления непосредственно населением в Российской Федерации

Заключение

Список источников

Введение

В общемировой практике под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г: офиц. текст. ст.3

В Российской Федерации местное самоуправление было введено Конституцией 1993 года. В Конституции закреплено, что единственным источником власти в государстве является народ. Народ осуществляет свою власть свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления Конституция Российской Федерации: офиц. текст. ст. 3.

Механизмы реализации местного самоуправления непосредственно населением закреплены в ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». К ним относятся местный референдум, муниципальные выборы, процедура отзыва депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление и другие способы. ФЗ - 131. Глава 5. В научной литературе эти институты определены как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (формы непосредственной демократии) и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. В данной курсовой работе будут рассмотрены формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления.

Целями работы являются:

1 - изучение институтов непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления;

2 - выявление особенностей российской практики при осуществлении местного самоуправления.

Задачи курсовой работы:

1 - ознакомление с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы местного самоуправления, изучение научных разработок об институтах непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления;

3 - изучение практики (в т.ч. и судебной) по осуществлению местного самоуправления в различных регионах страны.

Тема курсовой работы достаточно актуальна.

Во - первых, местное самоуправление находится еще в стадии реформирования. Связано это, прежде всего, с недавними коренными изменениями в законодательстве (в ныне действующем ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» содержится много новых положений по сравнению с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 1995г.)

Во - вторых, по данной теме отсутствуют фундаментальные научные разработки. Муниципальное право - новая отрасль права, не всеми специалистами однозначно оцениваемая, основные положения которой находятся в процессе перманентного пересмотра. Пешин Н.Л. Проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15. - с.3

В - третьих, на практике при осуществлении местного самоуправления возникает достаточно большое количество вопросов, нередки нарушения конституционных прав граждан.

Все эти проблемы требуют немедленного разрешения, так как от степени качества реализации местного самоуправления зависит улучшение социально - экономических, культурных и политических условий существования граждан; зависит также развитие таких качеств среди населения, как способность к самоорганизации, чувство ответственности за принимаемые решения.

Глава 1. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления

Формы осуществления населением местного самоуправления закреплены в ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Условно их можно подразделить на 2 группы. Это те формы, которые связаны с непосредственным осуществлением населением местного самоуправления и те формы, которые предполагают только участие населения в осуществлении местного самоуправления. Шугрина Е.С. Гарантии выявления и учета мнения населения в местном самоуправлени/ /Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №16. - с.23 - 31. Существует много различных оснований, по которым осуществляется классификация форм осуществления местного самоуправления. Наиболее научно обоснованной представляется деление на основании следующих принципов:

1. По характеру правового результата.

формы непосредственной демократии воздействуют на конечный результат в императивном порядке. Результатом же участия населения в осуществлении местного самоуправления является «выработка промежуточного правового результата в консультативном порядке» Уваров А.А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №15. - с.8;

2. По субъектному составу.

Участие населения в осуществлении местного самоуправления в отличие от непосредственного осуществления местного самоуправления не предполагают «персонифицированной фиксации участников, прямого волеизъявления граждан, наличие кворума, специального контроля за соблюдением установленного регламента проведения мероприятий и других обязательных условий и атрибутов». Там же. с. 9

Исходя из этого, к формам непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления относят: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, Руденко В.Н. Институты «Отзыва» и «Роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования//Журнал Российского права. - 2002. - №4. -с. 34 голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Иные формы осуществления местного самоуправления - правотворческая инициатива, публичные слушания, конференции и собрания граждан - относят только к формам участия. Пешин Н.Л. Проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №15. - с. 5

1. 2 Местный референдум. Муниципальные выборы.

Наряду с другими формами осуществления населением местного самоуправления, муниципальные выборы и местный референдум являются основополагающими формами. В Конституции РФ выборы и референдум признаются высшим непосредственным выражением власти народа Конституция Российской Федерации. Ст. 3 . Следовательно, местный референдум и муниципальные выборы являются способом непосредственного решения населением вопросов местного значения и выражением воли населения соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ФЗ - 131 и ФЗ - 67, под местным референдумом понимается форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - с. 142

Признаки местного референдума:

1. является формой непосредственного осуществления населением вопросов местного самоуправления;

2. проводится исключительно по вопросам местного значения;

3. осуществляется в границах соответствующего муниципального образования;

4. правом на участие в местном референдуме обладают граждане, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

5. осуществляется посредством голосования непосредственно за или против вопроса, выносимого на референдум.

Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими - либо органами государственной власти, государственными должностными лицами, или органами местного самоуправления. ФЗ - 131. ст. 22

В соответствии с федеральным законодательством Там же. ст. 22, в Архангельской области принят областной закон от 30 июня 2004 г. «О местном референдуме в Архангельской области». О местном референдуме в Архангельской области: Областной закон от 30 июня 2004 г. № 240 - 31 - ОЗ// Волна. - 2004. - № 31.

Муниципальные выборы - это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления. ФЗ - 131. ст. 13 В Архангельской области действует Областной закон от 8 ноября 2006 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области: Областной закон от 8 ноября 2006 г. № 268 - 13 - ОЗ//Волна. - 2006. - № 45.

Признаки муниципальных выборов:

1. является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления;

2. проводятся в целях формирования выборных органов местного самоуправления, избрания выборных должностных лиц местного самоуправления;

3. правом на участие в муниципальных выборах обладают жители муниципального образования;

4. проводятся на территории соответствующего муниципального образования.

Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления. По мнению О.Е. Кутафина, муниципальные выборы «...дают возможность населению в процессе избирательной компании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определить пути и способы улучшения из работы». Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007 - с. 163.

По общему правилу правом голоса в РФ обладает гражданин, достигший ко дню проведения выборов или референдума возраста 18 лет. ФЗ - 67. ст.4 Не имеют права избирать, быть избранными, а также участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащимися в местах лишения свободы. Там же. ст. 4 На основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. ФЗ - 67. ст. 4

Соответствующая участковая комиссия за 20 дней до голосования представляет список избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения. Там же. ст. 17 Гражданин РФ вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, сообщить о любой другой ошибке. Там же. ст. 17

Местный референдум проводится по инициативе населения муниципального образования, избирательных объединений, по совместной инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. ФЗ - 131. ст. 22 Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений является сбор подписей в поддержку инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать пять процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Там же. ст.22 Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. ФЗ -67. ст. 14 Инициативная группа по проведению референдума должна зарегистрироваться в комиссии референдума и получить соответствующее регистрационное удостоверение. Там же. ст. 36

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.