Формирование правового государства в России
30 Оглавление. Введение................................................................................................................3 1. Понятие права и государства.......................................................................6 2. Правовое государство...................................................................................11 2.1 Понятие правового государства...........................................................11 2.2 Признаки правового государства.........................................................11 2.3 Пути формирования и основы правового государства.....................12 3. Соотношение правового государсвта и гражданского общества..........15 4. Взаимосвязь права и государства с другими сферами общественной жизни......................................................................................................................19 4.1 Право, экономика и политика...............................................................19 4.2 Право, правосознание и правовая культура.......................................19 5. Правовое государство в современной России............................................26 Заключение...........................................................................................................30 Библиографический список..............................................................................31 Введение. Государство, право и экономика - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право - это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право». По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось. Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М. 1978. С. 174., ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений» Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.. При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее - с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством. Другой подход к праву - непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды». Цель исследования- рассмотреть особенности взаимодействие государства права и экономики. Задачи исследования:. 1. Изучить понятие права и государсвта. 2. Определить особенности правового государства. 3. Проанализировать соотношение правового государства и гражданского общества. 4. Выявить взаимосвязь права и государсвта с другими сферами общественной жизни. 5. Расмотреть правовое государство в России. Государство, право и экономика взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений. 1. Понятие права и государства. Определение понятия права имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, от его содержания и формы зависят направление научного анализа в правоведении и его результаты, во-вторых, оно жизненно важно при непосредственном применении юридических норм надлежащими органами и лицами, так как в соответствии с ним нередко решается основной вопрос практической юриспруденции - правомерность поведения субъектов. Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно - способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия «право» стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости. Как следствие, в философских, юридических, политических, этических доктринах, в практике политической борьбы, как в прошлом, так и в настоящем, неравнозначные по своему содержанию понятия обозначены термином «право». В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.. Понятно, что право - многогранное социальное явление, и оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. Столь же многообразными могут быть определения понятия права. Каждое определение раскрывает какую-то сторону (или стороны) этого явления, но все они соответствуют одному (единому) понятию права. При этом практически невозможно в одном определении отразить всю сущность права. А.М. Васильев отмечал, что это доступно лишь теории права в целом. Возможность различных определений как раз и способствует синтезированному научному анализу. Как следствие указанной возможности в современной отечественной правовой теории сформулированы определения понятия права как феномена общечеловеческой ценности (некоторые из них приведены выше), а также операционнальные. Первые характеризуют право с мировоззренческих, философских позиций, последние нацелены на непосредственно практическое применение в конкретных юридических ситуациях, когда решается вопрос о правомерности действий индивида. (Надо иметь в виду, что в научном смысле операционнальные определения формулируют не теоретические понятия, а эмпирические условия их применимости.) Одно из последних операциональных определений понятия права принадлежит С.С. Алексееву: право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения. Как видим, здесь правом являются лишь признанные государством нормативные положения. В соответствии с этим определением признаки права таковы: общеобязательная нормативность, утверждающая в обществе единые и постоянные правила поведения, имеющие всеобщее действие; выражение норм в законах, иных признаваемых государством источниках, являющихся формой общеобязательной нормативности, что придает праву качество институционного образования, т.е. явления объективированного в признаваемых государством документах. Тем самым нормы приобретают свойство формальной определенности, но не остаются вербальными идеями; действие через дозволения, через субъективные права. Этот признак подчеркивает, что стержнем права является категория свободы. Несмотря на то, что в содержание права включены запреты, предписания и т.п., все же основной критерий - дозволения, правомерное поведение, признаваемое обществом; государственная обеспеченность. Она ограничивает право от других социальных регуляторов (например, морали), не имеющих такой обеспеченности, и придает ему надежность авторитетом государственной власти, способной к принуждению, которой, тем не менее, не следует придавать всепоглощающего значения. Нормы права, не соответствующие критериям естественного права, при их реализации приводят нередко к применению антигуманных средств и связаны с нравственными и психологическими деформациями Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992. С.320.. В течение последних лет, освободивших нас от догм тоталитарной идеологии, наука теории права значительно продвинулась на пути к раскрытию сущности права, которая все же остается до конца непознанной. Грядущее время, несомненно, обогатит правовую науку соответствующими исследованиями. С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми и власти. В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Поэтому точной будет следующая формулировка: государство -- это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Социологическая характеристика государства выделяет следующие его черты: 1. Право на применение силы. Государство имеет специализированные органы принуждения, которые вступают в действие в определенных правом ситуациях. 2. Суверенность. В пределах своих границ государство имеет высшую и неограниченную власть по отношению к субъектам внутренней деятельности. Другие государства должны уважать этот принцип. 3. Всеобщность. Своей компетенцией государство охватывает всех людей, находящихся на его территории. Государство функционирует в пределах установленного права, которое выступает также и регулятором взаимоотношений граждан. 4. Аппарат государства. Государство существует и функционирует через свои органы -- законодательные, исполнительные, контрольные, судебные и др. Территория. Государство неразрывно связано с определенной территорией, на которую распространяется его власть и право. территориальный фактор выступает атрибутом государства. Активность государства по отношению к обществу, естественной и внешней среде классифицируют как функции государства. Их простейшее деление -- это внутренние и внешние функции. Можно выделить такие внутренние функции: хозяйственную; культурно-воспитательную -- образование, наука, спорт; социальную -- обеспечение безопасности, социальных программ, порядка (гарантии элементарного порядка, борьба с преступностью, содержание тюрем и аппарата принуждения, охрана общественного строя от дестабилизации). Некоторые исследователи выделяют в исторической перспективе функцию содействия сознанию, развитию нации, расширению межнациональных связей, отражению в своей деятельность национальных проблем.
Страницы: 1, 2, 3
|