реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Федеративное устройство России

реферат
p align="left">Конституция РФ устанавливает общий принцип изменения статуса субъекта Федерации, который заключается в том, что должно быть взаимное согласие Российской Федерации и данного субъекта.

Однако Конституцией РФ не установлена процедура изменения как самого статуса субъекта Федерации, так и реализация принципа взаимного согласия. Такие процедуры должны быть урегулированы специальным федеральным конституционным законом, который еще не принят.

По взаимному согласию между субъектами Федерации может быть произведено изменение их границ, которое обязательно подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В случае внесения изменений в наименование субъекта Федерации, которое осуществляется самим субъектом, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень всех субъектов Федерации. Такое изменение осуществляется принятием специального указа Президента РФ, а каких-либо согласительных или иных процедур со стороны федеральных органов власти законодательством не предусмотрено.

Конституция РФ устанавливает некоторые особенности отдельных видов субъектов Федерации, что дает основание российским исследователям определять Российскую Федерацию как "асимметричную", поскольку в абсолютном большинстве зарубежных федераций устанавливается и гарантируется определенная симметрия как в наименованиях, так и в перечне признаков самого субъекта Федерации. Конституция РФ определяет республики, входящие в ее состав, как государства (ч. 2, ст. 5).

Другие виды субъектов, входящих в состав РФ, Конституцией никак не определены, хотя в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области определены. То есть край, область, автономный округ определены как государственно-территориальные образования, что, наряду с существованием национально-территориальных образований, характеризует Российскую Федерацию как "асимметричную".

При этом необходимо отметить, что традиционно федеративные государства не содержат в своем составе таких субъектов, как республики. Это было характерно для социалистического типа федераций (Советского Союза, Чехословакии, Югославии). Социалистические Федерации распались на отдельные самостоятельные государства. А в других федерациях таких субъектов, как республики, не предусмотрено. Кроме того, в состав Федерации как единого союзного государства не входят другие государства, это скорее характерно для конфедерации как формы объединения полностью суверенных государств. Поэтому и с этой точки зрения Российская Федерация является совершенно своеобразной. Республики как субъекты Российской Федерации имеют свое гражданство. Другие субъекты такого права лишены. В данном случае здесь наблюдается опять разительное отличие от мирового опыта федерализма, когда одни Федерации (США, Германия) предоставляют своим субъектам всем без исключения право иметь свое гражданство, другие (Индия) лишают все свои субъекты такого права.

Конституцией РФ вопрос республиканского гражданства не урегулирован. Вместе с тем вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса гражданина Российской Федерации и вопросы выхода российских граждан из гражданства РФ являются исключительной компетенцией самой Федерации, а не ее субъектов - республик.

В соответствии с нормами Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки, хотя более конкретно вопрос о государственных языках республик Конституцией также не регулируется.

Особенностью российского федерализма и правового статуса ряда субъектов Федерации является вхождение автономных округов в состав края или области. Это также отличительная особенность российского федерализма, поскольку в других федерациях одни субъекты не могут входить в состав других субъектов, что неизбежно вызывало бы правовые и организационные коллизии. По Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. По постановлению Конституционного суда РФ о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции РФ констатировалось, что вхождение автономного округа в состав края, области означает, что, будучи равноправным субъектом Федерации, он одновременно составляет часть другого ее субъекта. Это означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов.

Конституция РФ закрепляет в качестве субъектов Российской Федерации два города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург. Следует отметить, что Москва, являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации, одновременно является столицей Федерации со своим особым статусом столицы. Санкт-Петербург является также самостоятельным субъектом Федерации. В обоих городах федерального значения осуществляется местное самоуправление.

Несмотря на определенные особенности различного вида у субъектов Российской Федерации имеется много общего, что дает основание говорить о наличии единого конституционно-правового статуса всех субъектов РФ.

Прежде всего, каждый субъект РФ имеет свою территорию, положения о которой закрепляются в Конституциях и уставах субъектов Федерации. Территория субъекта Федерации целостна, неделима, неприкосновенна и не может быть изменена без согласия субъекта Федерации. Помимо своей собственной территории каждый субъект имеет свою правовую систему. Вне предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, все субъекты самостоятельно осуществляют правовое регулирование, включая принятие основных законов - Конституций или уставов, обычного (текущего) законодательства и принятие иных нормативных актов.

Республики принимают Конституции, порядок принятия и изменения которых закрепляется Конституцией данного субъекта. Конституции республик могут приниматься как референдумом (всенародным голосованием), так и законодательным (представительным) органом республики. Остальные виды субъектов Российской Федерации принимают свои уставы, как установлено Конституцией РФ, законодательным (представительным) органом данного субъекта Федерации. Поэтому принятие уставов каким-либо другим способом, включая региональный референдум, не предполагается.

Системы права субъектов Федерации представляют собой составную часть системы права всей Российской Федерации. Отсюда следует, что системы права субъектов Федерации должны строиться на конституционных принципах Российской Федерации, а основные законы субъектов, текущие законы и другие нормативные акты, принимаемые в субъектах, не должны противоречить общефедеральной Конституции и федеральным законам. Необходимо отметить, что в Конституциях республик можно найти положения, не соответствующие нормам основного закона РФ. В различных Конституциях это несоответствие касается статуса республик в составе Российской Федерации, гражданства и государственных языков, пределов действия Конституции РФ и федеральных законов, разграничения предметов ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик, системы органов государственной власти и местного самоуправления, прав человека и гражданина.

Субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно свою систему органов государственной власти, которая должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законодательством. В систему органов государственной власти субъекта РФ входит законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, иные органы государственной власти, устанавливаемые конституцией или уставом субъекта Федерации. В систему органов государственной власти субъекта Федерации может входить и высшее должностное лицо субъекта, должность которого установлена конституцией или уставом субъекта.

Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Структура и полномочия этого законодательного органа устанавливаются конституцией или уставом данного субъекта. Формирование законодательного органа осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательный орган субъекта избирается на 4 или 5 лет, а численность депутатов колеблется от 250 депутатов в Татарстане, 65 - в Бурятии до 32 депутатов в Туве.

Президент республики может досрочно распустить законодательный орган. Но он лишен этого права в течение первого года после избрания законодательного органа; если законодательный орган предъявил президенту конституционные обвинения, если на территории республики введено чрезвычайное положение, если до окончания срока президентских полномочий остается шесть месяцев.

Основные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Федерации сводятся к следующему:

o принятие местной Конституции;

o внесение поправок в Конституцию или устав субъекта Федерации;

o принятие региональных законов, внесение в них поправок и изменений;

o решение вопросов, касающихся границ субъекта Федерации;

o решение вопроса о проведении референдума в субъекте Федерации;

o назначение очередных или внеочередных выборов президента или высшего должностного лица субъекта Федерации;

o принятие местного бюджета;

o распоряжение собственностью субъекта и другие полномочия.

Правом законодательной инициативы обладают депутаты законодательного (представительного) органа, высшее должностное лицо субъекта Федерации, представительные органы местного самоуправления. Конституция или устав субъекта Федерации предусматривают возможность предоставления права законодательной инициативы также общественным объединениям или группе граждан.

Законы субъекта Федерации направляются высшему должностному лицу для подписания и обнародования. Высшее должностное лицо имеет право отклонить принятый закон и направить его на повторное рассмотрение высшим представительным органом субъекта Федерации. Депутаты могут преодолеть вето на закон, наложенное высшим должностным лицом.

Депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Федерации не могут быть депутатами других представительных органов, занимать государственные должности, находиться на государственной службе. Депутаты работают на профессиональной основе и не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Конституция или устав субъекта Федерации закрепляет принцип неприкосновенности депутата законодательного органа в течение всего срока его полномочий. Лишение депутата неприкосновенности может быть решено законодательным (представительным) органом субъекта по представлению прокурора субъекта Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации установлена система органов исполнительной власти (высший исполнительный орган) во главе с его руководителем. Руководитель высшего исполнительного органа избирается гражданами данного субъекта путем всеобщего голосования на срок до 5 лет и, как правило, не может быть переизбран на свою должность более двух сроков подряд.

При избрании должностного лица на должность количество выдвигаемых кандидатов не ограничено. При этом в республиках кандидат на должность президента должен быть гражданином данной республики, проживать постоянно на ее территории установленный Конституцией срок, владеть национальным языком, произносить присягу при вступлении в должность на национальном государственном языке республики. В других субъектах Федерации таких требований не установлено.

Высшее должностное лицо как глава исполнительной власти не может исполнять никаких других государственных функций, быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью. Ему может быть выражено недоверие законодательным органом, а если это предусматривается законодательством субъекта Федерации, то он может быть досрочно отозван избирателями со своего поста.

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица внеочередные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев.

Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В его полномочия входит исполнение Конституции, законов и иных нормативных актов на территории субъекта, социально-экономическое развитие субъекта, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществление иных полномочий.

Правовые акты органов и должностных лиц субъекта, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам, должны быть опротестованы соответствующим прокурором или его заместителем. Президент Российской Федерации имеет право обратиться в законодательный орган субъекта Федерации с представлением о приведении Конституции или устава субъекта в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, приостанавливать действие акта высшего должностного лица и органа исполнительной власти. А высшее должностное лицо субъекта имеет право обращения в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти акта Конституции Российской Федерации федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.