Экономическая основа конституционного строя
Оглавление- Введение
- 1. История формирования экономических основ конституционного строя России в советский период
- 1.1 Экономические основы конституционного строя после революции 1917г. Принятие Конституции 1918г. и первой Конституции СССР 1924г.
- 1.2 Экономические основы конституционного строя в Конституциях СССР 1924 и 1977 г.г. и принятых на их основе Конституциях РСФСР 1925 и 1978г.г.
- 1.3 Изменение экономических основ Конституции и предпосылки экономических реформ в начале 90-х
- 2. Экономическая основа конституционного строя по Конституции РФ 1993г.
- 2.1 Свобода экономической деятельности в РФ и единство экономического пространства на всей территории РФ как экономические основы конституционного строя
- 2.2 Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя
- 3. Гарантия различных форм собственности в РФ как экономическая основа конституционного строя
- 3.1 Государственная, муниципальная собственность в РФ
- 3.2 Частная собственность в РФ
- Заключение
- Библиография
ВведениеВ социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрализму форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Соответственно менялись представления о форме руководства экономическими процессами - то директивное прямое государственное (аппаратное) правление с возобладанием государственного планирования, то идеи смешанной планово-рыночной экономики, то вновь прекраснодушное отношение к рыночным формам хозяйства и ограничение государства лишь регулятивными функциями, то требование усиления государственно-надзорных и контрольных функций, а если необходимо - использования методов опять-таки непосредственного государственного управления отдельными отраслями хозяйства.Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить, во-первых, свободу экономической деятельности и, во-вторых, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т. е. единство экономического пространства на всей территории страны.Координационная деятельность в сфере правоприменения очень актуальна и характеризуется наличием мощных координационных регуляторов. Она, как и иные разновидности юридической деятельности, выполняет, хотя и достаточно специфически, экономическую функцию.Учитывая многофункциональность координационной деятельности, можно говорить, конечно, условно, о "дереве функций", представляющем их определенную иерархию. Координационной деятельности присущи общесоциальные, специально-юридические и собственные (собственно-специальные) функции. Первые две группы функций свойственны любой юридической деятельности и характерны для координационной деятельности как разновидности последней. Последние функции специфичны и присущи, в рассматриваемом аспекте, только координационной деятельности, что позволяет отметить особое место и особую роль координационной деятельности для других типов (видов, подвидов) юридической деятельности.Таким образом, среди наиболее значимых общесоциальных функций координационной деятельности следует назвать и экономическую. Реализация экономической функции происходит с помощью различных координационных правовых способов и средств. Прежде всего, это координация правоприменительной, контрольной и надзорной деятельности в области регулирования экономических отношений.Исследованность темы: Длительное время - период существования СССР - ей уделялось недостаточно внимания в силу слабого развития ряда демократических начал в экономическом устройстве общества - необходимых условий для осуществления рыночной экономики. В настоящее время положение существенно изменилось. Переход от централизованной плановой командно-административной экономики к свободному рынку, где субъекты хозяйствования самостоятельны в принимаемых ими экономически значимых решениях, привел к почти полному отказу органов государственной власти и местного самоуправления от координации управления экономической сферой жизни общества.Проблема повышения эффективности государственного управления - одна из главных задач, стоящих перед Российской Федерацией. Активное участие в ее решении должна принять и юридическая наука. Наибольшее внимание здесь следует уделить именно повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе в сфере государственного регулирования экономических процессов, с помощью координационного инструментария.Как отмечает Ю.А. Тихомиров, в современном обществе значительно меняются представления о власти и ее выразителях. Степень властности в отдельных разновидностях деятельности органов государственной власти и местного самоуправления неодинакова. Г.М. Петров, противопоставляя подчинение и координацию, пишет, что "основной смысл данной группировки заключается в том, чтобы подчеркнуть, что управление, которое строится на властных отношениях неравных по своему правовому положению участников, осуществляет не только подчинение. В тех случаях, когда между субъектом и объектом управления нет организационной подчиненности, одним из методов воздействия может являться координация".В процессе написания дипломной работы были изучены работы отечественных и зарубежных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие процесс становления экономических основ конституционного строя в России.Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между государством и обществом (в лице уполномоченных органов) и субъектами экономической деятельности.Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты формирования правового регулирования экономических основ в России, его состояние, практика применения.Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать процесс становления экономических основ конституционного строя в России, выявить основные тенденции его современного развития, выяснить проблемы практического применения правового регулирования экономики в России.Задачами настоящей дипломной работы следует считать: 1. рассмотреть историю формирования экономических основ конституционного строя России в советский период; 2. рассмотреть экономические основы конституционного строя по Конституции РФ 1993г 3. рассмотреть институт собственности в РФ как экономической основы конституционного строя. При написании данной дипломной работы использованы следующие научные методы исследования: Юридический метод, который включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему - аутентичным, расширительным, ограничительным. Социологический метод включает опросы (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц - работников правоохранительных органов, населения. Использование данного метода даёт возможность судить об эффективность применяемых мер с различных точек зрения. Сравнительный метод предполагает сопоставление различных правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства и различий. В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам теории государства и права, конституционного права. 1. История формирования экономических основ конституционного строя России в советский период1.1 Экономические основы конституционного строя после революции 1917г. Принятие Конституции 1918г. и первой Конституции СССР 1924г.Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной форме государство в соответствии с идеями В.И.Ленина было объявлено Республикой Советов, т.е. органами государственной власти в центре и на местах стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.В первые дни и месяцы советской власти проводились мероприятия по созданию и упрочению ее основ. Они воплощены в ряде декретов, которые можно считать актами конституционного значения. В первые месяцы советской власти все они в совокупности составляли неписаную конституцию Российского государства - до появления единого официального текста.Переход всей полноты власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства, в руки Советов закрепил II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он принял 7 ноября (по старому стилю - 25 октября) 1917 г. обращение "Рабочим, солдатам и крестьянам!", в котором провозгласил программу социальных и демократических преобразований, прежде всего: демократический мир всем народам; безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; рабочий контроль над производством; обеспечение всем нациям, населяющим Россию, подлинного права на самоопределение.Съезд сделал и первые шаги в практическом направлении. Он принял специальное обращение "О полноте власти Советов" и постановил, что вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Декретом от 8 ноября 1917 г. "Об учреждении Совета Народных Комиссаров" съезд образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу. Таким образом, решениями II Всероссийского съезда - и в этом их конституционное значение - были созданы практически все главные звенья государственного руководства страной, которые затем нашли отражение в Конституции РСФСР 1918 г.Декретом II Всероссийского съезда "О земле" отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа; признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена, раз и навсегда, частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние; переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства. Тем самым в декрете была заложена существенная часть предпосылок нового конституционного строя России.В декрете "О мире" II Всероссийский съезд заложил основы внешнеполитической деятельности советского государства, базирующейся - если исходить из текста - на миролюбии, неприменении насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождение "трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации".Конституционное значение имели и многие последующие декреты советской власти, предшествовавшие первой российской Конституции.К актам направленным на создание экономических основ нового строя можно отнести в частности, "Положение о рабочем контроле", принятое ВЦИК 27 ноября 1917 г.; декрет ВЦИК "О национализации банков" от 27 декабря 1917 г.; "О социализации земли" от 9 февраля 1918 г.; декреты СНК "О национализации внешней торговли" от 22 апреля 1918 г.; "О национализации крупнейших предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной и других ведущих отраслей промышленности" от 28 июля 1918 г. и др.Декреты советской власти проводились в жизнь. Но власть хорошо понимала, что ее полноценное законное оформление должно выражаться в принятии конституции. Решение о ее разработке было принято III Всероссийским съездом Советов.10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую советскую Конституцию. Текст Конституции РСФСР состоял из преамбулы и шести разделов.Конституция РСФСР 1918 г. была, естественно, продуктом своей эпохи и служила возникшему в России строю, оформляла его. С одной стороны, она зафиксировала то, что уже существовало на практике, с другой - была нацелена на будущее, т.е. предполагала расширение на ее основе социалистических общественных отношений. При этом отнюдь не исключалась корректировка ее положений в условиях динамичного становления нового строя. Отмечая это, В.И.Ленин говорил о данной Конституции: "Она концентрирует то, что уже дала жизнь, и будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизни".Конституция РСФСР сыграла важную роль в конституционном строительстве других советских республик, возникавших в это же время.Отражая национальные особенности и условия, эти конституции в регулировании новых общественных отношений в целом все-таки брали Конституцию РСФСР за пример. Конституции были едины в закреплении характера новой власти как власти трудящихся в форме Советов, в установлении таких же социально-экономических основ строя. Конституции сыграли свою важную роль в истории республик, одновременно содержали предпосылки для последующего объединения республик в Союз ССР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|