реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Этика и морально-нравственные основы гражданской службы

реферат
о, что в сфере государственного управления действительно имеет место тенденция формирования авторитарной бюрократии, косвенно подтверждают следующие результаты исследования, выявившие весьма тревожные факты. Так, значительная часть служащих считает, что для успеха в служебной карьере моральные характеристики не имеют особого значения. С одной стороны, респонденты отдают должное моральным ценностям общества и отмечают в ряду доминантных характеристик честность (71,4%); умение общаться с людьми (57,1%); вежливость (49%); чувство долга (48,6%); терпимость и сдержанность при спорах (33,6%); беспристрастность (28,6%). С другой, - часть респондентов (14,3%) считает, что для успеха в служебной карьере соблюдение правил этики не имеет значения или скорее всего не имеет значения; а 11,3% не придают этому значения. Кроме того, две трети гражданских служащих считает в той или иной степени значимым для успеха в служебной карьере наличие влиятельного покровителя, хотя 33,6%, придающих покровительству наибольшее значение и 57,1% из всех считающих, что оно имеет значение, признают это явление одним из самых отрицательных черт современного общества. Ведь там, где в основу кадровой политики положено покровительство, назначение по принципу „своих“, „старых друзей", трудно говорить об эффективности государственного управления. Покровительство ведет к снижению ответственности, требовательности, к возникновению и распространению бюрократической волокиты. Этим объясняется наблюдаемая в управленческой сфере тенденция роста „бумаготворчества“, когда государственные ведомства и даже отдельные учреждения принимают „для себя“ всевозможные предписания и циркуляры, „умело“ обходя существующие законы. Отмеченная тенденция тесно переплетается с другой, уже упоминавшейся - формированием авторитарной бюрократии, что вкупе ведет к своеобразной реставрации командно-административной системы государственного управления. Своеобразие заключается в том, что в современном государстве отсутствует соответствующая командно-административной системе идеология. В результате государственные служащие с большим трудом идентифицируют себя с этой системой. Так две трети опрошенных расценивают существующую политическую систему как „плохую“ и „очень плохую“. Причем, чем ниже должность, тем больше недовольство.

Объясняется это тем, что сегодня очень многие члены общества оказались в неопределенном социальном положении, негативно относятся к „новым“ этическим нормам и юридическим правилам, признанным регулировать общественную жизнь, или безразличны к ним. Утрата коллективной солидарности, личной идентификации с обществом непосредственно влияют на рост отклоняющегося поведения, отчетливо проявляющегося в управленческой сфере в виде отсутствия лояльности. Только около 8,57% респондентов упоминает лояльность по отношению к государственной власти в ряду доминантных положительных моральных характеристик поведения госслужащего.

Лояльность граждан по отношению к государственным институтам производна от убежденности, что они защищают их интересы и служат реализации их целей. Если такой убежденности нет, то трудно убедить рядовых граждан в том, что существующие государственные структуры наилучшим образом соответствуют потребностям общества. На этой основе между государством и обществом возникает конфликт, разрешение которого предполагает соблюдение определенной организационной децентрализованности государственно-административного аппарата. С другой, - и должностные лица должны по личным убеждениям соответствовать своему общественному положению, сохранять лояльность по отношению ко всем государственным институтам и содействовать их непрерывной демократизации. Однако у значительной их части низка осознанность своего места и призвания, с чем связана и недооценка роли самодисциплины. На вопрос о том, как надо относиться к распоряжениям начальства по работе, лишь 33,6% опрошенных ответили, что их надо всегда выполнять - пренебрежение дисциплинированностью как моральной ценностью налицо. Отсюда можно заключить, что в сфере государственного управления не только подчиненные имеют поводы жаловаться на свое начальство, но и руководители вынуждены считаться с наличием серьезных проблем при выполнении их распоряжений нижестоящими, которые могут "испортить жизнь" своего начальника, занимаясь проволочками, волокитой, не предоставляя достоверной и полной информации и т.д. Поэтому укоренение здорового морального климата в аппаратах госуправления - необходимая предпосылка их успешной эффективной деятельности по реализации потенциала государства и создания нормальной жизни для народа, выведения страны из состояния неопределенности и аномичности (процесс разрушения базовых элементов культуры, этических норм и нравственных ориентиров).

Сформированная в ходе трансформационных процессов официальная структура российского общества не обеспечивает различным социальным группам принципиально одинаковую возможность легального достижения общепризнанных целей и тем самым вызывает приводящие к образованию неофициальных структур дисфункциональные нарушения социальной системы. Принципальная инвариантность общественного поведения резко возросла, а с нею вместе растет и постоянно воспроизводящая аномию нормативная и структурная неопределенность общественной системы, обусловленная нарушением стабильности социальных позиций, распадом их прежней предписанной иерархизации. В таких условиях расшатывается фиксированная структура общепринятых социальных норм и образцов поведения, люди лишаются чувства групповой солидарности, лежащие в основе их личностной идентификации, общественные связи слабеют и нарушается действенность коллективного контроля, что ведет к росту в обществе разных видов девиантного поведения. Ведь когда главной целью общества провозглашается материальное благополучие индивида, но не предоставляются легальные средства достижения этой цели, когда провозглашенные культурные ценности превозносит определенные значимые для всех цели, но при этом они ограничиваются или же полностью закрываются для значительной части членов общества, то масштабы отклоняющегося поведения возрастают.

Итак, проведенный анализ позволяет поставить диагноз нынешнего состояния российского общества. В структурном отношении оно неопределенно, а в культурном - аномично. Аномия мешает государственным служащим занять активную гражданскую позицию, что излишне бюрократизирует сферу государственного управления, снижая эффективность ее функционирования.

По мнению специалистов, причинами существования негативных нравственных качеств в поведении и деятельности служащих являются:

? недостатки нормативно-правового обеспечения государственной службы;

? традиционные недостатки кадрового обеспечения государственной службы - протекционизм, коррупция, патернализм;

? слабость служебного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе;

? отсутствие реальной связи государственной службы с гражданским обществом;

? традиционализм, использование старых механизмов и методов регулирования государственно-служебных отношений, отсутствие инновационных подходов;

? недостаточная социальная защищенность государственных служащих [15, с.127].

Каковы пути решения этих проблем?

Правовой путь - активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе.

Организационный путь - проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение государственного контроля за работой "зон повышенного риска" - административных служб, связанных с бизнесом, собственностью, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.

Кадровый путь - выработка и нормативное закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки.

Морально-психологический путь - восстановление традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики - служения государству и обществу.

Социальный путь - выработка системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, позитивной мотивации на добросовестное исполнение служебных обязанностей.

Политический путь - наличие политической воли государства, направленной на решительное пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной службы и кадровой политики.

Заключение

Формирование эффективных управленческих команд в сфере государственного управления - важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова "этос" - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины "этика", "мораль", "нравственность" по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - "этические правила", "моральные принципы", "нравственные нормы", придавая различные смысловые оттенки общему понятию.

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы "приспосабливает" уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера.

Трансформация социально-политической системы, экономических отношений, переоценка ценностей создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

Этические принципы и нормы в наиболее общей форме выражают требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.

Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи является органом исполнительной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики.

Служащие Госкоммолодежи УР, опираясь на общепризнанные нравственные ценности и профессиональный долг, в строгом соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и другими нормативными документами, регулирующими государственную службу, руководствуясь спецификой профессии, заботятся об авторитете государственной власти и престиже своей профессии.

Этические принципы деятельности служащих Госкоммолодежи УР базируются на соблюдении Конституции РФ, законов РФ и иных нормативных актов, а также на соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Основными принципами деятельности служащего Госкоммолодежи УР являются профессиональная компетентность, беспристрастность и добросовестность.

Наличие доверия во взаимоотношениях государства и общества является тем общественным капиталом, без которого невозможно их взаимозависимое эффективное функционирование и демократическое развитие страны. Главной предпосылкой этой эффективности является успешное осуществление государственными служащими своих должностных обязанностей, их готовность принимать самостоятельные решения и нести моральную ответственность за их реализацию. В этом плане не все в сфере государственной службы находится на должном уровне, о чем свидетельствует проведенный социологический опрос гражданских служащих г. Ижевск, в том числе, служащих Госкоммолодежи УР.

Мы предложили следующие пути решения проблем:

активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе;

проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение государственного контроля за работой "зон повышенного риска" - административных служб, связанных с бизнесом, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.;

выработка и нормативное закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам;

восстановление традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики - служения государству и обществу.

выработка системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, позитивной мотивации на добросовестное исполнение служебных обязанностей.

наличие политической воли государства, направленной на решительное пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной службы и кадровой политики.

Библографический список

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

3. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

4. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

5. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации".

6. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим".

7. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)".

8. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

9. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации".

10. Постановление Правительства УР №26 "Об утверждении положения о государственном комитете Удмуртской Республики по делам молодежи" от 27 марта 2006г.

11. Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. Практическое пособие кадровика. - М.: Экономика, 2003. -с.344.

12. Беголипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления.М. - Ростов на Дону. 2004. -с.267

13. Бойков В.Н. Профессиональная культура государственной службы // Социологическиек исследования. 1999. № 2. -с.23-28.

14. Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. - М.: РАГС, 2006. -с.456.

15. Государственная политика и управление. Учебник: В 2 ч. /Под ред. Л.В. Сморгунова. - М.: РОССПЭН, 2007. -с.433.

16. Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / Под ред.В.П. Иванова. - М.: Известия, 2004. -с.264.

17. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет (Под общей редакцией Окотского Е. В) М. 1998-с.465.

18. Государственный аппарат и политические реформы в современной России /Под ред.В.Г. Игнатова. - Ростов н/Д: СКАГС, 2006. -с.417.

19. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Уч. пособие /Под общ. ред.В.М. Соколова и А.И. Турчинова. - М.: РАГС; Статут, 2006. -с.297.

20. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник.М. 2005. -с.327.

21. Игнатов В.Г., Беголипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Ростов на Дону. 2000. -с.265.

22. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления.М. 2005.

23. История государственного управления в России. Учебник / Под ред.Р.Г. Пихои. - М.: РАГС, 2002. -с.388.

24. Луганский К.Ф. Канавченко Е.В., Шувалова Н.Н. - Государственные служащие: нравственные основы деятельности и этикет // Государственная служба: теория и организация. Курс лекций // Ростов на Дону. 1998. -с.422.

25. Любимов А.П. Принципы правовой этики государственных служащих // Представительная власть. 2007. № 2. - с.15-18.

26. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. - М.: Дело, 2002. -с.385.

27. Махов Е.Н. Инновационная культура в кадровой сфере. - М.: РАГС, 2001. -с.522.

28. Мельников В.П. Государственная служба в России: Исторический опыт. - М.: РАГС, 2005. -с.395.

29. Нравственные основы государственной службы России: Учеб. пособие. - М.: РАГС, 2003. -с.266.

30. Рогожин М.Ю. Справочник кадровика. Оформление документов. - М.: Бератор-Пресс, 2003. -с.289.

31. Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля. Уч. пособие /Под ред.А.М. Беляева, Е.Д. Богатырева и др. - М.: Финакадемия при Правительстве РФ, 2007. -с.31.4

32. Социологические исследования в системе государственной службы. 1992-2002. - М.: РАГС, 2003. -с.35.

33. Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих.М. 2000. -с.327.

34. Столяров А.В. Эффективность труда руководителей органов государственного управления. - М.: МТиСР, 2003. -с.426.

35. Столярова В.А. Функции и оценка труда работников аппарата управления. - М.: МтиСР, 2003. -с.349.

36. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента: Практическое пособие.3-е изд., исп. и доп. - М.: Дело, 2001. -с.381.

37. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -с.563.

38. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: Моральные основы. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. -с.360.

Приложение

Приложение 1

Опрос на тему: ”Профессиональная этика и морально-нравственные основы госслужащих”

1. Удовлетворены ли вы существующим моральным климатом на государственной службе?

1) да

2) нет (указать, что именно не устраивает)

2. Насколько оправдано взяточничество?

1) Никогда не оправдано

2) В большей или меньшей мере оправдано

3) Всегда оправдано

3. Выступаете ли вы за приоритет государственного интереса над личным?

1) да

2) скорее да, чем нет

3) скорее нет, чем да

4) нет

4. Какие качества являются наиболее значимыми для государственных служащих? (выбрать 3 наиболее значимых)

1) честность

2) умение общаться с людьми

3) вежливость

4) чувство долга

5) терпимость и сдержанность при спорах

6) беспристрастность

5. Имеет ли значение соблюдение правил этики для успеха в служебной карьере?

1) имеет значение

2) скорее всего не имеет значение

3) не имеет значение

4) не придаю значение

6. Имеет ли значение наличие влиятельного покровителя для успеха в служебной карьере?

1) да

2) нет

7. Является ли покровительство одним из самых отрицательных черт современного общества?

1) да

2) нет

8. Как надо относиться к распоряжениям начальства?

1) Обязательно выполнять

2) Не обязательно выполнять

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.