реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Форма российского государственного усройства

реферат
p align="left">Таким образом, подводя итог по вопросу конституционно-правового статуса республик, можно выделить основные моменты: они созданы по национально-территориальному признаку; в Конституции РФ они обозначены как государства, хотя это не дает им особых прав и привилегий; в перечне субъектов они поставлены на первое место; главным правовым актом является Конституция Республик; главный правовой акт может быть принят как законодательным органом власти, так и на референдуме, а в других субъектах только органом законодательной власти; они имеют право на установление своих государственных языков, для других субъектов такая категория не предусмотрена, хотя всем народам гарантируется сохранение и использование их родных языков. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 2. М.: Юристъ. 2007г. стр.113

В составе РФ находятся девять краев, сорок шесть областей, два города федерального значения, которые являются государственно-территориальными образованиями. Они, также как и республики, обладают определенной учредительной властью, вправе принимать уставы, законы, имеют свою символику, являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, образуют органы государственной власти. Края, области имеют административные центры. Статус города федерального значения г. Москва имеет определенные особенности, которые определены Законом РФ 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ».

Эти особенности связаны с осуществлением функций столицы: органы государственной власти Москвы предоставляют федеральным органам государственной власти, представительствам, здания, строения, сооружения; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; согласовывают проект генерального плана развития города; участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города.

Затраты города, связанные с осуществлением этих функций полностью компенсируются за счет федерального бюджета.

В состав России входят одна автономная область и четыре автономных округов: Еврейская автономная область; Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр.337

Автономная область является одним из форм национальной государственности народов РФ - национально-государственным образованием. Она входит в состав РФ непосредственно (Законом РФ от 15 декабря 1990 г., все автономные области были выведены из состава краев). Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в РФ непосредственно или через другой субъект РФ.

Говоря об автономии вообще, то она используется в практике государственного строительства многих стран. Автономия - это право на самостоятельное решение вопросов своей жизни определенной территорией или совокупностью людей. Если автономия выступает способом обеспечения самостоятельности территории, то это территориальная (областная) автономия, которая, в свою очередь, может быть реализована в двух вариантах: национально-территориальная, как средство национального самоопределения народов. В этом случае территория компактного проживания этноса объявляется национально-территориальной автономной единицей - автономная республика, область, округ, национальный район; территориальная автономия, когда территориальным единицам предоставляется более широкий круг прав, возможностей самостоятельного решения вопросов, ранее находившихся в ведении центральной власти. Применительно к территориальной автономии используются понятия политическая, административная автономия. О них речь идет при создании автономных единиц, приближающихся по статусу и правам к государству, но они не государства в настоящем смысле этого слова, а так называемые «квазигосударства». Административная автономия обычно представлена единицами, близкими по положению и объему прав к обычным административно-территориальным единицам. От территориальной автономии отличается национально-культурная автономия: объединяет лиц одной национальной принадлежности, проживающих некомпактно, а разбросанных по всей территории государства. Ее суть отражается в наименовании - общество людей одного национального происхождения, языка, созданное для поддержки их интереса к своей истории, культуре, литературе. Кутафин О.Е. Российская автономия. М.: Юристъ. 2008г. стр.83

При этом на практике возникла конституционно-правовая коллизия: если край, область, автономный округ являются субъектами РФ, значит, они равны в статусе; если же автономный округ входит в состав края, области, то он принимает подчиненное положение, в результате чего между органами некоторых областей и округов стали возникать трения. Перспективы разрешения данных проблем возможны в двух направлениях: либо объединение этих субъектов в один; либо выход автономного округа из состава края, области. На эту проблему обращал внимание и Конституционный Суд РФ. Так в своем постановлении от 11 марта 1993 г., отметил, что нахождение округа в составе края, области не означает поглощения ее территории, являющейся составной частью территории РФ.

В другом постановлении от 14 июля 1997 г., суд признал, что равноправие субъектов не исключает вхождение округа в край или область. Вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в случае, если происходит включение его территории и населения в состав другого субъекта. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области.

В 2003 г. были внесены дополнения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов», которые установили, что большинство полномочий по предметам совместного ведения осуществляется органами государственной власти края, области, на всей территории, включая территорию автономного округа. По предметам исключительного ведения, полномочия осуществляются округом самостоятельно.

Хотя два вида субъектов РФ сохранили в своем наименовании слово «автономный», на деле национально-территориальной автономии в РФ нет, т. к. соответствующие субъекты на равных условиях осуществляют территориальное самоуправление, участвуют в делах Федерации. Национально-культурная автономия официально признается как конструктивная форма учета интересов представителей национальностей, проживающих не компактно, а разрозненно, с использованием для этого организационно-правовой формы общественных объединений. Баглай М.В. Конституционное право России. М.: Норма. 2007г. стр. 384

Согласно Федеральному закону от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» - это форма национально-культурного самоопределения, представляющее собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящихся в ситуации национального меньшинства, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, языка, культуры, образования. Организационно-правовой формой является общественная организация. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Она может быть трех видов: местной, региональной, федеральной. Местная вправе организовывать региональную автономию. Региональные автономии двух и более субъектов могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Федеральная создается не менее половиной зарегистрированных региональных автономий.

Местная учреждается на общем собрании граждан, относящих себя к определенной этнической общности - постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образовании. Учредителями могут выступать, наряду с гражданами, общественные объединения граждан относящиеся к числу таковых. Делегаты местных автономий на конференции могут учредить региональную автономию в пределах субъекта; делегаты региональных могут учредить федеральную автономию. Все они подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

Если этносы имеют свои субъекты РФ, то автономию создают граждане соответствующей национальной принадлежности, проживающие за пределами этого субъекта. ФЗ гласит, что федеральные, региональные автономии граждан, имеющих соответствующие республику, округ, область и органы государственной власти субъектов РФ могут координировать свою деятельность; участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных языков и культуры на основе соглашений и договоров.

Национально-культурная автономия имеет право: - получать поддержку со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, необходимую для сохранения самобытности, языка, культуры; - обращаться в органы власти, местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; - создавать СМИ в порядке установленном законом, получать и распространять информацию на национальном языке; - сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; - следовать национальным традициям и обычаям, развивать и возрождать народные промыслы и ремесла, - создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; - участвовать через представителей в деятельности международных неправительственных организаций. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. СЗ РФ 2002г. Ст. 38

Конституция РФ, Федеративный договор, конституции и уставы субъектов определяют предметы совместного ведения РФ и субъектов, вопросы находящиеся в ведении самих субъектов, следовательно, находящиеся вне пределов ведения полномочий РФ.

Проблема реального разграничения полномочий РФ и ее субъектов по предметам совместного ведения является одной из злободневных в федеративных отношениях. Для упорядочения деятельности были разработаны важные меры, которые закреплены в главе IV ФЗ «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной органов государственной власти субъектов РФ», которые именуются «Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов». Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта по предметам ведения субъектов определяются конституцией, уставом, нормативным актом субъекта; по предметам совместного ведения - Конституцией, Федеральным законом, договорами о разграничении полномочий; по предметам ведения Федерации - законами, нормативными актами Президента, Правительства РФ.

Предметы совместного ведения и субъектов в области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций, уставов, законов республик Конституции РФ, - ФЗ; защита прав и свобод человека и гражданина; прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, порядка их формирования; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

Большой круг вопросов законодательного регулирования: трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, административное, административно-процессуальное законодательство.

В области экономической, социальной, культурной политики к совместному ведению относятся вопросы владения, пользования, распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защиты материнства, отцовства, детства; социальная защита, социальное обеспечение, осуществление мер по борьбе с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. Вопросами совместного ведения РФ и ее субъектов являются такие кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр.335

Особую область совместного ведения составляют внешние сношения, где общей заботой РФ и субъектов являются координация международных и внешнеэкономических связей субъектов, выполнение международных договоров РФ. ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» устанавливает порядок координации международных и внешнеэкономических связей, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов. В законе отмечено, что они обладают правом на осуществление таких связей только с субъектами иностранных федеративных государств, их административно-территориальными образованиями, участвовать в деятельности международных организаций, в рамках органов, специально созданных для этой цели. Такие связи с органами государственной власти иностранных государств субъекты РФ могут осуществлять лишь с согласия Правительства РФ.

Согласно ФЗ, органы субъекта должны заблаговременно уведомить соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры, о заключении соглашения. Проект соглашения не позднее, чем за месяц до подписания представляется для согласования в МИД РФ, а при необходимости и в другие федеральные органы исполнительной власти. Они, в свою очередь, информируют органы государственной власти субъекта о результатах рассмотрения проекта не позднее 20 дней после получения проекта. При этом эти соглашения независимо от наименования, формы, содержания не являются международным договором.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.