Федеральные и региональные целевые программы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет дистанционных технологий Кафедра «Финансы и кредит» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды» Бузулук 20081. Федеральные и региональные целевые программыРост экономики составил 8,1 процента, это один из самых больших результатов за последние годы. Россия обошла такие страны «восьмерки», как Италия, Франция, и по объему экономики теперь занимает седьмое место в мире (по данным международных экспертов). Реальные доходы граждан выросли на 10,4 процента. Реальная заработная плата - на 16,2 процента. Реальная пенсия - на 3,8. Это тоже плюс, тоже выше инфляции, на 3,8, но все-таки рост пенсий значительно отстает от роста заработной платы. Поэтому с 1 февраля этого года мы уже увеличили страховую часть пенсии на 12 процентов, с 1 апреля предполагается второе увеличение страховой части пенсии - на 7,5 процента и с 1 августа текущего года увеличение базовой части пенсии - на 15 процентов. При этом Правительство обещает следить за тем, как будет развиваться ситуация с инфляцией, Правительство должно будет это делать обязательно, и корректировать рост пенсионных доходов в соответствии с этим макроэкономическим показателем. Успешно реализуется и демографический проект. Казалось, что это вообще неподъемное дело. Между тем рост динамики рождаемости был самым большим в 2007 году за 25 лет и детей родилось так много, как не рождалось за последние 15 лет. И что особенно важно, мы достигаем прямо той цели, которую перед собой ставили: значительно увеличилось количество вторых и третьих детей в семьях, на 10 процентов (с 33 процентов примерно до 42-х процентов). При этом индексируются все пособия в этой сфере, включая и материнский капитал. Он начинался с 250 тысяч рублей (материнский капитал составлял такую сумму). В 2008 году он уже будет 271 тысяча, а в 2010-м - планируется примерно 307 тысяч, в зависимости от того, как Правительство будет справляться с инфляцией. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума: вы знаете, что это одна из больших, острых проблем - бедность населения. Если в 2000 году считалось, что у нас в стране более 30 процентов населения находится за чертой бедности, то в 2005 году это было 17,7 процента, в 2006-м - 15,3 процента, а в 2007-м - уже меньше 14 процентов. Уменьшилось и число безработных. Промышленное производство показывает хорошую динамику роста. В 2005 и 2006 годах рост промышленного производства не превышал 4-х процентов, в 2007 году он был уже 6,3 процента. Порадовали обрабатывающие отрасли промышленности. Некоторые отрасли росли просто очень высокими темпами. Имею в виду не только сферу услуг, но, скажем, и строительство - 20 процентов примерно, жилищное - еще больше. Это уже похоже на строительный бум в стране. Инвестиции в основной капитал самые большие за все предыдущие восемь лет. Такого не было даже в 2000 году, когда рост экономики составил 10 процентов. Инвестиции в основной капитал составили 21,1 процента. Чистый приток частного капитала в Российскую Федерацию составил в прошлом году 82,3 миллиарда долларов, это в два раза больше чем в 2006 году. Укрепляется финансовое состояние нашей страны. Золотовалютные резервы увеличились на 170 миллиардов долларов и приближаются к отметке в полтриллиона долларов США, точнее, 478,6 по последним данным, чуть-чуть понижение произошло в связи с изменением курса доллара. Стабфонд составляет 3,84 триллиона рублей. Российские банки достаточно легко прошли кризис ликвидности. Фондовый индекс увеличился на 20 процентов, это чуть меньше, чем в прошлом году, но в прошлом году вообще был рекорд. И вообще фондовый рынок России растет рекордными темпами, 20 процентов - очень неплохой показатель. Работа с федеральными целевыми программами в ближайшей перспективе должна быть ориентирована на достижение конечных результатов в контексте повышения эффективности деятельности государственных заказчиков, создания действенных рычагов учета и контроля за ходом реализации программных мероприятий, выполнения принятых обязательств по финансированию программ. Это должно осуществляться в строгом соответствии с положениями действующего законодательства, решениями Правительства Российской Федерации. Переход к работе с федеральными целевыми программами, ориентированной на конечный результат, предусматривает усиление механизмов контроля за реализацией программ и должен включать два основных элемента: · внешний контроль, осуществляемый Правительством Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфином России, Минпромнауки России, а также государственными контролирующими органами; · внутренний контроль, осуществляемый самими федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками федеральных целевых программ. При этом возрастает роль отчетности, мониторинга и оценки результатов, что предполагает разработку системы показателей, позволяющих отслеживать соответствие фактически достигнутых результатов целям программ. Процесс отслеживания хода реализации программ должен осуществляться практически непрерывно. С этой целью от государственных заказчиков необходимо потребовать для каждой действующей федеральной целевой программы определения обязательных количественных показателей их результативности - одного из важнейших критериев, одобренных Правительством Российской Федерации. Решение указанных задач возможно при условиях: · обеспечения еще большей открытости процедур формирования и реализации мероприятий федеральных целевых программ; · осуществления действенного контроля за их реализацией, повышения ответственности государственных заказчиков за достижение целей программ и своевременного представления качественной отчетности по использованию финансовых средств по всем источникам финансирования; · мобилизации из всех источников финансовых средств, направляемых на реализацию программ. Целесообразно внедрить практику ежегодной оценки государственными заказчиками финансирования федеральных целевых программ по утвержденным показателям с учетом потребностей программ в средствах из всех источников, одобренного Правительством Российской Федерации перспективного финансового плана Российской Федерации, реальных возможностей финансирования мероприятий программ за счет федерального бюджета, а также мобилизации средств, привлекаемых из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Анализ работы государственных заказчиков федеральных целевых программ по совершенствованию механизма управления программами, повышению эффективности реализации программных мероприятий, упорядочению расходования средств из федерального бюджета свидетельствует о том, что имеются резервы по совершенствованию методов работы с федеральными целевыми программами. К ним относятся экспертные проверки, являющиеся одним из инструментов текущего мониторинга реализации федеральных целевых программ. С целью повышения эффективности экспертных проверок в Минэкономразвития России подготовлен проект рекомендаций по организации и проведению экспертных проверок федеральных целевых программ, которые могли бы оказать государственным заказчикам определенную помощь в практической работе с федеральными целевыми программами. В качестве одного из инструментов проведения экспертных проверок, а также для подготовки годового отчета в Минэкономразвития России разработан проект рекомендаций по проведению анализа хода реализации федеральных целевых программ, с помощью которых можно осуществлять оценку соответствия фактических показателей их реализации показателям, установленным при утверждении программ Правительством Российской Федерации, системе приоритетов и критериев формирования программ на среднесрочную перспективу, а также анализ хода выполнения программ. Результаты экспертных проверок и анализа хода реализации федеральных целевых программ должны были обеспечивать информационно-аналитическую поддержку решений по совершенствованию работы с федеральными целевыми программами и учитываться при формировании перечня федеральных целевых программ, предусматриваемых к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год. Разработка указанных проектов документов рассматривалось как подготовительный этап к формированию целостной системы мониторинга хода реализации федеральных целевых программ. Важнейшим элементом эффективной реализации федеральных целевых программ является возможность их оценки и при необходимости принятия решения о приостановке реализации или прекращении реализации федеральных целевых программ. В нормативно-правовых документах, определяющих работу с федеральными целевыми программами, в основном отсутствовал механизм, регламентирующий порядок прекращения реализации принятых в установленном порядке федеральных целевых программ. Приостановка реализации федеральных целевых программ может осуществляться в случае невыделения средств федерального бюджета на очередной финансовый год на реализацию программы. Кроме того, в настоящее время федеральные целевые программы могут прекращать свое действие или утрачивать статус самостоятельной федеральной целевой программы в случаях: · завершения срока их реализации; · включения мероприятий программы в качестве подпрограмм, разделов или направлений в другие федеральные целевые программы (например, федеральная целевая программа «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга» включена в качестве подпрограммы в федеральную целевую программу «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов»); · объединения нескольких федеральных целевых программ в одну (например, федеральные целевые программы «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет», АНТИ-ВИЧ/СПИД» после коренной переработки были включены в качестве подпрограмм в федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера»); · включения программ в межгосударственные программы (например, «Поддержка Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств» включена в межгосударственную программу); · отказа государственного заказчика от реализации программы (например, Минсвя-зи России намерено обратится в Правительство Российской Федерации о прекращении реализации федеральной целевой программы «Российский народный телефон. · Минпромнауки России (письмо от 7 мая 2003 г. №ВФ - 255/02) в целях реализации указанного пункта в соответствии с возложенными на него задачами будет осуществлять анализ привлечения средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на выполнение НИОКР федеральных целевых программ в рамках общего объема финансирования расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, с учетом доли финансирования НИОКР из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Минфин России предложил сокращать долю финансирования программ за счет средств федерального бюджета, в случае, если государственный заказчик не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий программы за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, только после рассмотрения докладов государственных заказчиков о реализации программы за отчетный год. Таким образом решение о приостановлении или прекращении реализации федеральной целевой программы принимает Правительство Российской Федерации по предложению Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России в случаях, когда по результатам экспертной проверки хода реализации федеральной целевой программы, проведенной Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Минпромнауки России, или анализа информации по итогам ее реализации за отчетный год установлено: · что государственный заказчик в отчетном году не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий целевой программы за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных утвержденной программой; · невыполнение сроков реализации программных мероприятий; · нецелевое использование средств, выделяемых на реализацию программ. Анализ итогов реализации федеральных целевых программ Важными целями экономической, социальной и региональной политики государства, решаемой посредством федеральных целевых программ, являются: · обеспечение прогрессивных структурных сдвигов; · реформирование утяжеленной, ресурсоемкой, разбалансированной экономической структуры; · повышение общей конкурентоспособности российской экономики; · реализация ее преимуществ в условиях глобализации мировой экономики. Основной результат проделанной работы заключается в повышении эффективности реализации программ, обусловленной, в том числе, сокращением количества федеральных программ, финансируемых из федерального бюджета, обеспечившим концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, и значительном росте объемов финансирования программ из федерального бюджета, что позволило приблизить объемы бюджетных назначений к объемам финансирования, предусмотренным при утверждении программ. В результате более последовательного использования одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев отбора программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, реализация утвержденных в установленном порядке Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ была направлена прежде всего на развитие социальной инфраструктуры, рациональной системы экономического регулирования, обеспечение внутренней и внешней безопасности, активизацию инструментов стимулирования инновационной активности.
Страницы: 1, 2, 3
|