реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Экономические меры обеспечения рационального использования и охраны земель

реферат
p align="left">Уголовный кодекс Республики Беларусь (статьи 263-283) устанавливает уголовную ответственность за умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов, нарушение требований экологической безопасности, загрязнение атмосферы и т. д.

Составными частями вреда, наносимого земельным ресурсам, являются ущерб, убыток, упущенная выгода, моральный вред.

Ущерб имущественный - ущерб, нанесенный имуществу физического или юридического лица вследствие причинения ему вреда или неисполнения заключенного с ним договора.

Убыток ~ в гражданском праве выраженный в денежной форме ущерб, который причинен одному лицу противоправными действиями другого. Под убытком понимаются:

реальный ущерб, т. е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества;

неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Моральный вред в контексте права окружающей среды как элемент вреда, нанесенного земельным ресурсам, заключается в нравственных или физических переживаниях и страданиях в связи с ухудшением состояния здоровья человека из-за загрязнения земель химическими, радиоактивными и иными вредными веществами, потерей в этой связи работы и т. д.

Экологический ущерб проявляется в форме загрязнения, порчи, уничтожения, повреждения, истощения земельных ресурсов. Вследствие влияния данных форм и деградации земель может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Совершая количественные и качественные изменения в окружающей природной среде через ухудшение состояния земель, экологический вред негативно воздействует на жизнь и здоровье человека, его генетическую программу, на состояние материальной базы хозяйствующих субъектов, снижение производительности труда, ухудшение других экономических показателей. В данном случае причиняемый земельным правонарушением вред выступает в форме экономического вреда (посягает на экономические интересы землепользователя) и экологического вреда (выражается в нарушении экологических интересов общества в благоприятной окружающей среде -загрязнении, истощении, разрушении земель).

Кроме того, зачастую экологический ущерб связан с недополучением землепользователем доходов, которые он мог бы получить при нормальных условиях, т. е. связан с упущением выгоды. К примеру, землепользователь мог бы получить более чистую в экологическом отношении, менее загрязненную различными химическими и радиоактивными веществами продукцию и более выгодно ее продать, если бы загрязнение окружающей среды было меньшим.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Наиболее распространенным видом юридической ответственности за нарушение земельного законодательства является административная ответственность как форма юридической ответственности физических и юридических лиц, должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение в сфере использования и охраны земель. Под административным правонарушением (проступком) следует понимать предусмотренное действующим законодательством противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на установленный в государстве правопорядок, права и свободы граждан.

Одним из обязательных условий самостоятельного существования административного проступка в сфере использования и охраны земель (равно как и других природных объектов и природных ресурсов) является отсутствие в нем состава преступления.

Подобно уголовному правонарушению (преступлению), административное правонарушение включает 4 элемента, образующих его состав (субъект, объект, субъективную, объективную стороны). Как правило, разграничение составов преступлений и проступков идет по 3 признакам: умысел; повторность; наличие вреда. По умыслу проводится разграничение в статье 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь (порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере), в статье 263 (умышленное уничтожение либо повреждение памятников природы или других особо охраняемых природных объектов и комплексов). По повторности разграничения проводятся в большинстве статей Уголовного кодекса Республики Беларусь (раздел IX «Преступления против экологической безопасности и природной среды»), где требуется административная преюдиция, т.е. привлечение к уголовной ответственности после применения мер административного воздействия. По наличию вреда разграничивают преступления и проступки в основной массе экологических составов. Как правило, экологические преступления относятся к материальным составам, так как наличие вреда они считают необходимым элементом состава.

В целом административная ответственность за нарушение земельного законодательства означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере землепользования. Помимо определенных статьей 6.2 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП) от 21 апреля 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями)1 административных взысканий (предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация; депортация; взыскание стоимости предмета административного правонарушения) к их числу можно отнести и некоторые другие меры административно-правового характера, однородные с лишением определенных прав - лишение разрешений (лицензий) на занятие определенной деятельностью, принудительное прекращение деятельности предприятия (его части), приостановление или ограничение права природопользования и т. п.

В отличие от дисциплинарной административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, учреждения и т. п., а специально уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами в точном соответствии с их компетенцией. Так, в соответствии со статьей 15.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) органы, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях, привлекают к административной ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации, консервации, ликвидации промышленных, научных или иных объектов.

Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части КоАП в пределах, установленных санкцией статьи его Особенной части, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность должностного лица или иного работника юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за которую было наложено указанное взыскание.

Для административной ответственности в сфере землепользования характерным является, прежде всего, то, что административные правонарушения относительно не опасны в сравнении с уголовными преступлениями, а поэтому административные взыскания носят более мягкий характер. Однако, учитывая, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, законодательство обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие или отягчающие обстоятельства, т. е. вводит правовой механизм обеспечения справедливости при применении взысканий.

В частности, в соответствии со статьей 7.2 КоАП смягчают административную ответственность следующие обстоятельства:

чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;

наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Суд, а также орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в КоАП. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Вместе с тем КоАП (статья 7.3) установил обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Такими обстоятельствами признаются:

продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

совершение административного правонарушения повторно;

вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

совершение административного правонарушения группой лиц, т. е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

Кроме того, суд либо орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать в отдельных случаях отягчающим административную ответственность некоторые обстоятельства.

Вместе с тем административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности не только по органам, ее применяющим, но и по характеру санкций, особому процессуальному порядку ее применения. Как и уголовная, административная ответственность может применяться в совокупности с гражданско-правовой. Тем не менее, законодательство не допускает применения одновременно мер административной и уголовной ответственности. В данном случае, в зависимости от признания соответствующего правонарушения административным проступком или преступлением, применяется один из указанных видов ответственности. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях административная ответственность применяется только за те административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью Кодекса, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. В этой связи проблема соотношения преступления и проступка весьма актуальна, так как именно это обусловливает наиболее точное применение закона и законности. К примеру, статья 15.11 КоАП признает нарушения, связанные с порчей земель. Те же действия в соответствии со статьей 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь признаются преступлением, если они совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же правонарушения. Таким образом, в каждом конкретном правонарушении в области охраны природы есть признаки, позволяющие отграничить преступление от проступка.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства устанавливается в статье 158 Кодекса Республики Беларусь о земле. Конкретные же виды административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды устанавливаются в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, статья 15.10 данного Кодекса предусматривает ответственность за неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственных целей либо нецелевое использование земель. Этот вид административного правонарушения проявляется в том, что отдельные участки земли остаются без использования, часть ценных угодий переводится в бросовые земли, пахотные земли - в сенокосы, пастбища и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.