p align="left">Федерализм более или менее последовательно воспринят многими государствами во всех регионах мира. Федерация боль-ше присуща республиканским государствам. Гораздо проще пред-ставить себе неоднородный, но объединенный общей государствен-ностью народ, чем монархов, отчуждающих свою власть в пользу союзного, более высокого суверена. Монархическая федерация реальное, но довольно сложное явление. В ОАЭ эмиры передали часть суверенитета союзному государству, которое возглавляет один из них -- президент федерации. В Малайзии главой госу-дарства является верховный правитель, который олицетворяет единство федерации, избирается из числа султанов и сочетает в себе функции союзного президента и монарха. 3.2. Конфедерация Обращает на себя внимание сходство (этимология) слов "фе-дерация" и "конфедерация". В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, по-скольку оба выражают форму договорного политического союза. Однако и разница между ними принципиальная. Кон-федера-ция, иначе говоря над- или сверх-федерация означает нечто, вы-ходящее за пределы государственности, хотя и небезразличное для внутреннего государственного устройства. Образование конфедерации порождает не союзное государ-ство, а союз государств. Важно заметить, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. Но такие союзы, как конфедерация, уния и протекторат определяют не толь-ко внешнеполитическое положение их участников, но и некото-рые стороны национальной государственности. Поэтому конфе-деративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом. Конфедерация представляет собой союз государств, объеди-нившихся на основании договора для осуществления общих политических целей и обязующихся согласованно принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных от-ношений. Юридической основой конфедерации является договор, за-ключенный государствами-союзниками. Этот договор или серия соглашений не являются основным законом, не составляют кон-ституцию. По своей природе они относятся к категории между-народных (межгосударственных) соглашений. Члены конфедерации нс совершают окончательной передачи своего суверенитета, политической правоспособности в пользу союза. Они сохраняют государственность и право распоряжать-ся ею. Вместе с тем конфедерация отличается от обычных между-народных договоров и организации. Участие в конфедерации связывает ее членов обширным ком-плексом обязательств. Причем конфедерацию может интересовать не только внешняя политика, но и государственный строй, внут-риполитическое состояние входящих в нее стран. Так, Союзное собрание -- орган Германской конфедерации, существовавшей с 1815 г. до создания Германской империи, -- принимало решения, обязывавшие союзников к принятию конституций, изданию зако-нов, относящихся к правам подданных. Сохраняя государственность, участники конфедерации отка-зываются от самостоятельного решения ряда политических воп-росов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, со-вместного участия в международных отношениях. Для этих союзов характер-но создание объединенных вооруженных сил. Возможна высокая степень общности в сфере кредитно-денежной системы, унифи-кация правовых систем, статуса личности и других институтов, регулируемых государственным правом. Конфедерация имеет право принимать решения для выполне-ния возложенных на нее функций. Процедура принятия и право-вое значение этих решений имеют существенные особенности. Обычные международные организации издают рекомендации либо вырабатывают тексты конвенций, которые подлежат подпи-санию руководителями присоединившихся государств и после-дующей ратификации. В конфедерации решения принимают со-юзные органы и обязывающее значение эти решения могут по-лучить из союзного договора, то есть без непосредственного участия глав государств и парламентов, без дополнительных процедур парафирования (подписания) и ратификации Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.75.. В то же время решения, издаваемые конфедерацией, не являют-ся законами. Их следует определить все же как акты международ-ного, а не национального права. Эти решения создают нрава и обя-занности не для граждан, не для юридических лиц, а в отношении собственно государств. За нарушение актов, изданных конфедера-цией, она не может наказать лиц, являющихся непосредственными виновниками, поскольку члены союза сохраняют право юрисдик-ции на своей территории. Конфедерация может привлечь к ответ-ственности само государство, где происходят нарушения ее актов, предпринять против него экономические санкции и даже воору-женные действия силами других членов конфедерации. В конфедерации отсутствует собственная система исполни-тельных органов. Исполнение решений, принятых конфедераци-ей, осуществляется органами государств, участвующих в союзе, если не считать применения конфедеративными силами санк-ций к нарушителям. Конфедерация не имеет государственных органов, что совер-шенно естественно, т. к. она не является государством. Конфедера-тивные учреждения определяются как своего рода органы меж-дународного объединения. Эти органы формируются по принци-пу делегации, а не в результате выборов, проводимых с участием граждан. В конфедерации нет парламента в строгом смысле это-го слова. Члены коллегиальных органов конфедеративного союза не являются депутатами, они представляют не граждан, а интере-сы государств-союзников. В отличие от депутатов парламента делегаты в составе союзных органов всегда связаны обязатель-ными инструкциями, полученными от своих государств, не впра-ве принимать решения по своему усмотрению. Союзные органы конфедерации принимают обязывающие решения не простым, а квалифицированным большинством голосов или даже консенсу-сом -- прямым либо подразумеваемым согласием делегаций всех участников союза. Голосование проводится по принципу "одна делегация -- один голос", тогда как в парламентах каждый депу-тат имеет право голоса. Глава конфедерации обладает председательскими, координа-ционными, но не руководящими (императивными) полномочия-ми, присущими многим главам государств. Не являясь государством, конфедерация не может устанавли-вать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в прин-ципе невозможно. Конфедерация имеет более широкие возможности привлече-ния финансовых средств, чем другие международные организа-ции. Отказ отдельных ее членов от финансирования союза может повлечь санкции, применяемые конфедерацией к нарушителям. В то же время в конфедерации нет собственной налоговой системы. Ее бюджет пополняется взносами государств, а не за счет взима-ния средств с налогоплательщиков Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995, с.77.. Бесспорным является право государств на выход из конфеде-рации. Хотя оставление союза может встретить фактические препятствия, осложниться требованиями других конфедератов исполнять ранее принятые государством обязательства, однако обладание суверенитетом дает полную свободу выбора в вопросе участия в политических объединениях. Выход из конфедерации осуществляется по соглашению участвующих в ней сторон либо в результате простой денонсации государством договора о созда-нии союза (одностороннего отказа от участия в союзе). Сецессия из конфедерации может состояться и в случае, если союз прекра-тит существование в силу окончания действия союзного договора. Конфедерации имеют в целом заслуженную репутацию неус-тойчивых, кратковременных, переходных государственных объе-динений. Считается, что конфедерации либо предшествуют со-зданию федераций, объединению территорий под единой унитар-ной государственностью, либо завершаются их распадом. Действительно, срок существования известных миру конфедера-ций не превышал нескольких десятков лет, если не считать Швей-царии (1291 - 1787 гг.), Нидерландов (1580 - 1795 гг.), а так-же древних союзов (Морской союз греческих полисов, Делос-ский союз и другие). Есть основания полагать, что конфедерации будут более или менее регулярно возникать и исчезать в мировой практике. Кон-федерациями были Североамериканские штаты; Гондурас, Ни-карагуа и Сан-Сальвадор; Рейнская конфедерация; Германия; Югославия в 1992 г.; Сенегамбия. Заключено также довольно необычное "Рамочное соглашение" 1994 г. о создании конфеде-рации между Боснией и Герцеговиной (без участия третьего субъекта Боснийской федерации -- Республики Сербской) и Республикой Хорватией. В настоящее время нельзя определенно утверждать о существовании какой-либо конфедерации. 3.3. Уния Уния представляет собой общность государств, возглавляе-мых единьш монархом. Международно-правовое значение унии зачастую невелико, иногда оно просто ничтожно. А воздействие унии на государственный строй, по крайней мере на форму прав-ления ее членов, более заметно. Унию нельзя причислить к разряду конфедераций. Во-первых, конфедерации возни-кают с участием как республик, так и монархий. Уния всегда объединяет монархии. Во-вторых, конфедерацию учреждают до-говором между государствами. Уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обяза-тельным условием существования унии, хотя и он может быть заключен ее участниками Давид P., Жофрс-Спипози К. Основные правовые системы современнос-ти. М., 1996, с. 56.. Участники унии в полной мере сохраняют свою государствен-ность, а суверенитет возглавляющего их монарха как бы удваива-ется, утраивается. Иными словами, одно лицо становится облада-телем суверенных прав одновременно в нескольких государствах. Различаются два вида общностей монархических государств -- личная уния и уния реальная. Отличия между униями состоят в условиях участия и выхода из них. Характерно, что именно от особенностей государственного, национального права зависят су-ществование или распад уний. Личная уния устанавливается между государствами, в кото-рых условия и порядок престолонаследования различны. Напри-мер, в одном государстве женщины отстранены от участия в на-следовании трона, а в другом они вправе претендовать на пре-стол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монар-хов в разных государствах. Столь же случайно они и распадают-ся, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого госу-дарства его царствование не состоится. Так, в XIX в. распались унии между Англией и Ганновером, Голландией и Люксембур-гом. Причиной этих распадов стало то обстоятельство, что по за-конам Англии королева Виктория имела все основания к цар-ствованию, а в Ганновере лица женского пола к трону не призы-вались; Голландию возглавила королева Вильгельмина, а в Люксембурге она прав на престол не получила. В реальных униях законодательство государств устанавлива-ет единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех госу-дарствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате измене-ния формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии. Например, Австро-Венгрия прекратила свое существо-вание после первой Мировой войны в результате коренного пере-устройства входивших в нее государств, упразднения в них ин-ститута императора. Распад реальной унии возможен также и в случае смены правящей династии в одной из стран. Так, Норве-гия вышла из унии со Швецией в результате того, что конфликт между королем и норвежским парламентом по вопросу устрой-ства консульской службы дал формальные основания расценить действия монарха как отказ от выполнения своих функций. Нор-вежский парламент принял решение о переходе королевских прав в другую династию, и прежний король сохранил свою власть только в Швеции. В 1943 г. прекратила существование уния между Дани-ей и Исландией в результате преобразования последней в республику. Мальта, став республикой, в 1975 г. вышла из унии с Великобританией Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.42.. Естественно, прочное соединение государств под одной коро-ной способствует их политической консолидации. Поэтому в ре-альных униях высока вероятность установления союзнических отношений. Например, Австро-Венгрию объединяла не только ди-настия Габсбургов, но и учредительные документы, закрепляв-шие политический союз, -- законы 1867 г., одобренные в отдель-ности австрийским и венгерским парламентами. В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из чис-ла стран-членов Британского Содружества. Структура Содруже-ства неоднородна. В общем в его состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-эко-номических отношениях с центром Содружества -- Великобри-танией. И только четырнадцать из них (Австралия, Гренада, Кана-да, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка и дру-гие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими свя-зями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королев-ская власть установлена не только над федеративными государ-ствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими территориаль-ное пространство этих стран.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|