реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формирование волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в Российской Федерации

реферат
аким образом, при рассмотрении сроков и субъектов предвыборной агитации в рамках последних законодательных нововведений, можно выявить ряд проблем, возникающих в сфере правоприменения, которые требуют подробного рассмотрения и толкования на федеральном уровне, а также внесения некоторых изменений в действующее федеральное законодательство.

ГЛАВА 2. МЕСТО ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Теоретические и практические проблемы соотношения предвыборной агитации и политической рекламы

Информационная деятельность граждан и общественных объединений, в том числе политических партий, осуществляемая ими в период до начала избирательной кампании, в период между выборами, даже если она имеет признаки, идентичные признакам предвыборной агитации, фактически предвыборной агитацией не является ввиду отсутствия формального критерия - срока предвыборной агитации, подробное освещение которого приведено в одном из параграфов предыдущей главы.

При исследовании проблематики формирования волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в РФ целесообразно уделить особое внимание проблемам распространения некоторых видов информации, выходящей за определенные законодательством рамки информационного обеспечения выборов, но имеющей непосредственное влияние на мнение электората. Речь идет о распространении так называемой «политической рекламы». См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. - М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 98-99.

Законодательного определения понятия «политическая реклама» в РФ на сегодняшний день не существует, а политологические определения этого понятия с точки зрения избирательного права и процесса существенного значения не имеет. Однако игнорирование рассмотрения данного вопроса в настоящей работе означало бы неполное освещение обозначенной темы, поскольку между понятиями «предвыборной агитации» и «политической рекламы» существует немало сходств.

Существует мнение, в соответствии с которым можно с известными оговорками утверждать, что предвыборная агитация является специфической составной частью политической рекламы, осуществляемой исключительно в рамках избирательной кампании и регулируемой, прежде всего, законодательством о выборах. См.: Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки / В.Д. Мостовщиков // Журнал российского права. 1999. № 5-6. С. 23.

В настоящее время, с учетом закрепленного в Федеральном законе «О рекламе» положения о том, что этот Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232, статья 2., можно утверждать, что законодатель признал такую агитацию составной частью (видом) политической рекламы.

Именно поэтому только со дня официального опубликования решения соответствующего органа, должностного лица о назначении выборов (с момента начала избирательной кампании) появляются юридические основания квалифицировать подобную информационную деятельность (политическую рекламу, распространяемую в ходе избирательной кампании) уже как предвыборную агитацию. См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. - М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 98-99.

Институт политической рекламы занимает важное место в правовой системе зарубежных стран. Например, в США, как было уже упомянуто в предыдущей главе данной работы, существует так называемая «тематическая политической реклама». В соответствии с решением Верховного Суда США по делу Бакли против Валео, не могут быть ограничены политические выступления, включая и политическую рекламу, в которых упоминаются кандидаты в контексте высказывания точек зрения на определенную тему. См.: Пинто-Душинский М., Постников А. Финансирование избирательных кампаний за рубежом: Правовое регулирование и политическая практика. [Электронный ресурс] /Демократия.ру. - 1999. - Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/ articles/rus_1999-10.html. При этом отсутствует законодательное закрепление понятий «политическая реклама» и «предвыборная агитация», однако фактически определенные различия между ними есть, и связаны они с правилами финансирования избирательных кампаний кандидатов. Под регулирование законодательных ограничений относительно финансирования исключительно через избирательные фонды подпадают только те мероприятия, посредством которых четко формулируется призыв к избранию кандидата или его поражению, при этом в идентификации данного кандидата не должно быть сомнений. Все остальные действия, в том числе и направленные на призывы к поддержке политических партий квалифицируются как политическая реклама, а соответственно расходы на их осуществление избирательным законодательством США не ограничиваются.

По оценкам некоторых исследователей, в 1995 - 1996 гг. 20-30 групп граждан США потратили на тематическую предвыборную рекламу, по меньшей мере 50 миллионов долларов, а возможно даже, порядка 100 миллионов доллоров. См.: Пинто-Душинский М., Постников А. Финансирование избирательных кампаний за рубежом: Правовое регулирование и политическая практика. [Электронный ресурс] /Демократия.ру. - 1999. - Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/ articles/rus_1999-10.html. Суммы затрат на такого рода мероприятия, не оставляют сомнений в значительном влиянии тематической предвыборной рекламы на исход выборов. Несмотря на это, американский законодатель до сих пор игнорирует наличие непосредственных связей такой рекламы и избирательных кампаний кандидатов, а, следовательно, не усматривает необходимости ее запрещения.

Тема политической рекламы достаточно актуальна и в российском обществе, современный период развития которого характеризуется активным партийным строительством, структуризацией и оформлением новых контуров партийно-политической системы в России. Вместе с тем, правовое регулирование отношений в этой сфере не успевает за меняющимися реалиями общественно-политической жизни - законодательного акта, регламентирующего порядок распространения всех видов политической рекламы в РФ, в настоящее время не существует. Тем не менее, вопросы, связанные с распространением политическими партиями, их структурными подразделениями информации, которая, исходя из ее содержания, может рассматриваться только как политическая реклама, возникают все чаще.

Федеральный закон «О рекламе» является в настоящее время единственным федеральным законом, в котором употребляется понятие «политическая реклама». См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232, статья 33.

Исходя из терминологии Федерального закона «О рекламе» в контексте законодательства РФ о выборах, при рассмотрении понятия «реклама» в качестве родового понятия, можно выделить три вида рекламы:

· коммерческую рекламу («собственно рекламу») ;

· социальную рекламу;

· политическую рекламу. См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. - М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 203-205.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» реклама (в значении коммерческой рекламы) - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232, статья 3.

Однако политическая реклама, разновидностями которой является предвыборная агитация, выводится за рамки сферы применения Федерального закона «О рекламе». См.: Там же, статья 2. При этом, стоит отметить, что политическая реклама не перестает быть рекламой - она просто не регулируется нормами данного закона, а если точнее, не регулируется российским законодательством вообще.

В связи с полным правовым вакуумом в сфере общественных отношений, складывающихся при фактическом осуществлении деятельности по распространению в тех или иных формах политической партией, ее структурным подразделением, материалов, посвященных их деятельности, программам, мероприятиям и идеям, возникает множество вопросов, иногда затрагивающих и сферу избирательных правоотношений.

Если обратиться к истории проведения одной из последних федеральных избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ в 1999 г., то можно отметить, что именно впреддверии этой кампании возникли жаркие споры относительно разграничения политической рекламы и предвыборной агитации.

Активная кампания по доведению до сведения широкой публики и пропогандированию идей и планов политической партии «Либерально-демократическая партия России» (далее - ЛДПР) началась уже в конце весны 1999 г. Так 13 мая по четырем общероссийским каналам одновременно были запущены пять рекламных роликов этой партии. Через некоторое время появилась телевизионная, печатная и наружная политическая реклама других избирательных объединений (политических партий «Яблоко», «Аграрная партия России», существовавших в то время избирательных блоков, например, блока «Правое дело» и других потенциальных участников предстоящих выборов в Государственную Думу ФС РФ).

В середине июля представители ЦИК РФ провели встречу с руководителями крупнейших телеканалов, во время которой прозвучало предложение прекратить «предвыборную агитацию». См.: Термина «политическая реклама» в законе нет. Ее правил - тоже. [Электронный ресурс] / Комментарий Центра «Право и СМИ». - 1999. - Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/61/ch2.htm. Председатель ЦИК РФ Вешняков А. А. заявил о том, что данные действия являются незаконной предвыборной агитацией, так как она началась до дня регистрации кандидатов. См.: Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации. [Электронный ресурс] / Права человека в России. Лекции для молодых юристов и активистов НПО.- 2000. - Режим доступа: http://www.hro.org/editions/lections/01.htm.

Действительно, день регистрации кандидатов является определяющим, потому что согласно определению, под «предвыборной агитацией» может пониматься деятельность граждан, имеющая целью побудить избирателей голосовать за тех или иных зарегистрированных кандидатов. То есть незарегистрированный кандидат, по сути, кандидатом вообще не является. Однако возникает определенный парадокс - ни одного зарегистрированного кандидата нет, а реклама во всю идет.

Однако, несмотря на позицию ЦИК РФ, в течение следующего месяца интенсивность появления политической рекламы в эфире лишь возросла, а список размещающих ее общественных объединений пополнился еще несколькими крупными политическими партиями и ранее функционировавшими избирательными блоками. Ни политики, ни представители СМИ не стали вступать с ЦИК РФ в полемику относительно законности требований прекращения «агитации» и, в целом, правильности оценки производимых ими действий как агитационных. Потенциальные участники предстоящей предвыборной гонки просто коллективно проигнорировали данные требования. См.: Термина «политическая реклама» в законе нет. Ее правил - тоже. [Электронный ресурс] / Комментарий Центра «Право и СМИ». - 1999. - Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/61/ch2.htm.

Представители ЦИК РФ так и не предъявили каких-либо претензий ни телекомпаниям, которые транслировали соответствующие информационные материалы, ни самим избирательным объединениям, их размещавшим, поскольку вне рамок избирательной кампании Федеральный закон об основных гарантиях , также как и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ», вообще не действует. См.: Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации. [Электронный ресурс] / Права человека в России. Лекции для молодых юристов и активистов НПО.- 2000. - Режим доступа: http://www.hro.org/editions/lections/01.htm.

Следующее предупреждение ЦИК РФ было вынесено через несколько дней после опубликования 10 августа 1999 г. указа Президента РФ о назначении даты выборов, и, соответственно, официального начала избирательной кампании. Председатель ЦИК РФ, сделал в адрес ЛДПР заявление следующего содержания: «...за агитацию с нарушением сроков и помимо использования средств избирательных фондов закон нас прямо обязывает - отказывать в регистрации. Еще раз, последний, предупреждаем и начинаем действовать». См.: Термина «политическая реклама» в законе нет. Ее правил - тоже. [Электронный ресурс] / Комментарий Центра «Право и СМИ». - 1999. - Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/61/ch2.htm.

Стоит отметить, что, несомненно, дата публикации президентского указа о назначении выборов является поворотным моментом, поскольку именно этот день представляет собой отправную точку избирательной кампании в целом, однако по-прежнему спорным остается вопрос о возможности привлечения к ответственности субъектов незаконной агитации, поскольку, как уже было отмечено в заключительном параграфе предыдущей главы, избирательные объединения могут стать такими субъектами только смомента регистрации соответствующих списков кандидатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.