реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Электронное правительство

реферат
p align="left">Говоря об электронном правительстве и в частности о внедрении сектора G2G, следует понимать, что прежде всего речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами. Нельзя вести речь о том, что внутриправительственная трансакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота. 1 Отдельные же операции, скажем, пересылка по электронной почте документа, который адресатом снова распечатывается для подачи на подпись другому чиновнику, ни коим образом не характеризуют правительство как электронное.

Итак, кроме использования ИТ и создания информационных ресурсов, электронное правительство требует принятия соответствующей нормативно-правовой базы. Так, следует законодательно закрепить норму, согласно которой электронный документ не является просто электронной копией бумажного, а что это первичный, т.е. главный документ, с которым можно работать так же в электронном виде. Это означает, в свою очередь, потребность в законе об электронной цифровой подписи, об электронном документообороте, о защите данных, об обучении и аттестации служащих, о формах сотрудничества правительственных структур с ИТ-компаниями и т.д. 2

Последнее чрезвычайно важно, поскольку без законодательной легализации взаимоотношений бизнеса и правительства, без четкой регламентации процедур возможного сотрудничества и указания его границ на сферу внедрения электронного правительства распространятся недостатки правительства имеющегося, офф-лайнового. Никуда не деться от того, что электронное правительство - это значительные, очень значительные затраты. В предыдущем разделе уже шла речь об ориентировочном размере этих затрат. Ведь необходимо обеспечить как минимум технику (рабочие станции, серверы), лицензионное программное обеспечение, отдельную телекоммуникационную инфраструктуру для внедрения правительственного интранета, услуги выделенного доступа, подготовку персонала - как обучение собственно служащих, так и привлечение специалистов по ИТ, создание отделов информационной безопасности. 3

Эти потребности постепенно начинает признавать и украинское правительство. Начальник Управления стратегии развития информационных ресурсов и технологий Кабинета Министров Украины Виктор Бондарь заявляет, что "сейчас правительство обратило внимание на то, насколько новые технологии дадут возможность изменить подход в работе вообще. К этому шли очень долго, но потом решили, что не надо изобретать велосипеда, и если человека что-то интересует в работе государственных органов, то не надо создавать огромные аппараты и тратить кучу времени на то, чтобы этот интерес удовлетворить, в то время как у человека есть возможность за 5 минут найти все ответы на свои вопросы. Для этого решения просто созрели. Время пришло. Не только руководство начало понимать, что эти технологии действительно облегчают работу”. 4 В правительстве была создана уникальная автоматизированная система, все увидели, насколько она эффективна изнутри. Она не только облегчает и ускоряет работу, она работу оптимизирует и упрощает. Она даст возможность создать механизм анализа, что и как делается. Значительное количество процессов перестроено. Если раньше движение документов осуществлялось по две-три недели, то теперь все происходит намного быстрее. 5

Конечно, это примитивное толкование возможностей электронного правительства в сфере оптимизации внутриправительственных процессов. Тем не менее, положительным является уже сам факт попытки использования информационных технологий для правительственных потребностей. Ведь продвигать новые технологии в закоснелый госаппарат, где огромное влияние имеет пласт среднего и мелкого чиновничества, у которого бюрократическая волокита остаётся основной тактикой и стратегией государственного бизнеса, очень сложно. Но, по словам начальника управления, сложно не потому, что кто-то сопротивляется. "Есть большая текущая загруженность. Люди привыкли работать по одной схеме - бумага к бумаге и т.д. Мы меняем схему работы и автоматизируем процессы. Все понимают, что это облегчит работу, но времени переключиться, научиться чему-то новому очень мало, и многие очень боятся, что пока они будут учиться, - что-то не успеют, сорвутся сроки и т.п.

На центральном уровне это не слишком большая проблема, и она, как показывает практика, вполне решаема. На среднем, районном уровне, где работают непосредственные исполнители, выполняющие 75% работы государства с гражданами, вероятно, будут большие проблемы с переходом на новые схемы работы. Но, в основном, по причине отсутствия времени. Хотя, конечно, есть проблема и собственно с перестройкой схемы работы. Сейчас три четверти времени на этом уровне идет на то, чтобы человеку объяснить, куда ему направляться, что делать, какие документы подготовить, как написать, когда сдать и т.п. Конечно, меняться что-либо там будет не очень быстро, и не всех это устроит". 4 То есть, правительство определило ближайшие перспективы продвижения ИТ на всех уровнях государственного управления, однако снова ни коим образом речь не идет об улучшении возможностей контроля или предотвращения коррупции на том же районном и местном уровне.

Электронное правительство снова воспринимается как инструмент, а не как целостная концепция, отражающая абсолютно новые подходы к каждому звену правительственной структуры, к каждому элементу процесса управления государством. Еще одним подтверждением этого является применение проверенных методов поощрения при внедрении электронного правительства на местах: “главным стимулирующим фактором будущего активного процесса на местах при переходе на новые схемы работы является то, что правительство взяло выполнение этого постановления под особый контроль. Ежемесячно будут требоваться из мест отчеты для анализа, как идёт выполнение на местах и на уровне центральных органов исполнительной власти". 4

Это заявление означает, что новые схемы, присущие собственно электронному правительству - элементарное общее администрирование местных ресурсов, мониторинг обновления контента, статистика посещаемости, форумы для пользователей и специалистов - не планируется использовать в качестве контрольного механизма. Таким образом, под грифом инновационных процессов фактически вводятся дорогие инструменты, которые требуют дополнительных затрат не только денег, но и времени.

Так, первый отчет о сделанной работе, полученный непосредственно из правительственных источников, сообщает, что в январе 2002 г. разрабатывались концепция и техническое обеспечение, в соответствии с которыми будет строиться центральный портал. В результате этого будет пересмотрен дизайн, структура, требования к программному и техническому обеспечению. Техническая сторона проблемы в самом деле беспокоит специалистов управления. Через три-четыре месяца после открытия на сайт Кабинета Министров Украины - www.kmu.gov.ua - по словам Виктора Бондаря, ежемесячно заходило 15-20 тысяч уникальных пользователей. Допускается, что посещаемость нового правительственного портала (всё ещё тестируемого) будет в 10-15 раз большей.

Относительно решения этой проблемы члены правительства избрали очень странную для бюджетников и недопустимую для государственных деятелей позицию: “сейчас сайт Кабмина работает на доморощенном и, соответственно, непрофессиональном программном обеспечении, и поэтому доступ большого количества пользователей к ресурсу часто весьма сложен. Для реализации проекта портала исполнительной власти будет объявлен конкурс. Для участия в тендере, компания должна иметь определенное количество законченных проектов с хорошим трафиком, - в том числе сделанных для госорганов, проверенных временем, в которых учтен и вопрос безопасности. Мы не хотим, чтобы на нас тренировались". Во-первых, по объективным оценкам, отечественные специалисты по ИТ являются одними из наиболее профессиональных в мире, их продукт часто качественней зарубежного, и всегда - дешевле. А при формировании бюджета Украины стоимость - далеко не последний критерий.

В качестве гарантии, что конкурс будет открытым и честным, господин Бондарь привел пример раздела "Государственные закупки" (http://www.kmu.gov.ua/aspekt/gos_zakupki/gos_zakupki.htm), который появился в конце 2001 г. на сайте Кабмина. “Здесь имеется информация об условиях разнообразных конкурсов на закупку Кабинетом Министров Украины товаров, работ и услуг за государственные средства, о претендентах и победителях конкурсов, то есть, можно посмотреть результаты тендеров и понять, чему кто-то стал победителем. Все будет максимально открытым. Заранее будут выложены на сайт условия конкурса и все поступившие предложения. Эта система уже принесла свои положительные результаты. Если раньше услуги интернет-провайдера нам обходились в 12 тысяч гривен в месяц, то в результате открытого тендера мы получили поставщика этой услуги за 8.5 тыс. гривен в месяц, с тем же качеством и с выполнением всех необходимых условий относительно безопасности". 4

Тем не менее, налогоплательщиков может заинтересовать другая цифра - тендер на снабжение компьютерами, скажем, секретариата выиграло предложение, которое равняется чуть ли не $1500 за одно рабочее место. Во-первых, зачем секретариату (по крайней мере, на первом этапе - все проекты лишь в разработке, да и не заработало еще правительство столько, чтобы позволить себе такую роскошь) компьютеры и мониторы профессионального уровня? Ведь государственный служащий не может находиться на рабочем месте дольше, чем 8-часовой рабочий день плюс обеденный перерыв. Также нет насущной необходимости в программном обеспечении с наилучшей производительностью. Ни играм, ни 3D-изображению в секретариате не место, а тексты осилит и старенькая программа free ware - что, кстати, и безопаснее.

При таких значительных аппаратных и программных затратах было бы логично ожидать внедрения максимально эффективных схем использования технического ресурса. Скажем, создания единой общей или нескольких отдельных (в границах отдела) локальных сетей. Или собственной серверной базы. Но ни в одном пункте “потребностей правительства” не указана ни кабельная продукция, ни любое другое оборудование, оправдывающее своей эффективностью настолько значительные бюджетные затраты. То есть, управлением предпринимается ряд тактических шагов при отсутствии стратегии и общего понимания цели инноваций - а следовательно, отсутствует общее понимание возможностей ИТ, реализуемых в информационном обществе и, более узко, в электронном правительстве. Та же проблема касается и контента - содержательного наполнения сетевых ресурсов правительственных структур. Всё же остается вероятность, что в окончательной концепции портала все же будут учтены возможности G2G-модуля.

Но все же одной из главных проблем, с которой сталкивается реализация проекта электронного правительства, остаётся вопрос финансирования - несмотря на то, что постановление поручает предусмотреть финансирование работ по созданию и поддержке порталов Министерства Финансов, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, Госкомсвязи при разработке проектов государственного бюджета Украины, Государственной программы экономического и социального развития Украины и задач Национальной программы информатизации. Работы же по центральному порталу должны финансироваться за счет бюджета Кабинета Министров, и львиная часть - за счет Программы информатизации Украины на 2002 год.

По этому поводу следует отметить, что бюджет Государственного комитета связи и информатизации Украины на 2002 год был определен в сумме 109 млн. 180 тыс. 400 гривен. Плюс на аппарат Госкомсвязи в бюджете-2002 были заложены затраты в 91 млн. 726 тысяч. Руководство и управление в сфере связи и информатизации стоили госбюджету в 2002 году 2 млн. 676 тыс. 900 грн. В целом общеаппаратный бюджет Госкомсвязи составил 203 млн. 511 тысяч 300 грн. (около $38.4 млн.)

В сравнении с этим 1 млн. 15 тысяч 200 грн., выделенные на прикладные исследования в сфере современных информационных систем связи, а также 45 млн. гривен на информатизацию общеобразовательных учебных заведений и компьютеризацию сельских школ, и плюс 100 тысяч гривен на проведение научных выставок и конференций в области связи и информатизации - чрезвычайно скромная сумма, не говоря уже о бюджете собственно Программы информатизации. Среди государственных затрат в этой сфере имеет смысл вспомнить и 30 тысяч гривен на повышение квалификации госслужащих, а также 24 млн. 356 тысяч 700 гривен для "подготовки кадров в области связи и информатизации".

В общем, бюджетные показатели говорят о том, что, несмотря на прогрессивные постановления и указы, государству пока не до вложений значительных ресурсов в развитие. Хотя общая сумма бюджетных затрат, которые теоретически действительно должны быть израсходованы на развитие, довольно значительна - 78 млн. 501 тыс. 900 гривен (около $14.8 млн.), но некоторые члены правительства с относительным скепсисом смотрят на эффективность отдельных расходов. Здесь пока сложно спорить, поскольку, например, затраты на компьютеризацию и информатизацию сельских школ - расходы стратегического значения, и их потенциальную эффективность не сравнить с какими бы то не было тактическими проектами.

Но все же Национальная программа информатизации - проект также стратегический, и рассчитанный не на один год. Если использовать термины Закона "О концепции национальной программы информатизации", где сказано, что "информатизация - это совокупность взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических, производственных процессов, направленных на создание условий для удовлетворения информационных потребностей, реализации прав граждан и общества на основе создания, развития, использования информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий, созданных на основе применения современной вычислительной и коммуникационной техники", то 8 млн. гривен в год на ее развитие однозначно мало для государства, которое стремится к реальному развитию в этой области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.